Найти в Дзене
Киноборт

8 главных фактов о фильме «Брат» (1997)

Фильм «Брат» вышел в 1997 году. На тот момент никто не рассчитывал на какой-либо успех, даже актеры, которые в нем снимались, а все из-за того, что у картины был рекордно низкий бюджет, в главной роли - новичок-непрофессионал, а режиссер просто хотел заработать денег на другой свой проект. Но картина стала культовой, а образ Данилы Багрова стал олицетворением целой эпохи. В этой статье расскажу 8 фактов о первой части «Брата». Если вам нравится контент, то не забудьте подписаться и поделиться статьей с друзьями - это здорово меня мотивирует создавать новый контент. Также, читайте другие статьи на канале: В середине 90-х на студии Горького затеяли амбициозный проект: молодым и перспективным режиссерам предлагались мизерные деньги на настоящее кино, которое, в идеале, должно принести большую прибыль в прокате. Бюджета не хватало ни на декорации, ни на спецэффекты, ни на съемки в каких-то экзотических локациях. Работать кинематографистам предлагалось на улицах своего города, интерьеры
Оглавление

Фильм «Брат» вышел в 1997 году. На тот момент никто не рассчитывал на какой-либо успех, даже актеры, которые в нем снимались, а все из-за того, что у картины был рекордно низкий бюджет, в главной роли - новичок-непрофессионал, а режиссер просто хотел заработать денег на другой свой проект. Но картина стала культовой, а образ Данилы Багрова стал олицетворением целой эпохи.

В этой статье расскажу 8 фактов о первой части «Брата». Если вам нравится контент, то не забудьте подписаться и поделиться статьей с друзьями - это здорово меня мотивирует создавать новый контент. Также, читайте другие статьи на канале:

«Брата» (1997)
«Брата» (1997)

1. «Брата» сняли за пятьсот миллиардов рублей (или 100 тысяч долларов)

В середине 90-х на студии Горького затеяли амбициозный проект: молодым и перспективным режиссерам предлагались мизерные деньги на настоящее кино, которое, в идеале, должно принести большую прибыль в прокате.

Бюджета не хватало ни на декорации, ни на спецэффекты, ни на съемки в каких-то экзотических локациях. Работать кинематографистам предлагалось на улицах своего города, интерьеры снимать дома у знакомых. В целом, это была интересная творческая задача (хотя сформулированная, понятно, не от хорошей жизни).

«Брат» Алексея Балабанова стал самым ценным, что родилось из этой затеи. Говорят, что бюджет составил микроскопические 50 тысяч долларов, но продюсер Сергей Сельянов в одном из интервью как-то уточнил:

«99 600 долларов – у меня до сих пор где-то лежит листок А4, на котором ручкой с двух сторон записаны расходы».

Другими словами, до дефолта 1998 года в Россий была бешенная инфлаяция. Поэтому на 1997 год $100 000 - это порядка 550 000 000 рублей, при средней зарплате по стране 900 000 рублей. Все равно, это невероятно скромные деньги.

-2

2. Сергей Бодров попал в фильм благодаря «Кавказскому пленнику»

Критик Мария Кувшинова, автор книги «Балабанов», пишет, что сюжет «Брата» родился из старой идеи Балабанова «соединить в одном фильме бандитов и музыкантов:

«Я и с теми общался, и с другими, знал эти миры – музыкальный лучше, бандитский хуже».

Первый вариант сценария был не более чем наброском: Балабанов искал актера, который смог бы встать в центр фильма, чтобы потом переделать сценарий уже конкретно под него.

И такого актера он нашел на «Кинотавре» в 1996 году, когда посмотрел фильм Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник». «Сережа мне очень понравился тогда, – рассказывал Балабанов. – Кино не понравилось, потому что мне Меньшиков не нравится, – и вообще, оно слабое. Я Сереже предложил: «Давай кино вместе сделаем. Только у меня денег нет». Он говорит: «Ну, давай». Позже Балабанов уверенно называл Бодрова-младшего главной составляющей успеха фильма. В первом варианте сценария, кстати, Данила был «более брутальным» героем.

-3

3. Актеры снимались в своей одежде

Из-за ограничений в бюджете многие актеры снимались бесплатно и в своей одежде (некоторым заплатили гонорар позже, когда фильм стал хорошо продаваться на кассетах). Актриса Светлана Письмиченко, например, получила тысячу долларов только через несколько месяцев после премьеры. Вячеслав Бутусов снялся в фильме (и предоставил права на музыку) в обмен на то, что Балабанов снял клип на одну из его песен.

4. «Брат» снят на ту же пленку, что и «Анна Каренина» с Софи Марсо

Пленки не хватало, поэтому сцены снимали максимум с двух-трех дублей. Но с пленкой неожиданно повезло: американцы со студии Warner Bros. снимали в Петербурге «Анну Каренину» с Софи Марсо и Шоном Бином, и, уезжая, оставили несколько упаковок «Кодака», который удалось по дешевке приобрести.

«Анна Каренина» (1997)
«Анна Каренина» (1997)

5. Свитер Данилы Багрова: кольчуга богатыря

Кое-какие предметы одежды для съемок все же купили. Знаменитый свитер Данилы Багрова художница по костюмам Надежда Васильева (она, кстати, была супругой Алексея Балабанова) приобрела в секонд-хенде за 35 рублей.

Ей хотелось, чтобы одежда каким-то образом отражала не только душу героя, но и душу ее мужа. В интервью Васильева говорила:

«Я до сих пор помню эти стоящие на улице раскладушки и сваленные на них грудами куртки, свитера, джинсы и прочее. И ты стоишь на холоде, под дождем, смотришь на это все и пытаешься каким-то шестым чувством понять, чего именно хочет Леша».
Данила Багров (Сергей Бодров) в фильме «Брат»
Данила Багров (Сергей Бодров) в фильме «Брат»
«Я когда увидела эту вещь, сразу подумала, что она подошла бы Леше. Моя бабушка всегда вязала ему такие свитера на спицах, крупной вязки, теплые и уютные. И он всегда носил их. Не дай Бог было купить ему или хотя бы предложить купить свитер в магазине. А поскольку я в Багрове всегда видела Лешу – человека, который может защитить, постоять за себя и за своих любимых, – то тут же поняла, что лучшей одежды для него не придумаешь».

Правда, Балабанову казалось, что свитер «слишком красивый» – поэтому на Данилу сверху напялили еще болоньевую куртку, чтобы не смотрелся столь эффектно.

6. Концерт Бутусова снимали на концерте Чижа

Актриса Светлана Письмиченко вспоминает на страницах книги Кувшиновой, что концерт Вячеслава Бутусова снимался не в Петербурге, а в московском ДК Горбунова, причем на сцене был не Бутусов, а группа «Чиж и компания». Это было не принципиально – все равно снимать планировали только народ в зале.

Сергей Бодров и Светлана Письмиченко в фильмае «Брат»
Сергей Бодров и Светлана Письмиченко в фильмае «Брат»
«Пока гримировались, – вспоминала Письмиченко, – набился зал битком. И мы с Сережей просто жуткие моменты пережили. Камеры‐то на сцене выстроили, а нам в зал не пробиться уже ниоткуда – со сцены нужно было прыгнуть в эту толпу. Серега прыгнул как‐то, и меня затащил, как селедку, туда. На нас стали напирать. У меня настоящие слезы потекли, Леша стоит с [оператором Сергеем] Астаховым на сцене и хохочет, им все прекрасно. Потом они сняли и ушли, а мы остались. Я говорю: «Серега, чего делать?», а он: «Спокойно». И как паровоз меня протащил, протаранил вперед – почти за уши. У него тряслись руки, дрожали. Сидел, курил, мы долго не могли в себя прийти, и он сказал: «Да. Тяжелая у нас работа». Он же не профессиональный актер, до этого у отца [в «Кавказском пленнике»] только играл. Вот такое погружение в актерскую профессию у него было – боевое крещение».

7. После выстрела «муж Светы» упал с двумя окровавленными дырками в ногах

Павел Евграфович (Владимир Ермилов) в фильме «Брат»
Павел Евграфович (Владимир Ермилов) в фильме «Брат»

Сергей Бодров-младший вспоминал, что на съемках, естественно, стреляли холостыми патронами – и все равно это было сопряжено с риском для актеров.

«Никогда не забуду, как снимали сцену с Павлом Евграфовичем (муж Светы, сыгранный актером Владимиром Ермиловым), когда я стреляю ему по ногам из обреза. Надо было больше дыма, поэтому пороху не пожалели. И вот съемка, выстрел дуплетом, грохот, дым, он падает, как подкошенный… Отлично, снято! Дым рассеивается, а артист лежит в луже крови – повыше колен две дырки от пыжей. Я после этого стараюсь стрелять мимо, а пиротехники на «Ленфильме», говорят, до сих пор перед ним выставляются…»

8. В Москву Данилу увез оператор фильма

В финальной сцене, когда Данила садится в машину к дальнобойщику и едет в столицу, появился оператор фильма Сергей Астахов. Именно он и сидел за рулем – потому что актера, который мог бы уверенно вести грузовик, не нашли. А Астахову Балабанов сказал:

«Давай мы тебя снимем, нужна русская рожа».
Оператор Сергей Астахов в фильме «Брат»
Оператор Сергей Астахов в фильме «Брат»

Но более удивителен другой факт! Настоящий водитель грузовика сначала не хотел пускать оператора с «любительскими» правами за руль, но потом выяснилось, что они родились в один день и год. Впечатленный этим совпадением, водитель сдался.

-9

Бонус - вы знаете, что Сухоруков предлагал концепцию фильма «Брата-3»?

Говорят, изначально у Сергея Сельянова и Алексея Балабанова мелькала мысль о том, чтобы снять о Даниле Багрове трилогию. Но после трагической гибели Сергея Бодрова-мл. в Кармадоне об этом не могло быть и речи. Тем не менее, Сельянов в интервью говорил, что концепцию «Брата-3» придумал Виктор Сухоруков:

«Я выхожу из американской тюрьмы, отсидел там свою десятку, приезжаю в Россию и ищу брата. Мне говорят: он только что был здесь, сделал что-то хорошее, вот буквально за угол завернул. Я побежал, а его нет. Есть только его следы, последствия его поступков, его жизни».

Сельянову эта идея скорее нравилась, но Балабанов о «Брате-3» не хотел и слышать.

Другие стать и на канале: