Привет! История советского кинематографа - это всегда сложный путь. Но если речь заходит про кино в республиках, тут в двойне сложнее. В этой статье речь пойдет о первой попытке сделать кино в республиках СССР доступным. Как именно, давайте рассмотрим в этой статье.
Если понравится контент - подписывайтесь и делитесь с друзьями. Также подписывайтесь на другие соц.сети: Телеграмм | YouTube
Другие статьи на канале:
1. Ранний период (1925-1930-е годы): Рождение и становление
Первые шаги. С укреплением советской власти, уже в апреле 1926 года, была выявлена необходимость создания единой структуры фильмопроизводства, проката и кинофикации в национальных регионах СССР. Именно тогда Анатолий Луначарский в письме Председателю Совнаркома Узбекистана писал:
"…отдельные республиканские предприятия всегда рискуют впасть в некоторый провинциализм и удариться в исключительное обслуживание узких местных интересов, тогда как перед восточным кино СССР лежит задача просвещения всего необъятного Востока, как внутрисоюзного, так и зарубежного." - А. В. Луначарский, апрель 1926 года
Спустя два года, 26 марта 1928 года было образовано Акционерное общество «Востоккино». Учредителями новой кинокомпании стали государственные органы - 14 автономных республик и областей РСФСР, а также ряд центральных организаций (Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения РСФСР), «Совкино», «Центриздат» и другие).
Главной задачей «Востоккино» стала помощь национальным республикам и областям в развитии киносети и проката, а также производство художественных картин и культурфильмов на материале истории и современности малых народов РСФСР. Другими словами - ленты были в основном агитационными, посвященными коллективизации, индустриализации и строительству Турксиба.
Кинотрест «Востоккино» был создан на базе двух кинокомпаний: «Чувашкино» и «Немкино» для обслуживания национальных республик и областей РСФСР, так как фильмы, выпускаемые этими компаниями были слишком низкого качества и их существование было признано нецелесообразным.
В 1928 году в прокат вышел один из лучших фильмов «Востоккино» «Зелимхан» (1928), его можно посмотреть в VK. Лента повествует о борьбе горцев Чечни с царским самодержавием. Фильм снят по одноименной книге Д. Гатуева, а режиссером картины выступил Олег Фрелих.
Картина была великолепно принята за рубежом. К примеру, американские кинокритики назвали актера Ладо Бестаева, снявшегося в роли чеченского абрека, кавказским Дугласом Фернбексом! Нам эта фамилия сейчас ни о чем не говорит, но это также, как если бы сравнили с Томом Холландом.
Газета «Революция и горец» в 1929 году писала: «В Москве, в Ростове и в других городах Союза с большим успехом идет кинокартина о знаменитом чеченском абреке Зелимхане; в Ростове она идет уже два месяца... каждый вечер при громадном стечении зрителей... у театров толпа, и места берутся, что называется, с бою...».
Руководство студии. Руководителем киностудии был назначен Берд Асланбекович Котиев - ингушский советский публицист, личность довольно заурядная. По сегодняшним меркам можно с уверенностью сказать, что это был один из выдающихся кинопродюсеров своего времени. И вот почему.
Берд Котиев был человеком энергичным и чутко понимал время. Он стоял у истоков создания звуковых фильмов и организации их проката. В одном из писем режиссеру все тому же Олегу Фрелиху он пишет:
"Так или иначе, мы стоим, безусловно, перед будущим переворотом в советской кинематографии… мы организуем студию звук-фильма, которая даст нам возможность синхронизировать экспортные фильмы, а также знакомить наши кадры с новыми методами работы. Мало того, что все кадры нужно постепенно переучивать, но сейчас на сцену выступают новые работники: киноинженеры, композиторы, акустики-шумовики и т. д., то есть названия должностей, которые немая кинематография никогда не знала…" - из письма Б. А. Котиева от 14 декабря 1929 года
Развитие киностудии «Востоккино» проходило стремительно. С 1929 по 1930 годах «Востоккино» открыло свои отделения в Казахской, Крымской, Татарской и Дагестанской АССР. А в 1930 году, благодаря усилиям Берд Котиева, при «Востоккино» были организованы сценарные курсы!
Таким образом, в начале 30ых годов на киностудии стала осуществляться как самостоятельная, так и совместная постановка картин с другими кинофабриками. Из-за отсутствия собственной кинобазы, создание первых картин проходило на натурных съёмках, а съёмки в павильоне осуществлялись на основании договоренностей «Востоккино» с фабрикой «Белгоскино» в Ленинграде.
Надо отметить, что к работе в «Востоккино» Берд Котиев старался привлекать лучших советских мастеров экрана того времени, а сценаристами этой кинофабрики нередко выступали знаменитые писатели. Среди последних можно назвать, к примеру, К. Паустовского, В. Шкловского, И. Бабеля и Вс. Иванова.
Это все позволило в «Востоккино» развернуть активную деятельность по производству «национальных» картин, к примеру:
- Валерий Инкижинов снял фильм «Комета» (1929) по мотивам пьесы татарского драматурга А. Т. Рахманкулова (фильм не сохранился).
- Дмитрий Бассалыга осуществил постановку фильма «Биюк-Гюнеш» (1930) о советском строительстве в Крыму (фильм не сохранился).
- Амо Бек-Назаров снял два фильма о гольдах (нанайцах), живших традиционными стойбищам по реке Амур и её притокам (документальный - «Страна гольдов» (1933) и художественный - «Игденбу» (1930)).
2. Расцвет «Востоккино» (1930-1933-е годы)
Однако, с развитием киностудии расширялась не только фильмография. В 1930 году в состав «Востоккино» вошла Ялтинская кинофабрика.
Наиболее успешным годом для киностудии считается 1931. Именно в этот год в Москве открылся кинотеатр «Восток-кино» демонстрацией документального фильма “Песнь степей”.
Но настоящим прорывом стала другая картина - первый советский цветной документальный фильм «Праздник труда». Картина была снятая по аддитивному двухцветному методу «Спектроколор», который был разработан режиссером-оператором студии «Востоккино» Николаем Анощенко. Фактически - это первый цветной фильм в СССР! К сожалению, фильм не сохранился.
С 3 августа 1931 года в кинотеатре начались регулярные демонстрации фильмов. В зале, рассчитанном на 440 мест, показывали документальный фильм «Три парада» (1931) созданный трестом “Востоккино”.
Также, стоит отметить картины:
- «Тайна Кара-Тау» (1933), режиссер Александр Дубровский;
- «Счастье» (1934), режиссер Александр Медведкин - один из последних немых фильмов, вышедших в советский прокат (1935)
Фильм Медведкина, изначально озаглавленный «Стяжатели», в довоенное время не был оценен по достоинству (несмотря на сочувственные отзывы С. Эйзенштейна и В. Пудовкина). Он был переоткрыт в начале 1960-х киноведом Виктором Деминым. Французские левые того времени подняли «Счастье» на щит как образец подлинно народного фильма, рассчитанного на самый широкий круг зрителей.
3. Закат «Востоккино» (1933-1935-е годы): политические репрессии
С самого начала своего существования АО «Востоккино» испытывало постоянное давление сперва от руководства «Совкино», а к 1930 году и от ВСНХ СССР в связи с планами создать монополию - Всесоюзное кинообъединение «Союзкино».
Если вы не знаете, что такое «Союзкино», кратко: с момента создания «Совкино» получило права на импорт, производство и монопольное право на прокат фильмов на территории РСФСР, в его подчинении находилось четыре кинофабрики и двадцать два производственных отделения.
ВСНХ СССР - это Высший совет народного хозя́йства СССР - это орган управления народным хозяйством Союза Советских Социалистических Республик.
И если вы помните, то в начале статьи были приведены слова В. Луначарского, который выступал за создание национальных кинофабрик. Так вот, «Союзкино» и ВСНХ СССР планировали наоборот - полное упразднение национальных киноорганизаций, что естественно шло в разрез интересов руководства «Востоккино».
В какой-то момент, Председатель совета «Востоккино» Турар Рыскулов даже обратился с критикой к Председателю ВСНХ СССР В. В. Куйбышеву, а также И. Сталину:
"…специальных фабрик для обслуживания национальных республик и областей РСФСР не будет. Наркомпросы этих республик, безусловно, будут устранены от всякого участия в киноделе. Считать обеспеченными интересы национальных республик участием их лишь в совете при всесоюзном кинообъединении, совершенно не приходится." - из письма Председателю ВСНХ СССР В. В. Куйбышеву, март 1930
В результате в апреле 1933 года «Востоккино» вошло в Государственное всесоюзное кинофотообъединение «Союзкино» на правах треста РСФСР, уже без охвата Закавказья и Средней Азии.
В связи с реорганизацией кинопроизводства и ликвидацией кинофотообъединения «Союзкино» в 1933 году был создан Государственный трест по производству национальных художественных кинокартин «Востокфильм» при Совнаркоме РСФСР, вне подчинения Главному управлению кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР. Управляющим трестом был назначен В. А. Атарбеков.
В июне 1935 года Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) в результате проверки треста «Востокфильм» выявила злоупотребления и растраты при постановке кинофильмов, а также срыв выполнения производственных планов. Управляющий трестом Атарбеков был снят с работы и исключён из рядов ВКП(б), дело было передано в прокуратуру. В августе 1935 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение ликвидировать трест «Востокфильм», а на его основе образовать восточный сектор ГУКФ при СНК СССР. Однако восточный сектор в ГУКФ так и не был создан.
Все производственные активы «Востокфильма» вместе со сценарным портфелем были инвентаризированы и переданы на балансы других киностудий. Так и закончилась история национального кино.
p.s. Берд Котиев - был арестован НКВД в 1936 году и более о нем ничего не известно.
Спасибо за прочтение!
Другие статьи на канале: