Вопрос о том, кому принадлежит русский кинематограф, сложный и многогранный. Ответ зависит от того, что именно понимать под «принадлежностью» — финансы, контроль, идеологию или творческое наполнение. В этой статье постарался разобраться по пунктам, но для начала, подпишитесь, пожалуйста, на канал - это меня мотивирует создавать новый контент.
Мой телеграмм - Киноборт
Другие статьи на канале:
Итак, давайте разбираться 👇🏻
1. Государство — главный спонсор и цензор
В России далеко не всё кино снимается на государственные деньги, но их доля действительно огромна. Причины этого — экономические, политические и культурные. Однако одно из главных на мой взгляд - это слабая развитость коммерческого кинобизнеса. Вы когда нибудь слышали, что фильм снять на частные деньги? В последнее время точно нет, а почему частные инвесторы не вкладываются? А все потому, что в России:
- Высокие риски – большинство российских фильмов не окупаются в прокате.
- Маленький рынок – даже успешные фильмы редко собирают больше $10–20 млн (для сравнения: голливудские блокбастеры — сотни миллионов).
- Доминирование пиратства – легальные онлайн-платформы (Kion, Premier, IVI) не могут конкурировать с бесплатными торрентами.
Вот и получаем, что частным инвесторам просто невыгодно вкладываться в кино, если нет гарантий возврата денег.
На 2025 год ключевыми игроками в кино остаются:
- Минкульт РФ – выделяет деньги на прокатное финансирование (до 50% бюджета многих фильмов).
- Фонд кино – поддерживает производство и прокат (но часто критикуется за кумовство).
- Первый канал, Россия-1 – софинансируют крупные проекты (например, «Крым»).
2. Крупные медиахолдинги и олигархи
А ведь когда-то все было по другому. Еще даже в начале нулевых за зрительское внимание боролись большие студии и шальные деньги.
- «СТВ» (Сергей Сельянов) – делали культовые проекты «Брат», «Груз 200», но теперь снимает и госзаказы.
- «ТриТэ» (Никита Михалков) – элитное кино с господдержкой («Утомлённые солнцем 2»).
- «ВайТ Медиа» (Алексей Учитель) – независимые проекты, но теперь тоже с грантами.
В свое время в кино были по настоящему большие деньги. Вы знали, что, к примеру, Роман Абрамович спонсировал «Левиафан» (2014), но после скандалов отошёл от кино. А Алишер Усманов (бывший совладелец «Красного квадрата») – влиял на кинопроизводство через телеканалы? Теперь вы это знаете. И тот и другой отошли от дел в пользу того же государства.
Вот и получается, что русский кинематограф считай на все 99% принадлежит… Государству – через финансы и идеологию. Далее можно сказать что 1% - крупным студиям – но они зависят от государства. Кино в России – инструмент политики и бизнеса, а не свободного творчества. Что это значит?
- Государство определяет тренды: исторические блокбастеры («28 панфиловцев»), патриотическое кино («Движение вверх»), антизападные сюжеты («Лучшие в аду»).
- Цензура: сценарии часто корректируют под «правильную» трактовку истории и морали.
- Деньги = контроль: кто платит, тот и заказывает музыку.
Спасибо за прочтение!