Найти в Дзене
Киноборт

Кому принадлежит русский кинематограф?

Оглавление

Вопрос о том, кому принадлежит русский кинематограф, сложный и многогранный. Ответ зависит от того, что именно понимать под «принадлежностью» — финансы, контроль, идеологию или творческое наполнение. В этой статье постарался разобраться по пунктам, но для начала, подпишитесь, пожалуйста, на канал - это меня мотивирует создавать новый контент.

Мой телеграмм - Киноборт

Другие статьи на канале:

Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов (2017)
Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов (2017)

Итак, давайте разбираться 👇🏻

1. Государство — главный спонсор и цензор

В России далеко не всё кино снимается на государственные деньги, но их доля действительно огромна. Причины этого — экономические, политические и культурные. Однако одно из главных на мой взгляд - это слабая развитость коммерческого кинобизнеса. Вы когда нибудь слышали, что фильм снять на частные деньги? В последнее время точно нет, а почему частные инвесторы не вкладываются? А все потому, что в России:

  • Высокие риски – большинство российских фильмов не окупаются в прокате.
  • Маленький рынок – даже успешные фильмы редко собирают больше $10–20 млн (для сравнения: голливудские блокбастеры — сотни миллионов).
  • Доминирование пиратства – легальные онлайн-платформы (Kion, Premier, IVI) не могут конкурировать с бесплатными торрентами.

Вот и получаем, что частным инвесторам просто невыгодно вкладываться в кино, если нет гарантий возврата денег.

На 2025 год ключевыми игроками в кино остаются:

  • Минкульт РФ – выделяет деньги на прокатное финансирование (до 50% бюджета многих фильмов).
  • Фонд кино – поддерживает производство и прокат (но часто критикуется за кумовство).
  • Первый канал, Россия-1 – софинансируют крупные проекты (например, «Крым»).
-2

2. Крупные медиахолдинги и олигархи

А ведь когда-то все было по другому. Еще даже в начале нулевых за зрительское внимание боролись большие студии и шальные деньги.

  • «СТВ» (Сергей Сельянов) – делали культовые проекты «Брат», «Груз 200», но теперь снимает и госзаказы.
  • «ТриТэ» (Никита Михалков) – элитное кино с господдержкой («Утомлённые солнцем 2»).
  • «ВайТ Медиа» (Алексей Учитель) – независимые проекты, но теперь тоже с грантами.

В свое время в кино были по настоящему большие деньги. Вы знали, что, к примеру, Роман Абрамович спонсировал «Левиафан» (2014), но после скандалов отошёл от кино. А Алишер Усманов (бывший совладелец «Красного квадрата») – влиял на кинопроизводство через телеканалы? Теперь вы это знаете. И тот и другой отошли от дел в пользу того же государства.

«Левиафан» (2014)
«Левиафан» (2014)

Вот и получается, что русский кинематограф считай на все 99% принадлежит… Государству – через финансы и идеологию. Далее можно сказать что 1% - крупным студиям – но они зависят от государства. Кино в России – инструмент политики и бизнеса, а не свободного творчества. Что это значит?

  • Государство определяет тренды: исторические блокбастеры («28 панфиловцев»), патриотическое кино («Движение вверх»), антизападные сюжеты («Лучшие в аду»).
  • Цензура: сценарии часто корректируют под «правильную» трактовку истории и морали.
  • Деньги = контроль: кто платит, тот и заказывает музыку.

Спасибо за прочтение!

Российское кино 90ых. Новая страна, новые правила.
Киноборт22 августа 2023
Лучший сайт для просмотра фильмов в оригинальной озвучке с субтитрами
Киноборт10 мая 2023