Весна 1925 года наступила с хрупкого равновесия, которое с таким трудом сложилось в деревне после пожара, унесшего церковь. И лишь обугленные бревна, сложенные в кучу поодаль, было мрачным напоминанием о том, что ушло навсегда.
Но жизнь, как всегда, шла своим чередом, деревня оправилась от неурожайных двух лет и в домах появились запасы. Стало легче, начали люди играть свадьбы. Вот и Настя с Ефимом решили, что пришел их черед жениться.
Свадебку сыграли скромную, в кругу соседей и друзей. Да и начальство местное не забыли, среди которых был и Архип.
Глава 1
Глава 2
Архип продолжал работать в сельсовете. Он был старателен, резок словом, но умел говорить так, что даже самые упрямые крестьяне начинали кивать. Он не скрывал своей неприязни к "поповщине", но и не лез в драку, действуя через бумаги, указы и собрания.
И даже его отец, который долго держал на него сердитость и обиду за тот побег, когда он сговорился с Иваном Федоровичем, простил сына и стал им гордиться.
Варя, в свою очередь, мечтала, что он обратит на неё свой взгляд. Девушка не знала, что больше чувствует к нему - злость, или желание подойти и сказать, что она хочет всё забыть. Но болялась, что он оттолкнет её и посмеется еще.
Но однажды, возвращаясь с поля, она увидела его у речки, где он курил, глядя на воду. Она хотела пройти мимо и сделать вид, что не замечает его, но Архип её окликнул:
- Варя, можешь подойти?
Она остановилась, постояла в нерешительности, но всё же пошла к нему. Сев рядом с Архипом на траву, Варя вопросительно посмотрела на него.
- Прости, - сказал он просто. - Я же не знал о твоих чувствах. Ты же два года назад совсем девчонкой была. Две косички, наивный взгляд. Кто же знал, что такое пламя внутри тебя бушует.
- Почему ты сбежал тогда и не женился на Насте?
- Испугался, - хмыкнул он, кинув камешек в воду. - Вдруг она не моя судьба? Не был я уверен, что люблю её. И правильно сделал.
- Почему? - удивилась Варя.
- Потому что она сейчас счастлива с Ефимом. Говорят, Настя ребенка ждет?
- Быстро новости по селу расползаются, - улыбнулась Варя. - Да, так и есть, у меня племянник будет через полгода.
- Вот и первая причина - каждый должен был найти свою любовь.
- А вторая? Почему ты считаешь, что правильно сделал?
- Я бы не смог сейчас смотреть на тебя, как мужчина смотрит на женщину. Ты видела себя в зеркало? Ты же такая красавица, что аж дух захватывает...
Он прижал её к себе и поцеловал, а у Вари голова закружилась от счастья, которым её накрыло.
****
И с того дня начались тайные встречи то в старом саду у колодца, то в лесной землянке, то в поле, когда все уходили на обед. Архип стал другим: не тем заносчивым "начальником" с красной повязкой, а просто обычным парнем. Одиноким, ищущим женского тепла. А Варя… Варя вдруг поверила, что ради любви можно всё простить и забыть.
К осени она поняла, что ждёт ребёнка.
Когда она сказала об этом Архипу, он сначала побледнел и долго молчал, а потом сделал шаг к ней и обнял.
- Завтра же распишемся с тобой.
Варя чувствовала себя счастливой, хоть и боялась сперва говорить ему про беременность. Она стояла перед ним и понимала, что не зря доверилась ему.
- Только вот как отцу сказать?
- Я сам... - он мрачно посмотрел в окно, понимая, что предстоит с будущим тестем тяжелый разговор. - Сам подберу нужные слова.
***
Когда Архип пришел к отцу Вари, Иван Федорович молча взирал на него взглядом, полный брезгливости.
- Не нужно на меня так смотреть, отец, - Архип нахмурился.
- Какой я тебе отец? Безбожник, непорядочный ты человек...
- Непорядочный, наверное, это правда. Был бы я порядочным, то еще раньше пришел бы просить руки вашей дочери Варвары.
Иван Федорович расхохотался, и когда успокоился, указал рукой на дверь:
- Пошел вон.
- Зря вы так, - перекинув ногу на ногу, произнес Архип. - Я ж с добром пришел. И отказать вы не можете, коли не хотите, чтобы ваш внук или внучка вне брака на свет появились.
- О чем толкуешь? - не понял Иван Федорович.
- Грешны мы, это если по вашему. Ребенок у нас с Варварой будет.
Огромного самообладания стоило Ивану Федоровичу, чтобы не обрушить удар своего тяжелого кулака на Архипку, но он взял себя в руки. Ведь только хуже станет.
- Так что, смирись, отец, родственниками мы теперь станем. Варьку обижать не буду, дорога она мне. И прощения за всё у тебя прошу. Давай зароем все наши обиды. В конце концов, мало осталось людей, которые недобро глядят на меня. Наверное, только ты не хочешь признавать, что я здесь не даром свой хлеб ем.
***
Архип, к удивлению многих, стал хорошим мужем. Он не пил, жену любил, был добытчиком в семье. Варвара не кичилась тем, что замужем за Кулагиным, не выставляла достаток, что был в их доме.
Весной 1926 года Варя родила сына Степана. Мальчик был похож на отца темными глазами и буйными кудрями.
Настя часто навещала сестру, помогала ей. Их отношения снова стали теплее. Между ними теперь не было соперничества, каждая могла назвать себя счастливой. И верили они, что вместе будут растить детишек и жить в ладу.
Но в 1930 году всё изменилось, когда образовали колхоз.
Архип, благодаря связям и уму, был избран председателем. Да и люди, которые еще несколько лет назад в штыки его принимали, теперь сами голосовали за него.
Он говорил о механизации, о планах, о "светлом будущем". Но за красивыми речами открывалась другая правда: куда-то общее зерно стало пропадать из амбара, животина нет-нет, да дохла, а в доме Архипа появилась новая одежда, часы и даже патефон.
Настя видела это. Ефим молчал, но в глазах его читалась тревога.
- Как-то странно выходит... Как бы не было у твоей сестры проблем.
- О чем ты, Ефимушка? - спросила Настя.
- Да вот думаю, откуда у Кулагиных во дворе поросенок резаный появился, коли пятак как был в свинарнике, так и остался. А вчера, говорят, на ферме одна свинья издохла.
- Ты чего, Фима? Думаешь, Архипа рук дело? Но у них ведь два пятака было.
- Разве не говорил я тебе? - удивленно спросил Ефим. - Два дня назад Архип просил подсобить ему. Я как раз пришел к ним, принес ему отчет о полевых работах. А его не оказалось в управлении колхоза, дома он был. Гляжу - с лопатой ходит. Говорит, кабанчик помер, закопать надо. Вот и вопрос - откуда взялся еще один?
- Архип, не наше это дело, не будем туда лезть. Знаешь же: выше головы прыгать станешь, больно упадешь.
- Не полезу, промолчу, хоть и не правильно это. Сестру твою пожалею. Только вот всё равно с Архипом поговорить надобно...
Только вот вскоре разговаривать не с кем стало - приехали люди из города, вызванные анонимкой для проверки. Кто уж её написал, неведомо было.
Может, завистник, а может, тот самый Савелич из сельсовета, с которым Архип переругался.
- Фима, скажи правду - ты ли это сделал? - испуганно смотрела на мужа Настя, видя как во дворе Кулагиных обыск идет.
- Богом клянусь, не я. Разве же посмел бы я на всю нашу семью такой позор наслать? Слыхал я, как Потап ругался с Архипом, вроде тот кабанчика с ним нечестно разделил, да муку обещанную не дал. А Потап у нас кто? Бригадир фермерский, вот, видать, вместе они делишки и творили.
Архипа через два дня увезли в город после двух суток проверки, найдя у него в погребе два мешка муки неучтенных, да еще ведь и в амбаре недостача нашлась. С ним вместе и бригадира фермерского увезли, вызывали на допрос и Ефима, который два дня доказывал свою непричастность к воровству колхозного имущества. Толковые люди приехали и быстро разобрались что к чему и Архипа увезли из села. А вот через несколько дней приехали и за Варварой.
- В чем я виновата? - кричала она.
- Вы знали, чем занимается ваш муж, - следователь с презрением смотрел на молодую женщину. - Знали, но как добропорядочная гражданка нашего общества, умолчали об этом.
- Я не знала ничего, клянусь.
- Знаете, сколько я таких, как вы, повидал? - он насмешливо смотрел на Варвару.
- А сын, сын мой как же?
- Если родственники взять не смогут, то в детский дом отправится.
Иван Федорович прижал к себе внука, рядом стояла Настя и плакала. Она подошла к сестре и пообещала, что они с Ефимом и с отцом позаботяться о Стёпке.
ЭПИЛОГ
Архипу дали 15 лет, Варе 6 лет лагерей.
Стёпа остался с Настей и Ефимом.
Настя очень любила племянника, жалела его и рассказывала сказки, в которых не было ни красных, ни белых, только добрые лесные духи и мудрые старцы. Ефим мальчика научил держать топор, рубить дрова, ловить рыбу. Они не давали ему забывать мать, вместе с ним писали письма в лагерь, отправляя их Варе. А вот Архипу в переписке было отказано.
Варя вернулась из лагеря, отсидев положенный срок. В 1940 году она получила письмо, что её муж Кулагин Архип умер в местах заключения.
И лишь только Настя видела её слезы и мучительную боль в душе. А про себя она молилась, что Бог отвел её саму от Архипа. У них с сестрой была когда-то одна любовь на двоих, но Настю высшие силы уберегли от неё, а вот сестра горела будто спичка и душа её оказалась выжженой.
Когда летом 1944 года восемнадцатилетний Степка сам пошел фронт, он отважно сражался и получал награды, тем самым вернув доброе имя своей матери, которая так больше и не устроила свою личную жизнь, навсегда сохранив свою любовь к Архипу.
Спасибо за прочтение. Другие рассказы можно прочитать по ссылкам ниже:
Поддержка автора приветствуется в связи с изменениями на Дзене.
Так же вы можете прислать свои истории или истории ваших бабушек и дедушек по контактам, что указаны в описании канала.