145,6K подписчиков

Моя единственная мама

55K прочитали
Источник livelib.ru
Источник livelib.ru

Олеся шла по перрону, неся за собой чемодан, а рядом шел семилетний Васенька, держа в руках маленького несмышленого щенка по простой дворовой кличке Тузик.

- Вот наш вагон, нам сюда.

Они вошли в поезд и сели на деревянные сбитые полки.

- А нам долго ехать, мама?

- Нет, всего пару часов.

Напротив сидел мужчина и, услышав обращение мальчика, с осуждением посмотрел на Олесю.

- Такая молодая.. Извините за любопытство, милая барышня, сколько же вам годков, коли у вас такой большой сын?

Олеся хотела соврать, но Васька ее опередил:

- Маме 22 года. Цифра гуси-лебеди. А мне семь лет, я в этом году пойду в школу.

Мужчина сдвинул брови и уткнулся в газету, с осуждением крякнув.

Олеся поняла о чем он подумал - родила в пятнадцать лет, совсем еще молодой.

Это была нормальная реакция тех, кто слышал сколько лет Васе и ей. И она даже стала к этому постепенно привыкать. Ничего, через лет 7-8 может и не будет такая разница видна. Взглянув на себя в зеркальце, Олеся увидела молодую, совсем еще юную девушку с веснушками и двумя косичками. Тяжело вздохнув, она поняла - надо хоть губы красить да прическу посолиднее делать, а то выглядит старшеклассницей.

Выйдя на станции, Олеся и Вася отправились к остановке и через полчаса уже входили во двор небольшого, но крепкого дома, в котором жили ее родители. Сейчас ее встречала только мама...

- Леська! Приехала! А что же не предупредила?- мать всплеснула руками.

- Мама, да мы и не собирались.. Так вышло. Практически бежали.

- От кого? - оторопело уставилась на нее мать.

- Давай Васеньку накормим, спать уложим и я тебе все расскажу.

Когда Вася уснул и маленький щенок Тузик нашел свой приют в будке во дворе, Олеся налила чай себе и матери и села за стол напротив нее.

- Ты ведь много не знаешь. Я в общих чертах тебе писала и ты знаешь все с моих слов. Что замуж вышла за мужчину с ребенком, что на фронте он пал смертью храбрых.. Но деталей ты не знаешь. А они очень важны...

- Тогда слушаю тебя, поведай же мне от кого ты так спешно бежала...

*****
1940 год

Олесе было двадцать лет, когда она, выпускница медицинского училища поехала медсестрой в один из колхозов по распределению. Молодая девчонка, видевшая мир сквозь волшебные очки, с энтузиазмом взялась за дело, помогая врачу Григорию. У тридцатидвухлетнего Григория Васильевича сын был пяти лет от роду. Везде за ним хвостиком ходил. Леська знала что он воспитывает его один, но с расспросами не лезла. Григорий был человеком строгого нрава, не любил лишней болтовни и сплетен. Но ей, молоденькой девочке, было жутко любопытно где же его жена. Может быть уехала куда-то надолго. К тому же он ей очень нравился, она влюбилась даже в него. И однажды она задала этот вопрос Аньке, доярке с фермы. Та сама начала этот разговор.

-А что доктор наш, Григорий Васильевич, не ухлестывает за тобой? Ты девка видная, красивая и умная.

-Нет. Ты чего? Нас связывает только работа. И потом, мама Васеньки.. У него же есть жена?

-Ох, Леська, нет у него жены.

-Неужто померла? - такие мысли Олеську посещали.

- Неа. Сбёгла. Мальчонке год был, а тут к нам приехал один из офицеров, весь такой важный, красивый, молодой и высокий. Гришка тоже ничего, но простой парень, деревенский, наш. Здесь вырос, школу окончил и уехал в город учиться, а потом сюда вернулся уже врачом. А Сонька у нас девка ученая. Ну как ученая.. Бабка ее из бывших, книг много удалось ей сберечь, вот Сонька у нас и была начитанная, да романтичная натура. На учительницу выучилась.
Семеро по лавкам их было в маленьком доме, который выделили им после раскулачивания. А тут Гришка - одинокий парень при своем добротном доме. Родители померли у него лет десять назад. Вот наша красавица и выскочила за него замуж. Нравилась она ему, он позвал, а та особо и не отказывала, враз согласие дала.
Но несмотря на свою тонкую романтическую натуру, из Соньки баба не очень получилась - мать плохая, да и как жена тоже не особо. Застукала я как-то что Гриша сам себе рубаху шьет. А уж про мальца и говорить нечего - грудью не кормила, молоко у бабы Томы, соседки, покупали. И Сонька всем твердила, что козье молоко полезнее будет. Ага, а то я , мать троих детей, не знаю чье молоко полезнее.
И тут вдруг случился этот офицер.. Квартировать его оставили в доме Гришки, на неделю потеснились они. И потом вместе с тем Сан Санычем наша красавица и сбежала, оставив трогательную записку, что-то вроде "не ищите меня, устала я так жить, свободы хочу и любви."
Другой бы мужик спился, но не наш Гришка. Мать Сонькина хотела мальчонку к себе забрать, но он тёщеньку взашей выгнал и велел даже не думать об этом. Теперь бабка внука видит только при зяте.

- И что же, Григорий Васильевич так и не женился больше?

- Нет, не женился. Не верил бабам. Да и знаешь, боялся он что мальчонку обижать новая жена начнет. А его он любит, тот везде за ним хвостиком таскается и приучен уже с отцом по селам ездить. Ты же смотри, Леська, не теряйся, бери в оборот. Мужик он хороший, я же его как облупленного знаю, в школе вместе учились. С бабой вот не повезло.. Да.. Кстати, приезжала она через два года, но он ее выставил, даже не дал сына увидеть. Видать у нее с офицером тем что-то не заладилось, назад просилась. Так и уехала обратно в город ни с чем.

Узнав историю Григория Васильевича, Олеся стала его жалеть чисто по-женски. То Василия к себе в домишку заберет пока врач поедет к очередному больному, где медсестра не особо нужна. То одежонку мальцу постирает, то пирогов напечет и те потом их уплетают с молоком.

За полгода она стала им незаменимой и вот однажды, зимой 1941 года, вечером, когда Василий уснул на кушетке в процедурном кабинете, а Григорий Васильевич склонился над карточками, которые заполнял, Олеся подошла и, краснея, призналась в своих чувствах.

-Григорий Васильевич, я люблю вас.

-Что ты сказала? - сняв очки, он уставился на нее своими карими глазами.

-Я.. люб..лю..вас, - запинаясь, повторила она.

Григорий отвел глаза и потер лицо руками.

- Я это понял уже, я это почувствовал. Олесенька, ты мне тоже очень нравишься, возможно, я что-то и чувствую к тебе. Но вместе мы быть не сможем.

- Почему?

- Наверняка ты знаешь мою историю. Я не хочу чтобы Василия воспитывала чужая женщина. И я вновь боюсь ошибиться.

- Не все такие как ваша жена.- Сердито топнула она ногой. - Не все. Она вас не любила, а я люблю. И никогда вас не брошу и Васю я тоже очень люблю.

- И что ты хочешь?

Олеся густо покраснела и тихо прошептала:

- Женитесь на мне...

- Глупышка. Ну зачем тебе это надо?

- Я хочу быть рядом с вами, я хочу быть рядом с Васенькой. И если вы примете меня в свою семью, я буду счастлива. Ну хотя бы попробуем...

Она подошла и робко поцеловала его. Тот ответил на поцелуй и он был страстный. Так ее еще никто никогда не целовал. Да и целовали ее всего лишь однажды - однокурсник Лешка, который потом получил учебником по голове. Земля уходила у нее из-под ног, а руки невольно обвили его талию...

Через две недели председатель расписал Григория и Олесю. Матери она сообщила телеграммой о своем новом статусе. И упомянула про Василия. Мать приехала, провела два дня в деревне и вернулась в город. Ее устроил зять - серьезный, умный, с такой хорошей специальностью. Подробностей его жизни она не знала и Олеся отвечала в общих чертах - матери Василия нет, воспитывает мальчонку один.

Председатель пошел навстречу Григорию и Олесе и сделал на мальчика новые документы, в которых указывалось, что теперь у него новая мать - Никишина Олеся Ивановна. Так было проще по документам, ведь мальчишке скоро в школу, да и вообще по жизни легче когда мать и отец под одной фамилией.

Как кричала и ругалась бывшая теща Григория.

- Это чего вы удумали? У Васьки одна мать - Сонюшка моя. Ах вы, охальники! Да я выше пойду, я в партию жаловаться буду.

- А ты иди, Семеновна, иди в партию. - смеялся председатель. - А ты вступала в нее вообще? И где твоя Сонюшка? Все село подтвердит что сбежала она, бросив годовалого ребенка. И на чьей стороне власть будет? На стороне Григория, у которого только грамоты и благодарственные письма, которого уважают не только в нашем селе, но и в трех соседних деревнях, или на стороне дочки твоей, блудной матери, бросившей ребенке, да еще и из семьи кулаков?

Покричала, пошумела Евдокия Семеновна, да утихла. Только все грозными проклятиями обсыпала Гришку и Олесю, но те не обращали внимания.

Но вскоре и о проклятиях своих она стала забывать - пришла пора прощаться с двумя своими сыновьями, которые отправлялись на фрoнт в июне 1941 года...

А в августе и Григорий собирал вещи для отъезда в дальний путь.

- Гриша, у тебя же бронь!- плакала Олеся.

- Ты же слышала что начальник из города сказал.. У меня хирургическая специализация, я там нужнее, рук не хватает. А в селе и медсестра остаться может, кое-какие навыки и у тебя есть.

- Но как же мы здесь, без тебя?

- Я скоро вернусь, вот увидишь. Мы быстро прогоним их с нашей земли... А ты жди меня здесь. Жди.. И помни - я люблю тебя и Васю. Люблю всем сердцем и ради вас я себя сохраню...

Продолжение