Ведомство прорабатывает целесообразность использования ИИ
Минобрнауки РФ планирует сформировать каталог наиболее эффективных практик использования искусственного интеллекта в системе высшего образования и выработать рекомендации по внедрению конкретных инструментов ИИ.
В рамках подготовки проекта министерство совместно с экспертным сообществом провело опрос среди вузов и научных организаций. В анкетировании приняли участие около 600 учреждений, осуществляющих образовательную и исследовательскую деятельность.
По предварительным данным, 46% участников опроса регулярно используют ИИ в одном или нескольких процессах. Чаще всего технологии применяются в научно-исследовательской работе: проверка работ на антиплагиат — 37%, анализ больших данных — 24%, обработка и библиографическая проработка научной литературы — 18%. Кроме того, ИИ активно внедряется в управленческие и административные процессы (32%), коммуникацию и продвижение (24%), а также в учебную деятельность (23%).
Особую популярность приобретают инструменты генеративного ИИ, которые позволяют ускорить рабочие процессы и сократить время выполнения рутинных задач. Министерство отмечает, что внедрение ИИ должно быть направлено на снижение административной нагрузки, повышение эффективности образовательного процесса и развитие у студентов когнитивных способностей, критического мышления и социальных навыков.
Минобрнауки подчеркивает необходимость учёта рисков при использовании ИИ, особенно генеративных технологий. На основе собранных данных будет подготовлен подробный каталог практик и методические рекомендации, которые помогут образовательным организациям безопасно и эффективно внедрять современные инструменты искусственного интеллекта.
Минобрнауки планирует поэтапно внедрять искусственный интеллект в высшее образование и научную деятельность в России.
Читайте ещё материалы по теме:
Национальная система ИИ для школ заработает в России до 2030 года
В России появится не менее 15 тысяч специалистов по разработке ИИ-технологий
В T-Bank AI Research создали открытую среду для быстрого контекстного обучения с подкреплением