Видеосервисы, музыкальные стриминги и книжные издательства обратились в Минцифры с просьбой продлить льготный налоговый режим с доходов от иностранных правообладателей. По мнению участников рынка, отмена льгот приведет к подорожанию контента для пользователей и дефициту иностранных произведений
Видеосервисы, музыкальные стриминги и книжные издательства обратились в Минцифры с просьбой о продлении режима, позволяющего им не платить налог с доходов от иностранных правообладателей. Этот временный механизм действует благодаря поправке в Налоговый кодекс, которая компенсирует заморозку соглашений для избежания двойного налогообложения с недружественными странами, пишут «Ведомости».
По мнению участников рынка, отмена льгот приведет к подорожанию контента для пользователей и дефициту иностранных произведений. Они считают разумным продлить налоговые послабления на три года — до конца 2028-го. В противном случае со следующего года медиакомпании столкнутся с налогом в 25% на доходы от контента из недружественных государств.
Говорит генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
Алексей Бырдин генеральный директор ассоциации «Интернет-видео»
«Грубо говоря, есть налог, который по умолчанию платится у источника, то есть в той стране, в которой используются приобретенные права на контент, в нашем случае. Поскольку речь идет именно о внешнеэкономической деятельности, нужно, чтобы не платили обе стороны, и покупатель, и продавец, а платил только продавец, то есть тот, кто российским компаниям эти права продавал. Это происходило на основании подписанного еще в далекие 90-е годы соглашения об избежании двойного налогообложения. В 2023 году, в контексте различных санкционных недружественных действий Путин своим указом вот эти соглашения об избежании двойного налогообложения заморозил и одновременно дал указания правительству Российской Федерации поправками в Налоговый кодекс нивелировать возможные дополнительные налоговые нагрузки, которые могут возникнуть, что и было сделано. Но вот эти компенсирующие поправки в Налоговый кодекс были прописаны до конца 2025 года, текущего. Логично, что необходимо этот режим, компенсирующий заморозку этих соглашений, продлить. Кажется, что это и очевидно, и справедливо, иначе это будет равносильно введению нового 25-процентного налога на иностранный контент, закупаемый из недружественных стран. Коснется это, может быть, не всех, те компании, которые не используют иностранный контент, это не ощутят, но потребление иностранного контента у нас далеко не нулевое, это касается и иностранных фильмов, и сериалов, музыки, спортивных трансляций и так далее, поэтому тех, кто это смотрит, слушает и читает, это может затронуть. Не нужно думать, что от этого маневра как-то станет лучше отечественным производителям контента: деньги на производство или закупку отечественного контента берутся из той же тумбочки, что и на закупку иностранного, поэтому, если на иностранный придется тратить больше, то на российский останется меньше, это абсолютно сообщающиеся сосуды. Ну или просто будет менее дорогой, соответственно, менее интересный иностранный контент».
В Медиакоммуникационном союзе, который включает «Первый канал», «Газпром-медиа», «Национальную медиа группу» отметили, что выступают за продление налоговых льгот. Такую же позицию занимает крупнейший в России книжный холдинг «Эксмо-АСТ». Там заявили, что непродление текущего налогового режима приведет к дополнительному удорожанию книг на 3-5% и увеличению потребления контента на нелегальных пиратских ресурсах.
Если льготный налоговый режим не будет продлен, то все издержки будут переложены на конечного потребителя, уверен гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов:
— Так как размер налога составляет 25%, то иностранный контент для российских пользователей российских сервисов может увеличиться в стоимости на 25%. Если увеличивается стоимость контента, конечно, это сказывается и на стоимости подписки. То есть понятно, что увеличение будет не таким большим, как четверть, потому что большую долю медиапотребления составляет российский контент. Что касается иностранных стриминговых сервисов, то в рамках одной подписки вы получаете доступ одновременно и к российскому, и к зарубежному каталогу. При этом где-то 70% потребления — это российские песни, российская музыка и порядка 30% — это как раз зарубежный каталог. Можно разграничить в рамках стримингового сервиса понимание того, кто какую музыку слушал, как складывается медиапотребление, но все равно подписка едина.
— Те произведения, которые ранее были выложены, уже не оплачиваются заново?
— На самом деле здесь ситуация может быть разная, потому что сроки договоров различные, бывает, что контент приобретается, лицензируется на определенный период, например на два-три года, и после истечения лицензии заключается новое соглашение на продление лицензии на новый срок.
— То есть, грубо говоря, что-то может просто пропасть?
— Да, если не договорятся по новой цене, часть каталога может пропасть.
По оценкам участников рынка, музыкальный стриминг в России может потерять до 15 млрд рублей выручки за три года, а потери бюджета в виде НДС составят 3 млрд рублей.
Налоговые эксперты полагают, что финансовое ведомство, скорее всего, не будет продлевать льготы, считая, что время до конца 2025 года достаточно для адаптации. Возможным обходным путем может стать закупка контента через страны с действующими соглашениями об избежании двойного налогообложения, что влечет за собой налоговые риски как в России, так и в посреднических государствах.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»