Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Когнитивная ошибка планирования: 7 шагов для постановки реалистичных сроков

Вы замечали, что даже при самом искреннем желании все успеть, список дел часто остается невыполненным? Что проекты, которые должны были занять неделю, растягиваются на месяц, а для простых домашних дел вечно не находится времени? И вы, не сказать, что бы ленитесь, и организовывать свои дела давно умеете, тогда в чем же дело? А дело в когнитивном искажении – ошибке планирования.

Это одно из самых распространенных искажений мышления, при котором наш мозг систематически переоценивает свои силы и недооценивает время, необходимое для достижения цели. А ввел это понятие психолог и психолог и Нобелевский лауреат Дэниэл Канеман в 1979 году. Он научно описал и объяснил, что это не случайность, а системная ошибка в работе нашего мышления. Вызвана она тем, что мы фокусируемся на самой цели и лучшем сценарии («внутренний взгляд») и игнорируем статистику и прошлый опыт выполнения аналогичных задач («внешний взгляд»).

Чем это опасно на практике? Постоянное столкновение с невыполненными планами рождает чувство вины, разочарование в себе и хронический стресс. Мы начинаем винить себя в неорганизованности, не замечая, что причина глубже — в автоматическом сбое нашего мышления.

Работа над ошибкой планирования

Как избавиться от таких системных сбоев нашего мозга? Ниже я приведу алгоритм, который поможет научиться договариваться с реальностью и избежать нездорового оптимизма.

Во-первых, уже осознание того, что наш внутренний планировщик сбоит, т.к. излишне оптимистичен и не объективен – важный шаг к правильному планированию. Перед тем, как определить срок, остановитесь и спросите себя: «Я так хочу, но уверен ли я, что так смогу? Не обманывает ли мой мозг меня снова?»

Во-вторых, попробуйте посмотреть на задачу со стороны. Не «сколько времени у меня займет эта задача?», а «если бы я дал эту задачу другому, сколько времени я на нее заложил?»/ «сколько времени подобная задача заняла времени на самом деле?»/ «если все пойдет не так, как это будет?» Эти вопросы помогают избежать излишне оптимистичной оценки и обратиться к реальности.

В-третьих, применяйте математические уловки. Это особенно полезно, когда на предыдущие вопросы вы затрудняетесь ответить. Например, можно умножить свою изначальную оценку сроков на 1,5, а для новых и не понятных задач даже на 2-3.

-2

Еще один прием. Когда вы оцениваете задачу из трех сценариев: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный. А затем складываете все сроки и делите на 3, в итоге получаете оптимальный прогноз.

Так же полезно создавать свободные буферные зоны в расписании, закладывая в них 15-30% от общего времени. Эти буферные зоны в будущем спасут вас от непредвиденных обстоятельств, усталости и рутины.

В-четвертых, чаще всего ошибка планирования возникает при работе с крупными, абстрактными целями (например, «написать диплом», «запустить проект»). Наша задача в этом случае – разбить большую цель на мелкие и конкретные шаги. И оценить время на выполнения каждого из этих шагов.

Например, не «написать статью», а :
1. Собрать источники по теме – 3 часа
2. Изучить их – 2 часа
3. Собрать семантическое ядро – 1,5 часа
4. Написать план – 30 минут
5. Написать черновик по 1 пункту – 40 минут

В-пятых, важно проанализировать ваш прошлый опыт. Подчас это самое объективное мерило. Но важно оценивать не лучший результат, а сколько вы тратите обычно времени на выполнения таких задач с учетом возможных форс-мажоров и вашего состояния. Для максимально объективной информации поможет ведение «журнала учета». В котором вы фиксируете по каждой задаче ожидаемое время, реальное время и причины расхождений. Со временем вы соберете не только статистику по срокам для похожих задач, но и проанализируете основные причины, по которым вы отвлекаетесь. Это поможет в будущем создавать реалистичные сценарии с учетом ваших возможностей, условий и потребностей.

-3

В-шестых, сфокусируйтесь не на результате, а на процессе. Вместо того, чтобы зажимать будущего себя в жесткие тиски дедлайна, продумайте, как этот «будущий я» будет все это выполнять. Проведите когнитивную репетицию всего процесса – как, когда и где вы будете делать то, что планируете. Как это будет сочетаться с остальными делами. Насколько вас хватит (и что сделать, чтобы вы как можно дольше могли сохранять нужный темп). Грамотно продуманный процесс еще одно противоядие против когнитивной ошибки планирования.

В-седьмых, после завершения проекта или задачи уделите хотя бы 5 минут на анализ. Помимо заполнения «журнала учета» из пятого пункта, спросите себя, что было оценено правильно? А что заняло больше времени и почему? Какие выводы я могу сделать для следующего планирования?

По сути работа с когнитивной ошибкой планирования - это обычный навык. И как любой навык он закрепляется, и в какой-то момент начинает работать в полуавтоматическом режиме. Но прежде, его нужно закрепить. Вам важно научиться не угадывать, не прикидывать, а вычислять время, используя внешние и внутренние факторы, имеющиеся данные и здоровый скептицизм по отношению к первому импульсу.

Однако не всегда и не всем помогает такой рациональный расчет. Потому что ошибка планирования – это не всегда когнитивное искажение. В ряде случаев это просто психологическая защита. И в этом случае требуется более глубокая работа. Но об этом я расскажу в следующей статье.

Автор: Кравченко Татьяна Павловна
Психолог, Клинический психолог КПТ-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru