Окончание. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Филиппу II не удалось ни силой, ни обманом заполучить графство Вексен, не смог он также посеять династическую смуту в Англии и развязать междоусобицу, используя в своих целях алчность, честолюбие и зависть принца Джона. Несмотря на эти неудачи, король Франции не впал в отчаяние и не отказался от своих прежних намерений. Он изменил направление главного удара и способы достижения поставленных задач.
Ранней весной 1192 года Филипп Август решил выбить почву из-под ног Ричарда, подбив на восстание против него наиболее строптивых, вольнолюбивых и вечно недовольных своих сюзереном сеньоров Гаскони. Опытному в подобных делах Капетингу удалось спровоцировать на открытый мятеж нескольких аристократов-гасконцев, во главе которых оказались Эли Талейран, граф де Перигор и виконт Бернар де Брос.
Однако подавляющее большинство баронов, маркизов, сеньоров и виконтов Аквитании, Пуату и Гаскони сохранили верность вассальной присяге, которую они принесли Ричарду Львиное Сердце. Сенешаль Гаскони – опытный военачальник граф Эли де ла Селю нанёс ряд поражений мятежным виконтам, захватив, а затем изрядно опустошив их фамильные замки и владения. Вскоре после этого вооружённые выступления гасконских баронов и виконтов, а также их демонстративные акции неповиновения прекратились.
Свои последние надежды на дестабилизацию внутриполитической ситуации в южных владениях Анжуйской державы монарх французский связывал с Раймундом V – герцогом Нарбонны, графом Тулузы и маркизом Прованса. Этот внук известного предводителя Первого крестового похода – Раймунда IV Тулузского (Сен-Жиля), участника штурма Иерусалима и основателя графства Триполи, давно ждал повода для реванша.
Дело в том, что в ходе многолетнего противостояния Раймунда V и представителей династии Плантагенетов, длившегося с 1164 по 1188 года, герцог Нарбонны утратил значительную часть своих владений на юге Франции, которые вошли в состав Аквитании и королевства Наварра. Теперь, когда Ричард был в далёкой Палестине, у графа Тулузского появился (как ему казалось) шанс, отнять у герцога Аквитании и короля Наварры свои наследные земли.
Однако реваншистские планы Раймунда V потерпели полный крах. Санчо Сильный – наследный принц Наварры, приходившийся королю Англии шурином, нанёс войску герцога Нарбонны ряд серьёзных поражений, разорив его владения вплоть до самой Тулузы. Потерпевший неудачи на полях сражений и понёсший солидные финансовые убытки Раймунд V запросил мира.
Казалось бы, теперь, когда все многочисленные, разноплановые и многоходовые комбинации Филиппа II окончились полным фиаско, мир, стабильность и спокойствие должны были в самое ближайшее время вернуться на берега «Туманного Альбиона». Но внутриполитические дрязги продолжали сотрясать Анжуйскую державу.
Новым возмутителем спокойствия оказался «старый» и наиболее активный участник прошлогодних интриг – Гийом (Уильям) де Лоншан. Низложенный лорд-канцлер, заклейменный позором и презрительными насмешками, изгнанный из Англии и списанный всеми со счетов, оказавшись по другую сторону Ла-Манша, развил бурную и кипучую деятельность.
Он добрался до Рима и сумел получить аудиенцию у самого папы. К изумлению европейской общественности, этот тщедушный стяжатель, крючкотворец и бывший серый кардинал, этот «маленький, алчный, злобный и обезьяноподобный растлитель мальчиков», как преждевременно презрительно охарактеризовал его один из хронистов, добился невероятного.
Целестин III, вступивший на опасный путь конфронтации с германским правителем Генрихом VI Гогенштауфеном, нуждался в могущественных союзниках, а потому решил, как ему казалось, действовать в интересах Ричарда, чтобы заручиться в будущем его поддержкой. Толком не разобравшись в изрядно запутанной внутриполитической ситуации, царившей в Анжуйской державе, понтифик официально объявил де Лоншана своим легатом.
Бывший главный юстициарий и лорд-канцлер поспешно и опрометчиво решил, что покровительства со стороны Целестина III будет достаточно для триумфального возвращения в Лондон и возврата своих прежних должностей. Новоявленный папский легат в середине марта 1192 года высадился в Дувре, намереваясь проследовать в столицу в ближайшие дни.
Узнав о прибытии де Лоншана, участники Регентского совета, забыв о своих недавних разногласиях с принцем Джоном, обратились к нему за помощью. Готье де Кутанс и прочие министры, зная беспринципность Безземельного Иоанна, а также его личную неприязнь к де Лоншану, попросили младшего брата Ричарда поскорее прогнать прочь из пределов Англии ненавистного папского легата.
Принц Джон согласился «оказать» важную услугу родному королевству, но отнюдь не бесплатно. За изгнание бывшего лорда-канцлера Иоанн запросил солидную сумму – семьсот фунтов стерлингов. Регентский совет и главный королевский казначей после долгих торгов согласились выделить циничному мздоимцу пять сотен фунтов.
Получив аванс, принц Джон тотчас собственноручно составил угрожающее письмо, отправив его в Дувр. В своём послании Иоанн без лишних вступлений и витиеватых высокопарных фраз прямо предупреждал Гийома де Лоншана, что если тот не покинет в ближайшие дни пределы Англии, то будет казнён. Хронист Ричард из Дивайзеса (Ришар из Дивейса) сообщает, что папский легат, едва прочтя письмо, «побледнел, как будто наступил на змею босыми ногами», после чего приказал своим людям без промедления готовиться к отплытию обратно во Францию.
Он добрался до Нормандии, а оттуда проследовал в Париж. Филипп не упустил случая, чтобы использовать политического изгнанника в своих закулисных интригах. Парижский епископ Морис де Сюлли устроил в честь папского легата торжественную встречу с крестным ходом и праздничным богослужением в соборе Нотр-Дам-де-Пари. На ежемесячное содержание опального де Лоншана из королевской казны выделялось шестьдесят марок серебром.
Целестин III, желая примирить своего изгнанного ставленника с Регентским советом и принцем Джоном, направил в Англию двух своих полномочных легатов – Октавиана, епископа Остии, и Иордана, настоятеля монастыря Фосса-Нова. Направляясь в Лондон, посланники понтифика сделали остановку в Нормандии.
Легаты предприняли попытку проинспектировать епархии и аббатства, попавшиеся им на пути. Однако сенешаль Гийом Фиц-Ральф запретил представителям понтифика доступ в Жизор и Руан. В ответ разгневанный Октавиан Остийский наложил на Нормандию интердикт[1], отлучив дерзкого сенешаля, а заодно и нормандских баронов от церкви. Пришлось Готье де Кутансу лично обращаться к Целестину III, чтобы тот отменил суровое церковное наказание, наложенное легатом на ни в чём неповинное население всей Нормандии.
К счастью для постоянных участников Регентского совета триумфальное возвращение Гийома де Лоншана в Англию не состоялось. Однако и теперь общая ситуация, как в Лондоне, так и за его пределами, оставалась напряженной и непредсказуемой. Главным источником беспокойства Готье де Кутанса и Алиеноры Аквитанской по-прежнему оставался принц Джон.
Регентский совет при поддержке баронов вынес постановление о том, что самовольный захват Безземельным Иоанном двух королевских замков – Уолингфорда и Виндзора, является произволом и беззаконием, допущенным в отношении короля Ричарда. От принца Джона потребовали немедленного возвращения замков.
Младший брат правителя «Туманного Альбиона» проигнорировал решение правительства. Королевские министры, придворные сановники, представители знати и духовенства были единодушны во мнении, что Уолингфорд и Виндзор необходимо у графа де Мортена (официальный титул Иоанна на тот момент) забрать силой, если он не возвращает недвижимое имущество короля добровольно.
Однако никто из лордов не нашёл в себе мужества, чтобы исполнить волю и постановление Регентского совета. Львиное Сердце был далеко от Англии. Он мог в любой момент погибнуть в бою или умереть от какой-нибудь опасной инфекции. В таком случае принц Джон в одночасье становился законным монархом. Никто не сомневался, зная мелочный, склочный, злопамятный и крайне мстительный характер Безземельного, что он, едва надев корону, тотчас непременно жестоко и беспощадно отомстит всем своим прежним недругам, обидчикам и политическим противникам. По этой причине никто не хотел открыто конфликтовать с графом Мортенским.
Одну из наиболее ёмких, многогранных, ярких и эмоционально окрашенных характеристик Джону Безземельному «образца 1192 года» дал современный российский историк Евгений Викторович Старшов: «…принц вырос мерзким предателем, изменив отцу, а потом неоднократно предав и брата. Сложно сказать, имела ли тут место просто зависть к Ричарду, как об этом часто любят писать и говорить. Завидовать можно было бы много чему – и любви матери к старшему брату, и королевской власти, и тому, что Ричард был богатырь ростом, как считают, 190 см (исследование сохранившихся останков Иоанна показало, что его рост был 168 см), тому, что он был славен, непобедим и т.д. и т.п.»[2]
Известный современный британский историк Питер Акройд, напротив, считает Иоанна Безземельного одним из наиболее интересных персонажей Средневековой Англии. Своей дурной репутацией самого злобного и порочного короля принц Джон обязан хронистам, которые слишком пристрастно и необъективно освещали на страницах своих исторических трудов его деяния и поступки.
В тоже время Акройд признаёт, что Иоанн проявил себя никчёмным правителем Ирландии, пока ещё был жив его отец. Из-за юношеской гордыни и глупости от принца отвернулись многие представители знати, но, тем не менее, в период отсутствия Ричарда предприимчивый Джон сформировал в Англии и Нормандии собственный двор, при котором находились хитрые, амбициозные, беспринципные, лицемерные интриганы, представлявшие самые разные слои общества – от магнатов до незнатных авантюристов и откровенных проходимцев[3].
Известные французские историки-энциклопедисты Артур Николя Рамбо и Эрнест Лависс охарактеризовали принца Джона предельно откровенно и безжалостно: «Он был чувственен, ленив и одушевлён низменными стремлениями… Незаконные связи его отца не могли научить Иоанна воздержанию, восстания его братьев – благодарности; неудачные планы доставить ему княжество в Ирландии усилили тщеславие принца, тем более, что его алчность и властолюбие остались неудовлетворенными. У него не было ни творческой энергии Генриха II, ни блестящих качеств Ричарда; он походил на них только пороками. Лишенный нравственных и религиозных принципов, он был коварен и жесток; это был негодный человек, сделавшийся дурным королем»[4].
Из представленных выше комментариев становится очевидным, почему Алиенора Аквитанская, несмотря на свою всепрощающую и идеализирующую материнскую любовь к младшему непутёвому сыну, постоянно призывала Ричарда поскорее возвращаться на родину. Эти настойчивые просьбы и призывы неоднократно повторяли Готье де Кутанс и наиболее влиятельные участники Регентского совета.
Амбруаз Нормандский – главный летописец событий Третьего крестового похода подробно поведал о том, что Ричард окончательное решение о возвращении в Англию принял после того, как в начале апреля 1192 года Палестину лично прибыл английский вице-канцлер Жан д’Алансон:
«Он сказал королю, что вся Англия погрязла в раздорах, войне и смутах из-за его баронов и его брата, который хотел, несмотря на слова матери-королевы, поступать только по-своему, и что дела приняли столь дурной оборот благодаря французскому королю, который отправил в Англию, к брату Ричарда, послов, дабы отвратить его [принца Джона] от пути истинного и заключить с ним союз.
Он [Жан д’Алансон] добавил также, что его [Ричарда] земли вскоре будут отняты у тех, кому он их доверил, ежели король не поспешит вернуться <…>. Услышав эти дурные и печальные новости, король Ричард стал задумчив, мрачен и подавлен, и сказал он самому себе: "Если ты не вернешься сейчас, воистину, ты потеряешь свои земли"…»[5]
Таким образом, окончательное и бесповоротное решение Львиного Сердца как можно скорее вернуться в Лондон стало свершившимся фактом. Теперь главный вопрос заключался в том, успеет ли Ричард добраться до своих владений прежде, чем его главные внешнеполитические недруги – Филипп II Август, Генрих VI Гогенштауфен и Леопольд V Австрийский выступят против английского короля единым фронтом, а принц Джон предпримет попытку узурпировать трон старшего брата.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Интерди́кт (в переводе с латинского слово interdictum означает «запрещение» или «запрет») – разновидность наказания, активно практиковавшаяся римской католической церковью в эпоху Средневековья. Интердикт представлял собой временное запрещение всех церковных действий, обрядов и таинств – крещения, отпевания, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, отпущения грехов, богослужений и месс. Интердикт могли накладывать помимо папы римского его кардиналы, а также архиепископы и епископы.
[2] - Старшов Е. В. Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем. – М.: ООО «Издательство "Вече"», 2023. С. 243-244
[3] - Акройд П. История Англии. Основание: От самых начал до эпохи Тюдоров / Питер Акройд; [пер. с англ. В. В. Краснянской]. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. С. 224.
[4] - Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависа и А. Рамбо. – Смоленск: Русич, 2001. С. 438-439.
[5] - Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012. С. 169.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда I Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Альфред Николя Рамбо (1842-1905) – известный французский профессор истории, много лет работавший и преподававший на кафедрах истории в университетах Парижа, Кана и Нанси. В 1896-1898 гг. занимал должность министра народного просвещения Франции. Специализировался на истории Византии, политической истории России и Германии.
Альфред Рамбо являлся почётным иностранным членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и членом Академии моральных и политических наук. Совместно с профессором Эрнестом Лависсом занимался редакцией многотомного коллективного издания под названием «Всеобщая история с IV столетия до нашего времени», а также выпустил фундаментальный труд «Эпоха крестовых походов».
Евгений Викторович Старшов (род. 1978) – историк, писатель, преподаватель, переводчик, член Союза краеведов России. Автор 11 монографий по краеведению, 25 научно-популярных работ по эпохам Античности и Средневековья, а также по истории Византийской империи и Руси. Принимает участие в редактировании произведений из серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей). Наиболее известным его документальным произведением, посвященным эпохе Средневековья, является биографическое исследование «Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем».
Питер Акройд (род. 1949 ) – известный британский писатель, поэт, литературный критик и почётный член Королевского литературного общества. Не считая сборников поэзии, он издал более 60 произведений – романов, эссе и биографий, написанных преимущественно в жанре нон-фикшн. Наиболее известным историческим трудом писателя является фундаментальная «История Англии», вышедшая в шести томах, охватывающих период с древнейших времён до начала ХХІ века. Кроме того, Акройд известен своими подробными биографическими исследованиями, посвященными жизнеописаниям Уильяма Шекспира, Исаака Ньютона и Томаса Мора, а также книгами, рассказывающими об истории Лондона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОЗДАНИИ ДАННОГО ЦИКЛА ПУБЛИКАЦИЙ:
Акройд П. История Англии. Основание: От самых начал до эпохи Тюдоров / Питер Акройд; [пер. с англ. В. В. Краснянской]. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020.
Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007.
Джонс Д. Плантагенеты. Короли королевы, создавшие Англию / Дэн Джонс. – Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023.
Добиаш-Рождественская О. А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда І Львиное Сердце. – М.: «Наука», 1991.
Кесслер У. Ричард I Львиное Сердце: Король. Крестоносец. Авантюрист / Пер. с нем. С. А. Прилипского. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009.
Старшов Е. В. Элеонора Аквитанская. Королева с львиным сердцем. – М.: ООО «Издательство "Вече"», 2023.
Устинов В. Г. Ричард I Львиное Сердце. Повелитель Анжуйской империи / В. Г. Устинов – «ВЕБКНИГА»; Издательство АО «Молодая гвардия», художественное оформление, 2025.
Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. Эгипти И. А. – СПб.: Евразия, 2012.
Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008.
Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависа и А. Рамбо. – Смоленск: Русич, 2001.
Historia de expeditione Friderici imperatoris et quidam alii rerum gestarum fonts eiusdem expeditionis // Monumenta Germaniae historica. T. V. Berlin, 1928.
Полностью прочесть цикл публикаций «Англия в отсутствии Ричарда I» можно, перейдя по указанной ссылке:
Часть 1-я. Взлёт и падение лорда-канцлера Уильяма де Лоншана
Часть 2-я. Козни Филиппа II Августа
Часть 3-я. Непутёвый и зловредный принц Джон
Продолжение повествования о деяниях и приключениях самого известного английского короля-крестоносца читайте в следующем цикле публикаций «Одиссея Ричарда I»
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)