Найти в Дзене
Ридус

ОСАГО станет «натуральнее»: что дают водителям доплата и свободный выбор сервиса

Оглавление
   Страховой полис. © АГН «Москва»
Страховой полис. © АГН «Москва»

В Госдуме, Банке России и Минфине вновь развернулась дискуссия о «ремонтной» части ОСАГО. История вопроса тянется с 2017 года, когда приоритет натурального возмещения (ремонт вместо денег) должен был вернуть машины на дорогу быстрее и прозрачнее. На практике доля ремонтов падала, а автовладельцы чаще выбирали выплаты и суды - в том числе из-за дефицита запчастей, перегруженных СТО и «премий» автоюристам по цессии.

Сейчас чиновники и рынок обсуждают обновлённую схему, включающую следующие элементы:

  • доплату, если изначальной суммы не хватило на ремонт;
  • право автовладельца выбрать СТО (с ответственностью за выбор);
  • коррекцию правил учёта износа при денежных выплатах.

Зачем нужно реформировать ОСАГО

Необходимость реформы объясняется «расстыковкой» между нормой и реальностью. Натуральное возмещение не стало массовым, сроки и качество ремонта часто не устраивают стороны, а судебные издержки раздувают конечную стоимость ОСАГО для всех.

Предложенная архитектура «второго уровня» выплат (доплата после самостоятельного ремонта на выбранной СТО) должна снять опасения нехватки денег и бесконечных экспертиз, которые сегодня присутствуют у автомобилистов, сохранив приоритет ремонта там, где страховщик может его организовать.

Данные подходы уже описаны регулятором и рынком: выбор СТО с ответственностью клиента, последующая доплата при недофинансировании, обсуждение ограничения практик цессии и корректировки износа.

   Автомобиль. © АГН «Москва»
Автомобиль. © АГН «Москва»

Проблема накруток при уступке требований по ОСАГО действительно стала массовой. Об этом говорит руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов. За копейки (15-20 тысяч рублей) права на требование выкупают аварийные комиссары и автоюристы, а затем через суды доводят суммы до 60-80 тысяч рублей и выше. В выигрыше остаются юридические посредники, а платят за всё водители через рост расходов системы.

По оценке, чистая прибыль с одного выкупленного дела доходит до 200 тысяч рублей. Данная ситуация очевидно несправедлива и требует пресечения таких практик.

«Если поток массовых исков сократить, высвободившиеся средства можно направить на полноценное восстановление машин без учёта износа. Автовладельцы получат ровно столько, сколько нужно для ремонта», - отметил Шкуматов.

С такой позиции поправки выглядят разумно и взаимовыгодно. Они снимают стимулы к паразитным судебным схемам, повышают предсказуемость для водителей и снижают издержки страховщиков, укрепляя баланс интересов в ОСАГО.

Российский союз автостраховщиков подчёркивает, что предлагаемая конструкция добавляет потребителю опцию доплаты при самостоятельном ремонте и в целом повышает потребительскую ценность полиса.

Скорее да, чем нет

В качестве плюсов реформы можно отметить прогнозируемость для автовладельца (доплатят, если денег не хватит), снижение конфликтов и штрафной нагрузки от судебных споров, гибкость маршрута ремонта благодаря праву выбора СТО. Из минусов и рисков видны споры о разумной смете и сроках, продолжение практики бумажной волокиты, которая всегда может обернуться отказом со словами, что вам не поставили нужную печать, поставили её не там, неправильно оформили заказ-наряд.

За необходимость решить вопрос с бюрократией и минимизировать число бумажек выступает главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. По мнению эксперта, выплата по ОСАГО должна производиться без учёта износа, даже если полис будет дороже, и в идеале сразу, а не постфактум, когда автомобиль отремонтирован, что требуется подтвердить кучей документов.

Как будет работать возмещение ремонта по ОСАГО

Теперь после обращения о страховом возмещении страховщики станут самостоятельно принимать решение о выплате в денежной форме или направлении на ремонт. Если клиент получит возмещение деньгами (обычно оно производится в течение 20 дней после ремонта, на самостоятельное проведение которого отводится не более 9 месяцев), потерпевший может вновь обратиться к страховой компании за доплатой. Разумеется, только если ранее полученной суммы не хватило для того, чтобы покрыть расходы на уже проведённые восстановительные работы.

   Ремонт автомобиля. © ru.freepik.com
Ремонт автомобиля. © ru.freepik.com

После предоставления соответствующих документов из официального автосервиса (любого, который может выдать чек и акт о проделанных работах) пострадавший сможет получить разницу между страховым возмещением и размером расходов на ремонт, определённым в соответствии с единой методикой без учёта износа.

В настоящий момент реформа находится в стадии обсуждения. При этом в органах власти идёт подготовка поправок к соответствующему законопроекту, дата принятия которых пока неизвестна.