Для большинства Генрих VIII не является правителем с богатой историей. Напротив, пропаганда печально известного короля Англии вдохновила на создание вневременной иконографии, которую мы больше не можем отделить от него.
Пабло Пикассо как-то сказал: «Искусство — это ложь, которая заставляет нас видеть правду». И эти слова вполне могли бы быть выгравированы на портретах Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна. Хотя мы в основном помним Генриха как обжорливого, похотливого и тиранического короля Англии, который либо казнил своих жен, либо разводился с ними, это описывает его только в последнее десятилетие его жизни. Причина, по которой мы думаем о Генрихе в таких чёрно-белых тонах, заключается в том, что у нас есть такие сильные образы, которые его сопровождают. Итак, что же раскрывает о нём самый известный портрет короля? Что он хочет, чтобы мы увидели? Какая истина скрыта под ним?
Генрих VIII и его великое дело: желание иметь наследника мужского пола
В 1527 году Генрих VIII правил почти 20 лет и был в первом браке с Екатериной Арагонской . В остальном счастливый и стабильный брак уже выдержал немало потрясений, но теперь казалось, что смертельный удар вот-вот будет нанесен. Хотя у пары было по крайней мере пятеро детей, выжила только одна, принцесса Мария. Нетерпеливый Генрих становился все более противоречивым, и его желание иметь наследника мужского пола превращалось в одержимость, которая полностью изменила политический и религиозный ландшафт Англии. К 1527 году Генрих влюбился в одну из фрейлин королевы, Анну Болейн . Их 7-летнее ухаживание достигло кульминации в освобождении Генриха от римского престола и последующей аннулировании его брака с Екатериной.
Поскольку католическая церковь отказалась поверить духовным сомнениям Генриха, связанным с неспособностью Екатерины родить ему живого сына, он взял религиозные дела в свои руки и положил начало религиозной реформации в Англии , которая привела к основанию Англиканской церкви. Генрих не терял времени, воспользовавшись своей новой властью, и бросил преданнейшую жену и королеву в надежде, что новая жена непременно подарит ему сына, которого он так отчаянно ждал.
Потребность Генриха VIII в наследнике мужского пола во многом подпитывалась его непрочным правлением. Его отец, Генрих VII , был мелким дворянином, завоевавшим корону на поле боя в конце серии гражданских войн, известных как Войны Роз . Но военный пыл, каким бы полезным он ни был, не обеспечил титул короля Англии в такой степени, как чистая королевская родословная. С годами рождение законного наследника стало чем-то большим, чем просто политическим актом. Стареющий и больной Генрих должен был быть уверен в своей потенции, своей мужественности, своей способности быть физически готовым к задаче сохранения линии Тюдоров, за которую его отец так доблестно пролил кровь.
Ганс Гольбейн рисует короля Англии: мачизм, династия, пропаганда
Ганс Гольбейн Младший уже имел богатую карьеру до прибытия ко двору Тюдоров в 1532 году, но именно в последние девять лет своего пребывания в должности официального королевского художника при Генрихе VIII он создал некоторые из своих работ. Знаменитый портрет Генриха VIII работы Гольбейна изначально был частью фрески на стене Тайной палаты Уайтхолла, уничтоженной пожаром в 1698 году. Сохранились подготовительный картон и серия копий.
Король Англии изображён позирующим в бесценных драгоценностях, в великолепно расшитых одеждах, с широкой, уверенной осанкой и выразительным взглядом. Его хорошо очерченные икры, весьма привлекательные в эпоху Тюдоров, обтягивают узкие чулки и подчёркиваются подвязками под коленями.
Однако самая впечатляющая визуальная игра достигается благодаря формам, составляющим портрет. Два треугольника направляют наш взгляд к сути того, что стремится передать картина. Неестественно широкие плечи сужаются к талии, а расставленные ноги также привлекают наше внимание к выпуклому гульфику, украшенному бантами. Гульфик Генриха обрамляет одна рука, держащая перчатки, а другая сжимает нож.
Генрих, которого многие из нас помнят, — человек плотских желаний и неоспоримой власти. Глядя на этот гениальный образец тюдоровской пропаганды, легко забыть, что у немолодого и тучного Генриха на самом деле были проблемы с рождением наследника. Ведь на первый взгляд, эта картина повествует о мужественности, плодовитости и потенции, а законченная фреска, для которой изначально был создан этот эскиз, развивает эту историю на шаг дальше.
Фреска, уничтоженная в 1698 году, включала знаменитый портрет в семейный портрет, изображавший зарождающуюся династию Тюдоров. Сохранившаяся копия, заказанная Карлом II, королём Англии, изображает Генриха VII с женой Елизаветой Йоркской и Генриха VIII с третьей, более дорогой женой, Джейн Сеймур, среди великолепия архитектуры эпохи Возрождения . Мощная династическая картина обладает тонким домашним оттенком, особенно с маленькой собачкой, уютно устроившейся в платье Джейн.
Знаменитый английский историк Саймон Шама подчеркивает, что изображены не только династия и мужественность, но также власть и стабильность, проистекающие из мирного союза между домами Ланкастеров и Йорков, которые были друг у друга на перевес менее века назад. Это довольно буквально изложено в латинской надписи, которая направлена на то, чтобы укрепить династию Тюдоров как одну из превосходства и легитимности, с первой частью, гласящей: Если вам угодно видеть прославленные образы героев, посмотрите на них: ни одна картина никогда не рождала большего. Великий спор, соревнование и великий вопрос заключается в том, кто является победителем, отец или сын. Ибо оба, действительно, были верховными . Генрих VII - более традиционный герой, украсивший и завоевавший поле битвы, которое положило начало династии Тюдоров, а Генрих VIII добился превосходства в политических и религиозных вопросах, сделав себя Верховным главой Церкви Англии.
Но история на этом не заканчивается. Роспись Гольбейна была заказана между 1536 и 1537 годами, в период, который ознаменовал собой фундаментальные перемены в жизни Генриха. 24 января 1536 года Генрих почти погиб в результате несчастного случая на рыцарском турнире , который привел к серьезной травме головы и усугубил старую рану на ноге. Угрожающая язва вынудила в остальном активного короля вести более малоподвижный образ жизни. Однако это не помогло обуздать аппетит Генриха, и фунты начали накапливаться, формируя тучного монарха, которого мы знаем сегодня. В довершение всего, Анна Болейн, как и Екатерина Арагонская до нее, не позаботилась о том, чтобы родить Генриху сына. В 1533 году она родила дочь, будущую Елизавету I, но когда в том же месяце, когда случился несчастный случай с Генрихом, у нее случился выкидыш, и отчаявшаяся Анна почувствовала, как ее власть ослабевает.
Враги Анны не теряли времени и, воспользовавшись её падением влияния на короля, распространяли слухи о её предполагаемых проступках и измене. Генриха, монарха, становившегося всё более параноидальным, не пришлось долго убеждать в том, что обвинения против Анны, несомненно, были сфабрикованы. В мае того же года Анна оказалась на плахе, а менее чем через две недели Генрих женился на Джейн Сеймур.
Джейн, родившая Генриху сына в 1537 году, будущего Эдуарда VI, вошла в историю как единственная настоящая любовь Генриха . Она увековечена как ключевая фигура в линии наследования престола на знаменитом изображении семьи Генриха VIII 1545 года, где Генрих восседал на троне как король Англии, разделяя центральную панель с Джейн и Эдуардом в самом сердце династии Тюдоров.
Сам Генрих осознавал силу своего портрета, и художникам предлагалось создавать копии. Более того, Генрих дарил копии делегатам, послам и придворным. Конечно, это был не столько подарок, сколько политический памфлет. И послание было ясным: обладание этим портретом означало признание могущества, мужественности и превосходства короля.
Это послание подхватили и другие знатные особы, которые даже заказали собственную версию портрета. Некоторые более поздние копии сохранились до наших дней. Хотя большинство из них не приписаны какому-либо конкретному художнику, другие могут быть авторами, например, копия Ганса Эворта, одного из преемников Гольбейна, удостоенного покровительства Екатерины Парр, шестой и последней жены Генриха.
Художественные отсылки к портрету Гольбейна сохраняются вплоть до XVIII века. Даже поп-культура заимствовала некоторые элементы иконографии художника, чтобы пародировать сложный характер Генриха. Взять, к примеру, « Частную жизнь Генриха VIII» 1933 года или интерпретации BBC 1970-х годов «Шесть жён Генриха VIII» и «Так держать, Генрих!» , где образ Генриха словно сошёл с картины.
Однако в «Тюдорах» 2007 года Генрих в исполнении Джонатана Рис-Майерса не совсем соответствует буйному и обжорливому королю Чарльза Лоутона. Вместо этого сериал представляет более харизматичного Генриха даже в последние годы его жизни, а в конце фильма камера фокусируется на более молодой и привлекательной копии знаменитого портрета. Старый и слабый Генрих смотрит на мужественного короля, которого помнит с давних времён, и мрачно хвалит Гольбейна за хорошо проделанную работу.
Что говорит пропаганда Тюдоров о Генрихе VIII
Серия портретов, вдохновлённых фреской Ганса Гольбейна, часто становится первым, что мы можем связать с Генрихом. Даже когда мы убеждаем себя, что эти портреты были созданы для того, чтобы нас обмануть, нетрудно понять, почему они создали самый стойкий образ Генриха, учитывая, насколько удивительную историю рассказывают эти произведения искусства.
Генрих, кажется, говорит, что все несчастья, обрушившиеся на него (и на наследника, который так долго ускользал от него), не были и не могли быть его собственными деяниями. Ведь вот он, король Англии, человек мужественный, человек могущественный, сыгравший центральную роль в становлении молодой династии Тюдоров. Теперь мы понимаем, что эти истории заходят гораздо глубже. Они показывают короля, теряющего свой блеск, и мужчину средних лет, демонстративно демонстрирующего мужественность, которой ему, возможно, на самом деле не хватает.