Северное Возрождение сформировало роль женщины, и эта тенденция сохраняется и по сей день. Художники создавали ассоциации между обнажёнными женскими телами и темами сексуальности, извращений и колдовства.
Северное Возрождение возникло в северных частях Европы примерно в XV–XVI веках, воплощая идеи и художественные течения, схожие с итальянским Возрождением. Вдохновлённое идеей гуманизма, Северное Возрождение рассматривало роль женщины с точки зрения, основанной как на традициях, так и на новаторстве. Ассоциации между женщинами и различными образами стали отправной точкой для нашего восприятия женщин на протяжении веков.
Северное Возрождение — период культурного развития стран, расположенных к северу от Италии (прежде всего Нидерландов, Германии и Франции) в первой трети XV–XVI вв.
Женщины в эпоху Северного Возрождения: философский обзор
Как и итальянское, Северное Возрождение основано на возрождении древних верований и знаний. Оно вращается вокруг чувства новизны и утраченной традиции, являясь одновременно периодом прогресса и возрождения древних корней. Поскольку античное знание, как греческое, так и римское, выходит на первый план для людей эпохи Возрождения, это существенно влияет на восприятие женщины. В частности, взгляд на женщину формировался под влиянием античных учений и философских учений. Это создаёт парадоксальную ситуацию: Возрождение становится одновременно периодом формирования стереотипов и их разрушения..
Женщины Северного Возрождения составляют значительную часть того, что могло предложить это движение в целом. Благодаря текстам, искусству и собственной жизни они предстают более заметными и значимыми, чем в предыдущие исторические периоды. Несмотря на то, что женщины всё ещё подвергались осуждению и стереотипам, они начали обретать некоторую независимость
Женщины и женственность в Северном Возрождении
Темы женской сексуальности, женской силы, её тела и женственности в целом не затрагивались с таким же вниманием, как в эпоху Северного Возрождения. В эпоху Северного Возрождения женственность, сексуальность и гендерные роли рассматривались гораздо более гибко, что навсегда определило то, как общество будет воспринимать эти темы и какова будет складываться их властная динамика.
Сравнивая изображения женщин периода Северного Возрождения с изображениями предшествующего Средневековья, можно заметить явные различия. Прежде всего, само количество изображений женщин в эпоху Северного Возрождения значительно возросло. За исключением нескольких гобеленов и некоторых погребальных скульптур, в средневековье женщины изображались только в качестве святых или фигурировали в историях о святых. Они не были самостоятельными персонажами. Ситуация полностью меняется в эпоху Северного Возрождения, когда для изображения женщин больше не требовалось быть святыми. Искусство начинает обращаться к таким темам, как женственность, демонстрируя растущий интерес к женскому существованию в целом.
Сексуальность и женщины
Обнажённая женская натура – это то, как художники и зрители исследуют женское тело и женскую сексуальность, критикуя или информируя. Однако, несмотря на многочисленные признаки прогресса, эпоха Возрождения всё ещё была тесно связана со средневековым менталитетом, а это означает, что изображение обнажённой женской натуры часто было критикой. С культурной точки зрения, обнажённое тело связано с сексуальностью и может быть использовано для критики того, как некоторые женщины проявляют свою сексуальность. Возникает чувство опасности; в эпоху Северного Возрождения считалось, что женская сексуальность тождественна отклонению. Это отклонение делало женщин опасными, поскольку их сексуальные желания не соответствовали представлениям о том, как должно себя вести, и противоречили традиционно воспринимавшейся роли женщины.
Интересное изменение в искусстве по сравнению с предыдущими периодами: в эпоху Возрождения художники начали изображать обнажённых женщин, обращённых взглядом к зрителю. Визуально это подразумевает несколько моментов. А именно: если бы женщины были обнажёнными и смотрели вниз, это означало бы покорный тон. Новаторство эпохи Возрождения, в некотором смысле, заключается в том, что женщины изображаются более смелыми: прямой взгляд намекает на извращение женского поведения, подразумевая, что изображённая женщина не соответствует норме.
Сила женщин
«Власть женщин» (Weibermacht) — художественный и литературный топос Средневековья и Возрождения, изображающий известных мужчин из истории и литературы, находящихся под влиянием женщин. Эта концепция, будучи изображённой, даёт зрителям возможность взглянуть на привычную динамику власти между мужчинами и женщинами с изменённой стороны. Примечательно, что этот цикл существует не столько для критики женщин, сколько для разжигания дискуссии и выявления спорных идей относительно гендерных ролей и роли женщин.
Несколько примеров историй из этого цикла - истории Филлиды, едущей на Аристотеле, Юдифи и Олоферна, а также мотив битвы за штаны. Первый пример, история Филлиды и Аристотеля, указывает на то, что даже самый блестящий ум не застрахован от власти женщин. Аристотель поддается ее красоте и силе и становится ее игрушкой. В истории Юдифи и Олоферна Юдифь использует свою красоту, чтобы обмануть Олоферна и обезглавить его. Наконец, в последнем примере мотив битвы за штаны представляет женщин, которые доминируют над своими мужьями в доме. Цикл «Власть женщин» был чрезвычайно популярен в Северном регионе в эпоху Возрождения. Он повлиял на общее восприятие людьми роли женщин и их власти.
Женщины как художники
В результате некоторой эмансипации, женщины-художницы сами существовали в эпоху Северного Возрождения, особенно в будущей Голландской республике. Однако их роль часто подвергалась критике как со стороны местного сообщества, так и со стороны художественных критиков, которые считали их деятельность смехотворной и неуместной. Существует поговорка, адресованная женщинам-художницам: «Женщины рисуют, зажав кисти между пальцами ног». Мужчин поощряли получать образование и строить карьеру, в то время как женщинам приходилось в основном заниматься домашним хозяйством, занимаясь лишь работой домохозяйки. Стать художницей означало пройти обучение у другого признанного художника, и женщины редко получали признание мастеров.
Так как же женщины становились художницами? У них было всего два варианта. Либо родиться в семье художников и получить образование у кого-то из родственников, либо стать самоучкой. Оба варианта были сложными сами по себе: в первом случае всё зависит от удачи, а во втором – от способностей и упорного труда. Среди известных нам женщин того времени – Джудит Лейстер и Мария ван Остервейк, которые, несмотря ни на что, продолжали писать картины. К сожалению, более вероятные варианты существовали и раньше, но исследователи упустили из виду их присутствие в мире искусства.
Женщины как ведьмы
«Молот ведьм» – трактат о ведьмах, опубликованный в 1486 году в Германии, создавший образ ведьмы, вселяющий страх перед оккультизмом. Искусство XV и XVI веков связывало социальные представления о женщинах и их месте в обществе с колдовством и оккультизмом. Ведьмы представляли собой образ опасности в лице женщин, ведущих себя неблагочестиво. Знаменитый художник Альбрехт Дюрер создал множество изображений ведьм. Благодаря своей популярности, его изображения довольно быстро распространились в виде гравюр по всей Европе, формируя визуальный образ ведьм.
Пожалуй, самым известным является произведение «Четыре ведьмы», где четыре обнажённые женщины образуют круг. Рядом с ними находится дверь, где их ждёт демон, а в центре круга лежит череп. Эта работа устанавливает прочную связь между сексуальностью и колдовством, поскольку четыре женщины изображены обнажёнными. Как может заметить современный читатель, многие элементы, представленные в этом произведении, и сегодня связаны с колдовством, формируя наш общий образ ведьмы.
Женщины Северного Возрождения
Женщины Северного Возрождения пользовались уважением, если были строгими, незаметными и добродетельными. Под влиянием Реформации мышление Северного Возрождения стало отдавать предпочтение, по крайней мере в теории, скромности и простоте в одежде и внешнем виде. Идеальная женщина была тихой, скромной на вид, добродетельной по своему характеру, религиозной и преданной своей семье. Это можно подтвердить простым взглядом на женские портреты таких художников, как Ганс Гольбейн, поскольку это не просто портреты, а скрытые тонкие послания, часто с библейской отсылкой, которые указывают на роль женщины в обществе и семье. Другим ярким примером является известный портрет Арнольфини, который через символизм указывает на гендерные роли и ожидания в паре Северного Возрождения.
Другим ярким примером роли женщин является художница Катерина ван Хемессен, которая прославилась и написала даже портрет королевы Марии Венгерской. Однако, судя по сохранившимся работам, её карьера завершилась с замужеством. Это показывает, что от женщины ожидалось, что она будет посвящать себя мужу и браку, оставив всё остальное.
В конечном счёте, жизнь среднестатистической женщины эпохи Северного Возрождения была тесно связана с домом. Роль женщин в эпоху Северного Возрождения, по-видимому, не сильно отличалась от роли женщин предыдущих периодов. Однако изменения в менталитете, сексуальности и женском теле, а также несколько более высокие шансы сделать карьеру, например, стать художником, указывают на то, что некоторые вещи всё же начали меняться.