Найти в Дзене
Extreme Sound

«The Ballroom Blitz»: Как драка на концерте породила бессмертный гимн глэм-рока

«The Ballroom Blitz» — это не просто песня, это звуковой слепок эпохи. Это квинтэссенция глэм-рока 70-х: заразительный драйв, театральность, мощные гитары и щепотка хаоса. Созданный группой The Sweet, этот трек стал одним из их главных хитов и настоящим гимном, рожденным из реального инцидента — потасовки на концерте. К 1973 году британская группа The Sweet находилась в странном положении. С одной стороны, они были суперзвездами, чьи синглы штурмовали чарты. С другой — они были заложниками своего успеха. Их хиты писал тандем продюсеров Никки Чинна и Майка Чепмена, которые видели в группе исполнителей легковесного бабблгам-попа. Сами же музыканты — вокалист Брайан Коннолли, гитарист Энди Скотт, басист Стив Прист и барабанщик Мик Такер — хотели играть тяжелый рок в духе Deep Purple. Этот конфликт привел к компромиссу: на первую сторону синглов помещались коммерческие хиты «Чинничэпа», а на вторую — собственные, гораздо более тяжелые композиции группы. Продюсер Фил Уэйнман даже в шутку
Оглавление

«The Ballroom Blitz» — это не просто песня, это звуковой слепок эпохи. Это квинтэссенция глэм-рока 70-х: заразительный драйв, театральность, мощные гитары и щепотка хаоса. Созданный группой The Sweet, этот трек стал одним из их главных хитов и настоящим гимном, рожденным из реального инцидента — потасовки на концерте.

Контекст: Группа «Джекил и Хайд»

К 1973 году британская группа The Sweet находилась в странном положении. С одной стороны, они были суперзвездами, чьи синглы штурмовали чарты. С другой — они были заложниками своего успеха. Их хиты писал тандем продюсеров Никки Чинна и Майка Чепмена, которые видели в группе исполнителей легковесного бабблгам-попа.

Сами же музыканты — вокалист Брайан Коннолли, гитарист Энди Скотт, басист Стив Прист и барабанщик Мик Такер — хотели играть тяжелый рок в духе Deep Purple. Этот конфликт привел к компромиссу: на первую сторону синглов помещались коммерческие хиты «Чинничэпа», а на вторую — собственные, гораздо более тяжелые композиции группы. Продюсер Фил Уэйнман даже в шутку называл их группой «Джекил и Хайд».

Рождение из хаоса: Инцидент в Килмарноке

Идея песни родилась из реального, хоть и не самого приятного, события. 27 января 1973 года The Sweet выступали в концертном зале Grand Hall в шотландском городке Килмарнок. Публика, изрядно подогретая алкоголем, была настроена агрессивно. Во время выступления в группу полетели бутылки. Шквал был таким сильным, что музыканты были вынуждены прервать концерт и в спешке покинуть сцену.

Этот инцидент, который мог бы сломить любую другую группу, стал для The Sweet источником вдохновения. Услышав об этой истории, Чинн и Чепмен написали песню «The Ballroom Blitz» (что можно перевести как «Блицкриг на танцполе» или «Побоище в танцевальном зале»). Текст песни — это яркое, почти кинематографичное описание хаоса, творящегося в зале, с точки зрения музыканта на сцене.

Музыка и успех

Песня была записана в июне 1973 года и выпущена синглом в сентябре. Она мгновенно стала хитом. «The Ballroom Blitz» достигла 2-го места в чартах Великобритании (уступив лишь «Blockbuster!» от самих же The Sweet), 1-го места в Канаде и, что было особенно важно, пробилась на 5-е место в американском Billboard Hot 100, открыв группе дорогу на рынок США.

Музыкально «The Ballroom Blitz» — это идеальный образец глэм-рока. Она начинается с нарастающего барабанного боя и знаменитого выкрика, а затем взрывается мощным, но при этом поп-ориентированным гитарным риффом. Характерной чертой звучания The Sweet, которая ярко проявилась в этой песне, стало многоголосие, построенное на высоких бэк-вокалах. Позже Энди Скотт в шутку обвинял Queen в том, что они «содрали» эту идею для своей «Bohemian Rhapsody».

Наследие и культурное влияние

«The Ballroom Blitz» стала одной из визитных карточек не только The Sweet, но и всей эпохи глэм-рока. Ее драйв и кинематографичность привлекали и режиссеров. Квентин Тарантино изначально хотел использовать эту песню в культовой сцене с отрезанием уха в фильме «Бешеные псы» (1992), но в последний момент заменил ее на «Stuck in the Middle with You» группы Stealers Wheel. Тем не менее, песня прозвучала в другом культовом фильме 90-х — «Мир Уэйна», где ее исполнила Тиа Каррере.

На песню было сделано множество кавер-версий, от панк-иконы The Damned (с Лемми из Motörhead на басу) до хэви-метал группы Krokus.

Даже спустя полвека «The Ballroom Blitz» не теряет своей энергии. Это идеальный пример того, как из хаоса и агрессии может родиться чистый, незамутненный и вечный рок-н-ролльный гимн.