Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Французские чепцы «арселе». Когда они стали самыми красивыми?

Я уже писала о чепцах «арселе» и показывала, какими они были в конце 15 и начале 16 веков. Посмотрим, как эта мода развивалась дальше. Тут надо сказать, что на платьях французских дам, так же, как на платьях итальянок, около 1500-го года появились широкие рукава. Вот такие, в форме колокольчика, узкие на плечах и расширяющиеся книзу. И тогда же, собственно, и появился чепец «арселе» – чепец, открывающий волосы и лоб, с металлическим круглым каркасом (каркасом в форме подковы), с которого ниспадала на спину вуаль из чёрной ткани. В Италии появилось бальцо, а во Франции – арселе. Разные головные уборы, но сходство по форме есть. Мадам де Канапль (Мари д'Ассиньи) 1525 год. А что было до этого? По картинке ниже можно проследить, как менялся чепец «арселе». Сперва был просто чёрный шаперон, без каркаса, а потом он уже стал чепцом. Развитие французского чепца «арселе». Если итальянская мода развивалась относительно быстро, то французская – нет. Такие головные уборы и фасоны платьев застряли

Я уже писала о чепцах «арселе» и показывала, какими они были в конце 15 и начале 16 веков. Посмотрим, как эта мода развивалась дальше.

Тут надо сказать, что на платьях французских дам, так же, как на платьях итальянок, около 1500-го года появились широкие рукава. Вот такие, в форме колокольчика, узкие на плечах и расширяющиеся книзу.

И тогда же, собственно, и появился чепец «арселе» – чепец, открывающий волосы и лоб, с металлическим круглым каркасом (каркасом в форме подковы), с которого ниспадала на спину вуаль из чёрной ткани.

В Италии появилось бальцо, а во Франции – арселе. Разные головные уборы, но сходство по форме есть.

Мадам де Канапль (Мари д'Ассиньи) 1525 год.
Мадам де Канапль (Мари д'Ассиньи) 1525 год.

А что было до этого?

По картинке ниже можно проследить, как менялся чепец «арселе». Сперва был просто чёрный шаперон, без каркаса, а потом он уже стал чепцом.

Развитие французского чепца «арселе».
Развитие французского чепца «арселе».

Если итальянская мода развивалась относительно быстро, то французская – нет. Такие головные уборы и фасоны платьев застряли в моде надолго.

  • Отличие от платьев итальянок заключается в том, что здесь нет завышенных талий, а декольте не округлые или квадратные, а прямоугольные. Причём, уголки декольте опущены вниз.
Корнель де Лион. Клод Французская, дочь Анны Бретонской, 1530-е.
Корнель де Лион. Клод Французская, дочь Анны Бретонской, 1530-е.

С такими нарядами носили ожерелья из драгоценных камней, которые своеобразно крепили. Растягивали от одного плеча до другого.

Корнель де Лион. Герцогиня д’Этамп, фаворитка Франциска Первого, 1535 – 1540.
Корнель де Лион. Герцогиня д’Этамп, фаворитка Франциска Первого, 1535 – 1540.
Корнель де Лион. Портрет Франсуазы де Лонгвиль, 1530-е.
Корнель де Лион. Портрет Франсуазы де Лонгвиль, 1530-е.
Корнель де Лион, или Корнель из Гааги. Женский портрет, около 1540 года.
Корнель де Лион, или Корнель из Гааги. Женский портрет, около 1540 года.

А вот англичанки, перенявшие у француженок моду на «арселе», носили ожерелья иначе:

Анна Болейн. Портрет неизвестного художника, 1533 - 1536 годы.
Анна Болейн. Портрет неизвестного художника, 1533 - 1536 годы.
Елизавета Первая Английская. Неизвестный художник, 1546 или 1547 год.
Елизавета Первая Английская. Неизвестный художник, 1546 или 1547 год.

Интересен вот этот портрет. Здесь тёмно-розовый каркас «арселе» усыпан, словно горошком, мелкими жемчужинами:

Портрет юной дамы, около 1535 года. Неизвестный нидерландский художник.
Портрет юной дамы, около 1535 года. Неизвестный нидерландский художник.

Такая же отделка каркаса чепца на портрете другой знатной дамы.

Её «арселе» похож на роскошную диадему. И каркас – тёплого розового оттенка, в тон оттенкам платья.

Почему-то не встречается разноцветных каркасов «арселе». Только белый, чёрный, золотой и все оттенки красного, от тёмного до нежно-розового.

Франсуа Клуэ. Франсуаза де Брезе, герцогини де Бульон, 1550 год.
Франсуа Клуэ. Франсуаза де Брезе, герцогини де Бульон, 1550 год.

Когда изменилась форма рукава на французских и английских нарядах?

Вероятно, около 1550-го года. То есть тогда же, когда сильно изменилась женская мода и в Италии. Мода разных стран ещё отличалась, но уже начала стремиться к единообразию.

И да – на платьях француженок появились небольшие гофрированные воротнички. Они будут постепенно расти.

Женский портрет, вероятно,1550-е, неизвестный художник.
Женский портрет, вероятно,1550-е, неизвестный художник.

С изменением платьев начали меняться и чепцы.

Они стали пышней, а их краешек теперь имеет мысок, направленный к середине лба. А волосы надо лбом часто взбиты.

Посмотрите, какие роскошные «арселе» на портретах 1570-х. И женские лица такие прелестные в гофрированных воротничках.

Фрейлина Екатерины Медичи Шарлотта де Бон-Самблансе. Около 1570 года
Фрейлина Екатерины Медичи Шарлотта де Бон-Самблансе. Около 1570 года
Портрет французской дамы, 1570-е. Школа Фрасуа Клуэ.
Портрет французской дамы, 1570-е. Школа Фрасуа Клуэ.
Портрет дамы, идентифицируемой как Луиза Лотарингская, середина или конец 1570-х.
Портрет дамы, идентифицируемой как Луиза Лотарингская, середина или конец 1570-х.

А у дамы на портрете ниже… Чепец «арселе» или драгоценная диадема?

Мне кажется – диадема с прозрачной вуалью. По форме – как чепец «арселе», а по сути – нет.

Но в эти годы чепец уже выходил из моды, и пошла тенденция появляться в обществе просто с красивой причёской.

Как причёсывались француженки, когда перестали носить «арселе»?

Диана Французская, внебрачная дочь Генриха Второго, около 1570 года.
Диана Французская, внебрачная дочь Генриха Второго, около 1570 года.

«Куда подевалось бальцо?»… Изменения итальянской моды 16 века.

«Первые чепцы «арселе», похожие на детские шапочки».

Загадочные портреты несчастной Элеоноры Австрийской.

Розовый цвет в эпоху Ренессанса. Когда его стали носить дамы и мужчины?