Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Как причёсывались француженки, когда перестали носить «арселе»?

Продолжение к статье: Французские чепцы «арселе». Когда они стали самыми красивыми? Как я там писала, в 1570-е чепец «арселе» фактически вышел из моды, и пошла тенденция появляться в обществе просто с красивой причёской. Вот портрет Жанны д'Альбре, которая умерла незадолго до Варфоломеевской ночи (1572 год). На портрете королева Наваррская запечатлена с интересной причёской. Такую и описать трудно. Здесь не диадема, а массивные золотые цепи из жемчуга и драгоценных камней. Да ещё причёска перевита лентами, а волосы по бокам от пробора мелко завиты, обрамляют с двух сторон лицо. Похожая причёска на портрете другой дамы. Платье такого же фасона, только воротник другой. Это тоже гофрированный воротник «фреза», но он открыт спереди, а не окружает всю шею. На портрете ниже – ещё один вариант похожей причёски. Здесь волосы, лежащие по бокам от пробора, не завиты. Причёску украшает диадема, а за ней… Волосы уложены полукругом (это напоминает по форме итальянские бальцо) и, кажется, спрятаны в

Продолжение к статье: Французские чепцы «арселе». Когда они стали самыми красивыми?

Как я там писала, в 1570-е чепец «арселе» фактически вышел из моды, и пошла тенденция появляться в обществе просто с красивой причёской.

Вот портрет Жанны д'Альбре, которая умерла незадолго до Варфоломеевской ночи (1572 год).

На портрете королева Наваррская запечатлена с интересной причёской. Такую и описать трудно. Здесь не диадема, а массивные золотые цепи из жемчуга и драгоценных камней.

Да ещё причёска перевита лентами, а волосы по бокам от пробора мелко завиты, обрамляют с двух сторон лицо.

Франсуа Клуэ. Жанна д'Альбре, королева Наварры, около 1572 года.
Франсуа Клуэ. Жанна д'Альбре, королева Наварры, около 1572 года.

Похожая причёска на портрете другой дамы.

Платье такого же фасона, только воротник другой. Это тоже гофрированный воротник «фреза», но он открыт спереди, а не окружает всю шею.

Портрет дамы, предположительно Мадлен де Л'Обеспин, 1570-е.
Портрет дамы, предположительно Мадлен де Л'Обеспин, 1570-е.

На портрете ниже – ещё один вариант похожей причёски.

Здесь волосы, лежащие по бокам от пробора, не завиты. Причёску украшает диадема, а за ней… Волосы уложены полукругом (это напоминает по форме итальянские бальцо) и, кажется, спрятаны в филигранную золотую сеточку.

Мадлен Ле Клерк дю Трамбле, 1570-е годы.
Мадлен Ле Клерк дю Трамбле, 1570-е годы.

У дамы на портрете ниже волосы, обрамляющие лицо, взбиты сильней. И под ними явно есть каркас (или что-то ещё) для поддержания формы.

Женский портрет, 1570-е. Франсуа Клуэ или его школа.
Женский портрет, 1570-е. Франсуа Клуэ или его школа.

Такие причёски мы видим в сериале «Графиня де Монсоро» у Дианы.

Только у неё есть чёлка, которая не встречается мне на портретах.

И на многих платьях Дианы воротник слишком маленький. На портретах 1570-х они гораздо пышней.

Кадр из сериала «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Одна из причёсок Дианы.
Кадр из сериала «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Одна из причёсок Дианы.
Сериал «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Причёска Дианы.
Сериал «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Причёска Дианы.

А вот платье и причёска Луизы Лотарингской явно сделаны под влиянием некоего портрета. Только на портрете – не Луиза, а Клод Валуа Лотарингская.

Пышный воротник из гофрированного кружева, обилие кудряшек…

На портрете – чепец «арселе». Их ещё не перестали носить. Но это уже не чепец, который прикрывает волосы, а роскошное украшение причёски.

Сравним кадр из фильма и портрет:

Сериал «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Причёска Луизы Лотарингской.
Сериал «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Причёска Луизы Лотарингской.
Школа Франсуа Клуэ. Клод Валуа, герцогиня Лотарингии, начало 1570-х.
Школа Франсуа Клуэ. Клод Валуа, герцогиня Лотарингии, начало 1570-х.

Какой тут вывод напрашивается?

С 1570-х (или еще с 1560-х) причёски француженок стали разнообразными. Есть некий общий стиль, безусловно. Но если вы заглянете в мой предыдущий пост, то увидите, что раньше – в начале, в середине 16 века – всё было однообразно.

Теперь уже не то. И причёски, и воротники разные.

Ниже – два портрета, написанные почти в одно время. Причёски похожи, но не одинаковы. И две разных модели модных воротников средней ширины – закрытый плоёный и стоячий кружевной воротник.

Портрет Елизаветы Австрийской, жены короля Франции Карла IX, 1571 – 1572 годы.
Портрет Елизаветы Австрийской, жены короля Франции Карла IX, 1571 – 1572 годы.
Луиза Лотарингская, жена короля Франции Генриха Третьего, 1575 год.
Луиза Лотарингская, жена короля Франции Генриха Третьего, 1575 год.

Встретился мне и такой портрет.

Здесь дама – в прозрачном чепце. Можно ли его назвать «арселе»? Пожалуй, что нет. Скорее, это новый вариант французского чепца, обрамляющий лицо «сердечком».

Женский портрет, 1570-е. Возможно – портрет Маргариты Валуа.
Женский портрет, 1570-е. Возможно – портрет Маргариты Валуа.

Нечто подобное встречается у Дианы де Монсоро из нашего сериала.

А вообще, о прическах и костюмах из фильма стоит написать отдельно.

Костюмы двух прекрасных Диан. Сериалы «Графиня де Монсоро».

Сериал «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Диана в небольшом чепце.
Сериал «Графиня де Монсоро», Россия, 1998 год. Диана в небольшом чепце.

Рожки с диадемами вместо бальцо… Женская мода Италии конца 16 века.

«Три орешка для Золушки». Платья и головные уборы королевы.

Загадочный эскофьон-ан-буреле. Он или не он в сказке «Солёный принц»?