Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Загадочные портреты несчастной Элеоноры Австрийской

Статью можно назвать продолжением к прошлой: «Причёски 16 века, похожие на стрижки «каре». Потому что Элеонора Австрийская (1498 – 1558) одета и причёсана по такой же моде. Испанской, как её называют. Правда, не везде. Вот на этом портрете 1516 года она в чепце арселе: Кстати, интересный вопрос: а когда в Испании изменилась женская мода? И почему? Как я уже писала, после заката Бургундии закончился и «век бургундской моды». Во многих странах Европы (в том числе в Испании и Нидерландах) дамы стали носить на голове чёрные покрывала, которые потом трансформируются в чепцы арселе. На картине ниже – родители Элеоноры Австрийской. Филипп Первый Красивый (Габсбург) и Хуана Безумная (испанская принцесса). Но, если во Франции такая мода задержалась всерьёз и надолго, то в Испании – на короткое время. А затем испанские дамы стали одеваться и причёсываться иначе. Как на этом портрете Элеоноры. Я думаю, здесь не обошлось без влияния итальянской и немецкой моды. Пара слов о судьбе Элеоноры Австрийс

Статью можно назвать продолжением к прошлой: «Причёски 16 века, похожие на стрижки «каре».

Потому что Элеонора Австрийская (1498 – 1558) одета и причёсана по такой же моде. Испанской, как её называют.

Правда, не везде. Вот на этом портрете 1516 года она в чепце арселе:

Ян Госсарт. Портрет Элеоноры Австрийской, 1516 год.
Ян Госсарт. Портрет Элеоноры Австрийской, 1516 год.

Кстати, интересный вопрос: а когда в Испании изменилась женская мода? И почему?

Как я уже писала, после заката Бургундии закончился и «век бургундской моды».

Во многих странах Европы (в том числе в Испании и Нидерландах) дамы стали носить на голове чёрные покрывала, которые потом трансформируются в чепцы арселе.

На картине ниже – родители Элеоноры Австрийской. Филипп Первый Красивый (Габсбург) и Хуана Безумная (испанская принцесса).

Хуана Безумная и Филипп Первый Красивый, около 1500 года.
Хуана Безумная и Филипп Первый Красивый, около 1500 года.

Но, если во Франции такая мода задержалась всерьёз и надолго, то в Испании – на короткое время.

А затем испанские дамы стали одеваться и причёсываться иначе. Как на этом портрете Элеоноры.

Я думаю, здесь не обошлось без влияния итальянской и немецкой моды.

Йос ван Клеве. Портрет Элеоноры Австрийской с яблоком, около 1530 года.
Йос ван Клеве. Портрет Элеоноры Австрийской с яблоком, около 1530 года.

Пара слов о судьбе Элеоноры Австрийской…

Наверное, не найти второй такой богатой и такой несчастной принцессы.

Беды начались с детства. Отец Элеоноры умер, когда ей было всего восемь лет. Мать повредилась рассудком… И принцесса оказалась во власти злодея-братца.

Я где-то читала, что Элеонора была любимой сестрой своего брата, императора Карл V. Нет, не верю. "Любить" - означает "беречь"...

На руку Элеоноры претендовали многие короли Европы. Но брат выдал её за старого короля Португалии. Сломал жизнь сестры один раз. А когда она овдовела… то её судьбу почему-то опять принялся решать брат.

В итоге вторым мужем принцессы стал король Франции Франциск Первый.

Вот их совместный портрет. Какой он противный здесь:)) И мужем оказался негодным. Жену в грош не ставил, открыто жил с фаворитками…

Франциск Первый и его жена Элеонора. Начало 1530-х.
Франциск Первый и его жена Элеонора. Начало 1530-х.

Когда 33-летняя Элеонора торжественно въезжала в Париж, она, конечно, не знала, что её там ждёт. Была полна светлых надежд…

А теперь о платье. И портрете.

В книге Мерцаловой есть его описание. Только там неточная дата, наверное. В других источниках пишут, что въезд Элеоноры в Париж состоялся в 1531 году, а не в 1535-м.

«Въезд Элеоноры в Париж был обставлен роскошно, и молодая королева произвела большое впечатление красотой и пышностью своего наряда…

Въезд Элеоноры Австрийской в Париж.
Въезд Элеоноры Австрийской в Париж.

Между полами парчового роб видна красная муаровая юбка котт. Лиф роб соединён с пышными рукавами, сделанными из светло-малиновых лент, соединённых между собой золотыми розетками с драгоценными камнями. Между лентами выпущены буфы из белой тонкой, но жёсткой ткани. Глубокое декольте частично закрыто рубашкой с полоской золотого кружева по краю…

Белый шёлковый шнур с перемычками из серебра и жемчуга, спущенный почти до края юбки котт, закончен внизу массивной золотой подвеской с очень крупным рубином и тремя жемчужными панделоками по краям. Парчовые рукава, подбитые мехом, служат пышным обрамлением рукавов котт.

Причёска у Элеоноры испанская, голова украшена небольшим изящным венцом с крупным рубином и жемчужным панделоком»…

Въезд Элеоноры Австрийской в Париж. Гравюра с картины 16 века.
Въезд Элеоноры Австрийской в Париж. Гравюра с картины 16 века.

Вот такое описание наряда и такая гравюра, сделанная с портрета 16 века.

Но где сам портрет? Видимо, утрачен.

Но тогда что это за портрет?

Многое похоже. И, как говорится, найдите 10 отличий.

У меня даже мелькнула мысль: а не могли краски на портрете измениться?

Но, наверное, это всё же другой портрет. И другое платье, только сшито так же. И причёска такая же, и многие украшения.

  • Панделок – название ювелирного украшения с подвеской из драгоценных камней, чаще всего из крупного грушевидного жемчуга, получившего большое распространение в 16 веке. В последующее время жемчуг грушевидной формы стали называть панделоком.
Йос ван Клеве, Портрет Элеоноры Австрийской, около 1530 года.
Йос ван Клеве, Портрет Элеоноры Австрийской, около 1530 года.

Ещё один портрет Элеоноры, где у неё то же самое колье и серёжки.

Рукава на платье – такие же. И опять – какое-то письмо в руках.

Выше я разместила портрет, который почти такой же, как этот, только там в руках Элеоноры – яблоко. И ленты на рукавах другие, и жемчужное ожерелье лежит немного иначе.

Не могу понять, зачем столько похожих портретов. У принцессы наверняка хватало нарядов и драгоценностей….

Но это – не единичный случай. Есть другие портреты знатных дам того времени, где они – в одних и тех же платьях и украшения, но при этом портреты отличаются какими-то мелкими деталями.

Йос ван Клеве. Портрет Элеоноры Австрийской в берете, около 1530 года.
Йос ван Клеве. Портрет Элеоноры Австрийской в берете, около 1530 года.

А вот портрет другой дамы, где платье такой же модели.

Это не испанка, а девушка из Нидерландов или Австрии. Одета по испанской моде… И тут ничего странного нет. В то время Испания, Нидерланды и Австрия составляли одну могущественную империю. А раз так, то и дворянская мода должна быть похожей.

Мастер женских полуфигур. «Мария Магдалина», около 1530 года.
Мастер женских полуфигур. «Мария Магдалина», около 1530 года.

Коллективное мытьё в Средние Века. «Без особых стеснений».

«Причёски 16 века, похожие на стрижки «каре».

Первые чепцы «арселе», похожие на детские шапочки.

«Три орешка для Золушки». Что на голове Принца: шаперон или просто берет?