Статью можно назвать продолжением к прошлой: «Причёски 16 века, похожие на стрижки «каре».
Потому что Элеонора Австрийская (1498 – 1558) одета и причёсана по такой же моде. Испанской, как её называют.
Правда, не везде. Вот на этом портрете 1516 года она в чепце арселе:
Кстати, интересный вопрос: а когда в Испании изменилась женская мода? И почему?
Как я уже писала, после заката Бургундии закончился и «век бургундской моды».
Во многих странах Европы (в том числе в Испании и Нидерландах) дамы стали носить на голове чёрные покрывала, которые потом трансформируются в чепцы арселе.
На картине ниже – родители Элеоноры Австрийской. Филипп Первый Красивый (Габсбург) и Хуана Безумная (испанская принцесса).
Но, если во Франции такая мода задержалась всерьёз и надолго, то в Испании – на короткое время.
А затем испанские дамы стали одеваться и причёсываться иначе. Как на этом портрете Элеоноры.
Я думаю, здесь не обошлось без влияния итальянской и немецкой моды.
Пара слов о судьбе Элеоноры Австрийской…
Наверное, не найти второй такой богатой и такой несчастной принцессы.
Беды начались с детства. Отец Элеоноры умер, когда ей было всего восемь лет. Мать повредилась рассудком… И принцесса оказалась во власти злодея-братца.
Я где-то читала, что Элеонора была любимой сестрой своего брата, императора Карл V. Нет, не верю. "Любить" - означает "беречь"...
На руку Элеоноры претендовали многие короли Европы. Но брат выдал её за старого короля Португалии. Сломал жизнь сестры один раз. А когда она овдовела… то её судьбу почему-то опять принялся решать брат.
В итоге вторым мужем принцессы стал король Франции Франциск Первый.
Вот их совместный портрет. Какой он противный здесь:)) И мужем оказался негодным. Жену в грош не ставил, открыто жил с фаворитками…
Когда 33-летняя Элеонора торжественно въезжала в Париж, она, конечно, не знала, что её там ждёт. Была полна светлых надежд…
А теперь о платье. И портрете.
В книге Мерцаловой есть его описание. Только там неточная дата, наверное. В других источниках пишут, что въезд Элеоноры в Париж состоялся в 1531 году, а не в 1535-м.
«Въезд Элеоноры в Париж был обставлен роскошно, и молодая королева произвела большое впечатление красотой и пышностью своего наряда…
Между полами парчового роб видна красная муаровая юбка котт. Лиф роб соединён с пышными рукавами, сделанными из светло-малиновых лент, соединённых между собой золотыми розетками с драгоценными камнями. Между лентами выпущены буфы из белой тонкой, но жёсткой ткани. Глубокое декольте частично закрыто рубашкой с полоской золотого кружева по краю…
Белый шёлковый шнур с перемычками из серебра и жемчуга, спущенный почти до края юбки котт, закончен внизу массивной золотой подвеской с очень крупным рубином и тремя жемчужными панделоками по краям. Парчовые рукава, подбитые мехом, служат пышным обрамлением рукавов котт.
Причёска у Элеоноры испанская, голова украшена небольшим изящным венцом с крупным рубином и жемчужным панделоком»…
Вот такое описание наряда и такая гравюра, сделанная с портрета 16 века.
Но где сам портрет? Видимо, утрачен.
Но тогда что это за портрет?
Многое похоже. И, как говорится, найдите 10 отличий.
У меня даже мелькнула мысль: а не могли краски на портрете измениться?
Но, наверное, это всё же другой портрет. И другое платье, только сшито так же. И причёска такая же, и многие украшения.
- Панделок – название ювелирного украшения с подвеской из драгоценных камней, чаще всего из крупного грушевидного жемчуга, получившего большое распространение в 16 веке. В последующее время жемчуг грушевидной формы стали называть панделоком.
Ещё один портрет Элеоноры, где у неё то же самое колье и серёжки.
Рукава на платье – такие же. И опять – какое-то письмо в руках.
Выше я разместила портрет, который почти такой же, как этот, только там в руках Элеоноры – яблоко. И ленты на рукавах другие, и жемчужное ожерелье лежит немного иначе.
Не могу понять, зачем столько похожих портретов. У принцессы наверняка хватало нарядов и драгоценностей….
Но это – не единичный случай. Есть другие портреты знатных дам того времени, где они – в одних и тех же платьях и украшения, но при этом портреты отличаются какими-то мелкими деталями.
А вот портрет другой дамы, где платье такой же модели.
Это не испанка, а девушка из Нидерландов или Австрии. Одета по испанской моде… И тут ничего странного нет. В то время Испания, Нидерланды и Австрия составляли одну могущественную империю. А раз так, то и дворянская мода должна быть похожей.
Коллективное мытьё в Средние Века. «Без особых стеснений».
«Причёски 16 века, похожие на стрижки «каре».
Первые чепцы «арселе», похожие на детские шапочки.
«Три орешка для Золушки». Что на голове Принца: шаперон или просто берет?