Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Куда подевалось бальцо?»… Изменения итальянской моды 16 века

Я уже писала про бальцо: «Бальцо Лукреции в сериале «Борджиа». Правильно ли она носит их?» Но не написала в той статье, а когда и почему этот популярный женский головной убор вышел из моды. В начале сериала «Борджиа» (2011-2013), где действие происходит в конце 15 века, бальцо никто не носит. Оно не смотрелось с платьями таких фасонов: Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в юности. В начале 16 века мода изменилась. Рукава женских платьев сделались широкими внизу. А потом – такими, как на портрете ниже, пышными по всей длине. С такими фасонами уже гармонировали объёмные головные уборы – разные береты и бальцо. Рафаэль Санти. Портрет Доньи Изабель де Рекесенс, около 1518 года. Ближе к 1520-му году полнота рукава смещается к плечу. Тут уж наступило «золотое время» бальцо: и маленьких, и больших. Они гармонировали с рукавами нарядов, повторяя во многом их форму. И вот важный момент: талии на платьях пока остаются завышенными, как было и в конце 15 века. Андреа ди Джованнантони

Я уже писала про бальцо: «Бальцо Лукреции в сериале «Борджиа». Правильно ли она носит их?»

Но не написала в той статье, а когда и почему этот популярный женский головной убор вышел из моды.

В начале сериала «Борджиа» (2011-2013), где действие происходит в конце 15 века, бальцо никто не носит. Оно не смотрелось с платьями таких фасонов:

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в юности.
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в юности.

В начале 16 века мода изменилась.

Рукава женских платьев сделались широкими внизу. А потом – такими, как на портрете ниже, пышными по всей длине.

С такими фасонами уже гармонировали объёмные головные уборы – разные береты и бальцо.

Рафаэль Санти. Портрет Доньи Изабель де Рекесенс, около 1518 года.
Рафаэль Санти. Портрет Доньи Изабель де Рекесенс, около 1518 года.

Ближе к 1520-му году полнота рукава смещается к плечу.

Тут уж наступило «золотое время» бальцо: и маленьких, и больших. Они гармонировали с рукавами нарядов, повторяя во многом их форму.

И вот важный момент: талии на платьях пока остаются завышенными, как было и в конце 15 века.

Андреа ди Джованнантонио ди Томмазо Пиччинелли. Молодая женщина с книгой, 1520 год.
Андреа ди Джованнантонио ди Томмазо Пиччинелли. Молодая женщина с книгой, 1520 год.
Пьер Франческо ди Якопо Фоски. Женский портрет, около 1530 года.
Пьер Франческо ди Якопо Фоски. Женский портрет, около 1530 года.
Парис Бордоне. Портрет дамы с мальчиком, 1530-е, Эрмитаж.
Парис Бордоне. Портрет дамы с мальчиком, 1530-е, Эрмитаж.

Лукреция Борджиа в круглом бальцо и платье, сшитом по моде 1520-х:

Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в бальцо
Кадр из сериала «Борджиа» (2011 – 2013). Лукреция в бальцо

В 1530-х буфы на рукавах женских платьев стали круглыми и пышными. Это смахивает на рукав «жиго», модный в пушкинскую эпоху. А точнее, всё наоборот: модники 1820-х – 1830-х заимствовали модели с итальянских картин.

Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Панчатики, 1530-е годы.
Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Панчатики, 1530-е годы.
Тициан. Женский портрет, около 1536 года.
Тициан. Женский портрет, около 1536 года.

В 1540-х бальцо ещё носят.

Однако буфы на рукавах платьев стали меньше, а линия талии опустилась на своё естественное место.

Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Панчатики, 1541 год.
Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Панчатики, 1541 год.

Но уже в те годы появился новый силуэт платья.

Этот роскошный портрет знают многие. Но сейчас обратите внимание не только на замысловатую ткань (бархатные узоры на атласе), но и на рукава, плоский лиф, чуть заниженную линию талии.

Это – новая мода. Не чисто итальянская, а вообще европейская мода тех лет. Облегающие рукава на платьях…

Однако в данном случае слово «облегающие» не означает «узкие». Рукава кажутся объёмными из-за плотных тканей и отделки.

Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры ди Толедо с сыном Джованни де Медичи. Между 1544 и 1545 годами.
Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры ди Толедо с сыном Джованни де Медичи. Между 1544 и 1545 годами.

Из книги Мерцаловой:

«Металлический «корсе» на шарнирах в 1550-х годах заключает стан итальянских женщин в негнущийся футляр. На него надевался лиф платья с чуть опущенной талией, спереди законченный довольно широким углом. Грудь сплющивалась «корсе», и поэтому перед – от соединения с рукавами – представлял собой большой треугольник…

При графической чёткости лифа и расширяющейся книзу юбки уже не могло быть больших, расплывчатых по форме буфов на рукавах. Они остаются как декоративная деталь и тоже меняются на протяжении второй половины 16 века».

Пышные округлые буфы вверху рукавов исчезли. А раз так, то и бальцо перестали носить. С такими нарядами они не гармонировали.

То есть получается, что бальцо вышло из моды около 1550 года. Продержавшись в моде лет сорок или больше.

Парис Бордоне. Женский портрет, середина 16 века.
Парис Бордоне. Женский портрет, середина 16 века.
Парис Бордоне. Венецианская дама и ее кавалер, около 1560 года.
Парис Бордоне. Венецианская дама и ее кавалер, около 1560 года.

Эта мода тоже интересная. И она весьма разнообразна. В этой статье я не показала её всю, только – те портреты, что отражают ключевые изменения моды.

Если сравнить портрет ниже с первым фото в статье, то можно заметить общие черты. Как будто мода 1480-х – 1490-х вернулась.

Но есть большая разница. В начале итальянского Ренессанса женская мода была лёгкой, изящной (несмотря на дорогие ткани).

А теперь мода стала несколько тяжеловесной, массивной. И такие фасоны явно полнят женщин, лишая их грациозности.

Статья - продолжение к этой: Рожки с диадемами вместо бальцо… Женская мода Италии конца 16 века.

Francesco Montemezzano. Женский портрет, после 1560 года.
Francesco Montemezzano. Женский портрет, после 1560 года.

Французские чепцы «арселе». Когда они стали самыми красивыми?

Костюмы из сериала «Борджиа». Что с ними не так и почему это хорошо?

Розовый цвет в эпоху Ренессанса. Когда его стали носить дамы и мужчины?