Привет! С одной стороны, эпоха 1970-х, это время расцвета жанрового кино и настоящего народного успеха, с другой — углубления авторского высказывания и появления новых, более сложных тем. И в том и в другом случае, 70-ые оказались невероятно интересными. Предлагаю рассмотреть этот период более подробно.
Чтобы понимать полный контекст развития советского кинематографа, рекомендую ознакомится со статьями:
Общий контекст: «Эпоха развитого социализма»
Стабильность и застой: В отличие от бурных 1960-х с их «оттепелью», 1970-е — время брежневского «застоя». Исчезла надежда на скорые перемены, что породило в обществе настроения усталости, иронии и ухода в частную жизнь. Кино отразило эти настроения.
Раскол аудитории: Четко разделилось кино для массового зрителя (комедии, приключения, детективы) и интеллектуальное, «полочное» кино для «своих».
Телевидение — новый гигант: Телевизор стал центральным элементом досуга. Появление многосерийных фильмов стало главным культурным событием, собирая у экранов всю страну.
Ключевые тенденции и жанры 1970-х
1. Феномен многосерийного телефильма
Это, пожалуй, главное открытие 70-ых. Многосерийные фильмы становились настоящими медиа-событиями.
- «Семнадцать мгновений весны» (1973, Татьяна Лиознова)
 
Идеальный шпионский сериал, сочетающий напряженный сюжет, историческую достоверность и блестящую актерскую работу (Вячеслав Тихонов в роли Штирлица). Фильм породил всенародную легенду и бесчисленные анекдоты.
- «Место встречи изменить нельзя» (1979, Станислав Говорухин)
 
Криминальная драма, ставшая культовой. Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова и Владимир Конкин в роли Шарапова создали один из самых знаковых дуэтов в истории советского кино.
- «Вечный зов» (1973-1983, Владимир Краснопольский, Валерий Усков)
 
Монументальная семейная сага, прослеживающая судьбу семьи Савельевых на протяжении десятилетий. Эпопея о народной жизни.
2. «Лирическая комедия» и комедийный бум
На смену эксцентрике Гайдая пришла более камерная, психологическая и лирическая комедия.
Эльдар Рязанов: Вершина его творчества.
- «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) — новогодняя сказка, ставшая национальным ритуалом. Фильм о случайности и предопределении, одиночестве в большом городе.
 - «Служебный роман» (1977) — тонкая и умная комедия о преображении человека через любовь. Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих создали незабываемые образы.
 - «Гараж» (1979) — острая сатирическая комедия, вскрывающая механизмы советской псевдодемократии на примере собрания кооператива.
 
Георгий Данелия:
- «Мимино» (1977) — лирическая комедия о простом грузинском летчике, мечтающем о большой авиации. Фразы Валико Мизандари («Лу́чше, Лу́чше!») ушли в народ.
 - «Афоня» (1975) — горькая комедия о сантехнике-алкоголике, прожигающем жизнь. Фильм, в котором смех соседствует с грустью.
 
3. Военная проза и «окопная правда»
Войну показывают без пафоса, с точки зрения простого солдата. Это кино памяти, боли и трагедии.
- «В бой идут одни «старики» (1973, Леонид Быков)
 
Поэтическая и трагическая история о летчиках-истребителях. Быков создал невероятно человечный и пронзительный фильм, ставший народной легендой.
- «А зори здесь тихие…» (1972, Станислав Ростоцкий)
 
Шедевр военной драмы. История пяти девушек-зенитчиц и их командира стала символом невосполнимости жертв войны.
- «Они сражались за Родину» (1975, Сергей Бондарчук)
 
Монументальная экранизация Шолохова с блестящим актерским ансамблем (Юрий Никулин, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов).
4. Деревенская проза и ностальгия по уходящему миру
Режиссеры обращаются к теме исчезающей русской деревни, к конфликту старого и нового укладов.
- «Калина красная» (1974, Василий Шукшин)
 
Главный фильм Шукшина. Трагическая история бывшего заключенного Егора Прокудина, который пытается начать жизнь с чистого листа. Фильм, поразивший всю страну своей искренностью и болью.
- «Белый Бим Черное ухо» (1977, Станислав Ростоцкий)
 
Трогательная история о собаке, ищущей своего хозяина. Фильм, заставляющий плакать и говорящий о человечности и жестокости.
5. Авторское кино и интеллектуальное кино
Несмотря на цензуру, режиссеры продолжали снимать глубокое, философское кино.
Андрей Тарковский:
- «Зеркало» (1974) — автобиографическая поэма, смешение памяти, снов и реальности. Вершина поэтического кинематографа.
 - «Сталкер» (1979) — философская притча о вере, надежде и смысле человеческого существования.
 
Кира Муратова:
«Короткие встречи» (1967, но широко показан в 70-е) и «Долгие проводы» (1971/1987) — уникальные исследования сложных человеческих отношений, психологического абсурда повседневности.
Лариса Шепитько:
«Восхождение» (1976) — жесткая, аскетичная притча о предательстве и подвиге в годы войны, снятая в стилистике «черного» кино. Получила «Золотого медведя» в Берлине.
6. Детское и приключенческое кино
- «Приключения Буратино» (1975, Леонид Нечаев) — яркая, музыкальная экранизация.
 - «Неуловимые мстители» (серия фильмов) и «Корона Российской империи» (1971) — советский вестерн о гражданской войне.
 - «Чародеи» (1982, но дух 70-х) — фантастическая комедия по мотивам «Понедельника начинается в субботу».
 
Главные черты и наследие советского кино 1970-х:
- Уход в жанр: Режиссеры, не имея возможности говорить о острых социальных проблемах прямо, уходили в жанровое кино (комедию, детектив), где можно было говорить иносказательно.
 - Ностальгия и идеализация: Появилась ностальгия по прошлому — военному, деревенскому. Это было бегство от неудобной настоящей реальности.
 - Культ актера: 1970-е — время настоящих кинозвезд, которых обожала вся страна: Высоцкий, Леонов, Папанов, Фрейндлих, Гурченко, Миронов...
 - Телевизионная революция: Кино пришло в каждый дом, став главным развлечением и средством формирования общественного сознания.
 
1970-е стали своего рода удивительным балансом. Это было время, когда гениальное авторское кино Тарковского сосуществовало с народными комедиями Рязанова, а жесткая военная драма — с лирическими телесериалами. Это последний период, когда советское кино было по-настоящему общенародным искусством, объединявшим всю страну у экранов.
Спасибо за прочтение!
Другие статьи на канале: