Найти в Дзене
Киноборт

Советское кино 1970-х — эпоха «золотой осени»

Оглавление

Привет! С одной стороны, эпоха 1970-х, это время расцвета жанрового кино и настоящего народного успеха, с другой — углубления авторского высказывания и появления новых, более сложных тем. И в том и в другом случае, 70-ые оказались невероятно интересными. Предлагаю рассмотреть этот период более подробно.

Чтобы понимать полный контекст развития советского кинематографа, рекомендую ознакомится со статьями:

Общий контекст: «Эпоха развитого социализма»

Стабильность и застой: В отличие от бурных 1960-х с их «оттепелью», 1970-е — время брежневского «застоя». Исчезла надежда на скорые перемены, что породило в обществе настроения усталости, иронии и ухода в частную жизнь. Кино отразило эти настроения.

Раскол аудитории: Четко разделилось кино для массового зрителя (комедии, приключения, детективы) и интеллектуальное, «полочное» кино для «своих».

Телевидение — новый гигант: Телевизор стал центральным элементом досуга. Появление многосерийных фильмов стало главным культурным событием, собирая у экранов всю страну.

«Место встречи изменить нельзя» (1979)
«Место встречи изменить нельзя» (1979)

Ключевые тенденции и жанры 1970-х

1. Феномен многосерийного телефильма

Это, пожалуй, главное открытие 70-ых. Многосерийные фильмы становились настоящими медиа-событиями.

  • «Семнадцать мгновений весны» (1973, Татьяна Лиознова)

Идеальный шпионский сериал, сочетающий напряженный сюжет, историческую достоверность и блестящую актерскую работу (Вячеслав Тихонов в роли Штирлица). Фильм породил всенародную легенду и бесчисленные анекдоты.

  • «Место встречи изменить нельзя» (1979, Станислав Говорухин)

Криминальная драма, ставшая культовой. Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова и Владимир Конкин в роли Шарапова создали один из самых знаковых дуэтов в истории советского кино.

  • «Вечный зов» (1973-1983, Владимир Краснопольский, Валерий Усков)

Монументальная семейная сага, прослеживающая судьбу семьи Савельевых на протяжении десятилетий. Эпопея о народной жизни.

2. «Лирическая комедия» и комедийный бум

На смену эксцентрике Гайдая пришла более камерная, психологическая и лирическая комедия.

Эльдар Рязанов: Вершина его творчества.

  • «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) — новогодняя сказка, ставшая национальным ритуалом. Фильм о случайности и предопределении, одиночестве в большом городе.
  • «Служебный роман» (1977) — тонкая и умная комедия о преображении человека через любовь. Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих создали незабываемые образы.
  • «Гараж» (1979) — острая сатирическая комедия, вскрывающая механизмы советской псевдодемократии на примере собрания кооператива.

Георгий Данелия:

  • «Мимино» (1977) — лирическая комедия о простом грузинском летчике, мечтающем о большой авиации. Фразы Валико Мизандари («Лу́чше, Лу́чше!») ушли в народ.
  • «Афоня» (1975) — горькая комедия о сантехнике-алкоголике, прожигающем жизнь. Фильм, в котором смех соседствует с грустью.

3. Военная проза и «окопная правда»

Войну показывают без пафоса, с точки зрения простого солдата. Это кино памяти, боли и трагедии.

  • «В бой идут одни «старики» (1973, Леонид Быков)

Поэтическая и трагическая история о летчиках-истребителях. Быков создал невероятно человечный и пронзительный фильм, ставший народной легендой.

  • «А зори здесь тихие…» (1972, Станислав Ростоцкий)

Шедевр военной драмы. История пяти девушек-зенитчиц и их командира стала символом невосполнимости жертв войны.

  • «Они сражались за Родину» (1975, Сергей Бондарчук)

Монументальная экранизация Шолохова с блестящим актерским ансамблем (Юрий Никулин, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов).

«Они сражались за Родину» (1975]
«Они сражались за Родину» (1975]

4. Деревенская проза и ностальгия по уходящему миру

Режиссеры обращаются к теме исчезающей русской деревни, к конфликту старого и нового укладов.

  • «Калина красная» (1974, Василий Шукшин)

Главный фильм Шукшина. Трагическая история бывшего заключенного Егора Прокудина, который пытается начать жизнь с чистого листа. Фильм, поразивший всю страну своей искренностью и болью.

  • «Белый Бим Черное ухо» (1977, Станислав Ростоцкий)

Трогательная история о собаке, ищущей своего хозяина. Фильм, заставляющий плакать и говорящий о человечности и жестокости.

5. Авторское кино и интеллектуальное кино

Несмотря на цензуру, режиссеры продолжали снимать глубокое, философское кино.

Андрей Тарковский:

  • «Зеркало» (1974) — автобиографическая поэма, смешение памяти, снов и реальности. Вершина поэтического кинематографа.
  • «Сталкер» (1979) — философская притча о вере, надежде и смысле человеческого существования.

Кира Муратова:

«Короткие встречи» (1967, но широко показан в 70-е) и «Долгие проводы» (1971/1987) — уникальные исследования сложных человеческих отношений, психологического абсурда повседневности.

Лариса Шепитько:

«Восхождение» (1976) — жесткая, аскетичная притча о предательстве и подвиге в годы войны, снятая в стилистике «черного» кино. Получила «Золотого медведя» в Берлине.

«Долгие проводы» (1971)
«Долгие проводы» (1971)

6. Детское и приключенческое кино

  • «Приключения Буратино» (1975, Леонид Нечаев) — яркая, музыкальная экранизация.
  • «Неуловимые мстители» (серия фильмов) и «Корона Российской империи» (1971) — советский вестерн о гражданской войне.
  • «Чародеи» (1982, но дух 70-х) — фантастическая комедия по мотивам «Понедельника начинается в субботу».
«Неуловимые мстители» (1971)
«Неуловимые мстители» (1971)

Главные черты и наследие советского кино 1970-х:

  1. Уход в жанр: Режиссеры, не имея возможности говорить о острых социальных проблемах прямо, уходили в жанровое кино (комедию, детектив), где можно было говорить иносказательно.
  2. Ностальгия и идеализация: Появилась ностальгия по прошлому — военному, деревенскому. Это было бегство от неудобной настоящей реальности.
  3. Культ актера: 1970-е — время настоящих кинозвезд, которых обожала вся страна: Высоцкий, Леонов, Папанов, Фрейндлих, Гурченко, Миронов...
  4. Телевизионная революция: Кино пришло в каждый дом, став главным развлечением и средством формирования общественного сознания.

1970-е стали своего рода удивительным балансом. Это было время, когда гениальное авторское кино Тарковского сосуществовало с народными комедиями Рязанова, а жесткая военная драма — с лирическими телесериалами. Это последний период, когда советское кино было по-настоящему общенародным искусством, объединявшим всю страну у экранов.

Спасибо за прочтение!

Другие статьи на канале: