Эта инициатива — аналог президентского указа № 844, по которому в прошлом году уже осуществлялись обмены. Как будет проходить процедура в этот раз?
Обновлено 11 октября в 14:23
В России готовится новый этап обмена замороженными активами. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источники. По крайней мере два брокера — «КИТ финанс» и группа БКС — предложили некоторым своим клиентам поучаствовать в потенциальном обмене.
«КИТ финанс» предлагает обменять иностранные бумаги, заблокированные на счете НРД в бельгийском депозитарии Euroclear. Что именно можно будет получить, деньги или другие ценные бумаги, не уточняется. Сделку нужно будет согласовывать с казначейством Бельгии, американским регулятором OFAC, а также с российской правкомиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
BCS Global Markets предлагает обменять активы клиентов на российские бумаги, замороженные у нерезидентов на специальных счетах типа «С». Вероятность такого обмена оценивается как высокая, но не гарантированная, поскольку есть риск не получить согласие регуляторов.
В высокой вероятности подобного сомневается директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер»
«Надо понимать, что все обсуждения потенциальных обменов — это сейчас слухи, ни один из профучастников не подтвердил это на официальном уровне. Более того, некоторые профучастники даже на официальном уровне опровергли потенциал такого обмена. О чем идет речь? Идея заключается в том, что чисто теоретически можно обменять активы россиян, которые заморожены в Euroclear, на активы иностранцев, которые заморожены в НРД. Два года назад один такой обмен уже состоялся, его тогда проводила Инвестиционная палата, он прошел на 10 млрд рублей. Тогда лимит обмена на одного «физика» составлял 100 тысяч рублей. С тех пор и активов стало больше — просто потому, что на счета типа «С» приходят купоны, приходят дивиденды, но и ситуация стала сложнее, потому что санкционное давление скорее увеличилось, чем уменьшилось. В последнюю неделю активно идут слухи о том, что может пройти еще серия подобных обменов между российскими профучастниками и неназванными западными фондами. Вероятность такого обмена есть, но на самом деле она очень низкая, потому что для того, чтобы обмен прошел, нужно согласие двух регуляторов. Кажется, что с европейской стороны вряд ли будет готовность разрешать такие обмены — здесь получается, что пчелы против меда. Euroclear крайне не заинтересован в том, чтобы отдавать россиянам какие-то активы, он на этом зарабатывает. И Euroclear не так интересны проблемы западных инвесторов, которые оказались заморожены в России. Поэтому чисто теоретически обмен может состояться между каким-то крупным российским «профиком» и крупным американским или британским фондом. Но фактически на данный момент мы не видим ничего, кроме слухов. Более того, если мы говорим про некоторую идеологию, которой придерживаются наше правительство и ЦБ, она заключается в том, что в первую очередь надо спасать небольших частных инвесторов, а совсем не профучастников, тем более «неквалов». И в рамках этого, даже если такой обмен состоится, я думаю, он будет ограничен каким-то верхним пределом суммы для того, чтобы в нем могло поучаствовать как можно большее количество людей».
Комментирует генеральный директор брокерcкой компании Mind Money Юлия Хандошко:
— Правкомиссия не рассматривает заявления объемом менее 4 млрд рублей. Поэтому профучастникам придется поработать и собрать эти пулы.
— Но это как раз то, что могут осилить брокеры?
— Да, идея такая, что брокеры собирают какой-то пул клиентов-россиян с блокированными активами, договариваются условно с американцами, возможно, с европейцами об обмене, они внутри себя должны, во-первых, получить разрешение своего комплаенс, во-вторых, разрешение своего регулятора. Дальше они вместе идут в российскую профкомиссию за этим обменом. Затем они меняют активы, ИЦБ, на локальные российские акции. Дальше американский фонд, который получил набор ИЦБ, иностранных ценных бумаг, идет в бельгийское казначейство сначала за получением разрешения, потом в Euroclear для перевода. Эта идея — аналог указа № 844, который проводила Инвестпалата. Обмен тут может произвестись только через разрешение правительственной комиссии. В большинстве случаев недружественным нерезидентом выступают американские фонды, которых на самом деле заблокировано в НРД огромное множество довольно приличными объемами активов — и накопленных денег, и российских ценных бумаг. Дальше они, получив разрешение OFAC, договариваются о неком портфеле. Пока что непонятно, какие конкретно ISIN войдут в админ, потому что, скорее всего, американским фондам не захочется забирать на свою позицию не очень ликвидные, например структурные ноты или Fenix, с которым не очень понятно, что делать. Скорее всего, их интерес будет направлен в сторону популярных акций типа Apple. Взамен они отдадут какой-то пул российских ценных бумаг, как правило, это голубые фишки — очень приличные бумаги в портфеле.
«КИТ финанс» оценивает срок сделки в 24 месяца, комиссия брокера — 20%, но взимается только в случае успеха. У BCS Global Markets срок сделки — 7-12 месяцев, он зависит от того, сколько времени займет получение разрешения за рубежом.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»