В центре австрийской столицы в здании с модерновым навесом хранится богатейшая коллекция работ известных живописцев. Сами понимаете, что после такой аннотации нельзя пройти мимо этой галереи. О ней и расскажу сегодня)
Откуда такое название и немного истории
Все началось с герцога Альберта Саксен-Тешенского, который ценил и любил живопись. Настолько любил, что его коллекция насчитывала 14 тысяч рисунков и 200 (!) тысяч гравюр. Всё это нужно было где-то хранить, поэтому в конце 18 века он приобретает дворец и перестраивает его, чтобы полноценно разместить полотна. А в 1822 году происходит неслыханное: теперь не только дворяне, но и обычные люди вправе посетить галерею. Условие одно - собственная обувь.
Когда Альберт отправился к праотцам, коллекция осталась в собственности Габсбургов, правда ненадолго - в 1919 году здание национализировали и чуть позже назвали "Альбертина". С 1996 года по 2003 год Альбертину реконструировали. В обновлённом здании появился необычный навес. С тех пор галерея ежедневно встречает любителей живописи.
Но на этом не остановились - в 2020 году в Вене появился филиал "Альбертины" - "Альбертина Модерн". Здесь представлено современное искусство после 1945 года, которое порой вызывает недоумение. Так что не перепутайте, в каком здании китч, а в каком - шедевры.
Экспозиция
Первый этаж
Прежде чем лицезреть картины, вы пройдёте череду шикарных помпезных интерьеров в бывших комнатах Габсбургов. Массивные люстры, росписи на стенах, старинная мебель - красиво и ярко. Но где же обещанный Дюрер? Нашла! Но изрядно поплутала среди интерьеров. Точно также как в Музее императрицы Сиси в Хофбурге, где перед знакомством с историей жизни Елизаветы Баварской нужно пройти мимо нескончаемых полок с посудой.
Работы Дюрера я очень хотела посмотреть, потому что когда-то давно в Старой Пинакотеке Мюнхена его "Автопортрет в одежде, отделанной мехом" меня буквально загипнотизировал. Я смотрела на художника и не могла оторвать взгляд. А живописец как будто заглянул в мою душу.
В Альбертине представлен его "Заяц" - рисунок начала 16 века, одна из главных работ. Кажется, что мех настоящий, и ушастого можно погладить - мастерство невероятное! Но будьте внимательны - зайка висит не на стене, а лежит под стеклом в одной из ниш.
Австрийцы безумно любят помещать изображение известных людей и объектов на сувениры. Мимо "Зайца" тоже не прошли: ушастый красуется на многочисленных магнитах/носках/пазлах, в общем на чем хотите.
Но и на этом не остановились: рядом с Альбертиной стоит палатка с сосисками под названием "Битцингер". А на крыше сидит...зелёный заяц) Как отсылка к полотну Дюрера.
Ещё одна гравюра, поразившая меня, - "Руки молящегося". Да, руки. Просто руки. Даже кисти и ничего больше. Но сколько в этом глубины. Поражает! Интересно, что Дюрер писал собственные руки, а для изображения правой использовал отражение в зеркале левой руки.
Показаны в Альбертине и "Портрет пожилого человека", и "Коломбина (аквилегия)". А ещё не пройдите мимо городских пейзажей.
А это работа Якоба Альта. Два его сына Рудольф и Франц тоже были художниками. У них много акварели и точнейших гравюр. В Альбертине не раз устраивали их выставки.
2 этаж
Второй этаж порадует известными именами - постоянная выставка так и называется "От Моне до Пикассо". Кроме них ещё Сислей, Малевич, Кандинский, Шагал, Магрит.
Передал это собрание Альбертине коллекционер Герберт Батлинер в 2007 году. Название выставки даже изображено на парадной лестнице, ведущей в галерею.
Забавно получилось с картиной австрийского живописца Оскара Кокошка. В одном из залов представлены его работы. Смотрю на одну из них и понимаю, что вижу до боли знакомый немецкий пейзаж) Очень похожий на Дрезден. Читаю название - "Мост Августа в Дрездене". Не подвела меня память) А вот Лондон на другой картине не узнала.
С другой стороны этажа устраивают временные выставки. Сейчас, например, можно лицезреть "Готику" в работах Ван Гога, Климта, Мунка, Шиле и многих других.
Внизу недалеко от туалетов висят плакаты с указанием выставок прошлых лет.