Сокровищница в зимней резиденции Габсбургов на первый взгляд ничем не отличается от других подобных мест: множество помещений со светскими и церковными украшениями и драгоценностями.
В музее австрийской столицы какие-то экспонаты хорошо известны и разрекламированы, мимо них при всем желании не пройдёшь. А какие-то вроде бы и есть, но без должной подготовки перед посещением их точно не отыщешь. Одного "неизвестного" известного предмета это особенно касается...Но обо всем по порядку)
Экспонаты сокровищницы собирали аж с 16 века и первоначально выставляли в церкви Августинцев. Именно на её месте стоит нынешняя сокровищница. В здании 21 зал с несметным количеством экспонатов. Расскажу о самых интересных)
Украшения, коронационные мантии и необычные предметы
Заходим в один из залов и встречаем мантию Франца I. Её изготовили в 1830 году. Оцените пошив: красный и белый бархат, на нем золотая вышивка, пайетки, мех из горностая, да и белый шелк вдобавок. Длина "накидки" 2 метра 76 см)
Идём дальше и видим колыбель, но не простую, а единственного сына Наполеона Бонапарта и Марии-Луизы Австрийской, дочери австрийского императора. Изготавливали кроватку с размахом: золото, перламутр и 280 кг серебра для украшения, бархат и шелк. А на колыбель посадили фигуру орла, расправляющего крылья.
Так, а здесь у нас что?) Табарды - короткие накидки с гербами, которые носили герольды.
А на этом табарде разместился герб Ломбардо-Венецианского королевства.
Обратите внимание на змею, поедающую младенца. Это Бисцион - эмблема рода Висконти, правящего в Милане. Точно такое же изображение в наше время красуется на гербе белорусского города Пружаны. О том, как это произошло, я рассказывала здесь.
Теперь немного цветов. Вот роза из золота.
А здесь два букета из золота, серебра и драгоценных камней.
Продолжим растительную тему: перед нами фамильное древо Габсбургов из золота и халцедона.
В одной из витрин я засмотрелась на украшение для волос с аметистами, изумрудами и золотом)
Кстати об аметистах: в австрийском городке Майсау есть целое месторождение аметистов. Там даже придумали развлечение: платишь деньги и целый час добываешь себе фиолетовые камешки) А ниже рассказ, в котором я делилась впечатлениями о раскопках)
В соседней витрине ещё один драгоценный камень - опал.
А здесь золотые кувшин и блюдо, которые использовали при крещении.
Ещё немного блеска: пересчитаем ключи времен Карла VI.
Пройдем дальше и посмотрим на Рог единорога. Да-да, не удивляйтесь, у Габсбургов даже такой артефакт имелся) По легенде император Фердинанд I получил его в подарок от польского короля Сигизмунда II. Длина рога - 2 метра 43 см. Сейчас учёные говорят, что это рог морского единорога - нарвала. Но кто знает, кто знает)
Атрибуты власти правителей Священной Римской Империи
Эти экспонаты - "must see" в сокровищнице. Рассмотрим каждый подробно.
Корона Карла Великого. Она же Имперская корона
Она венчала головы всех императоров Священной Римской империи. Этот старинный артефакт 10 века очень сильно отличается от других известных корон. Посмотрите: её сделали из восьми закругленных кверху пластин, таким образом корона приобрела необычную восьмиугольную форму.
Пластины прикрепили золотыми заклепками к двум металлическим лентам внутри короны. Как это сделали, понять смогли. Получилось и посчитать количество драгоценных камней на пластинах - 144 штуки, среди которых сапфиры, изумруды, аметисты и жемчуг. А вот когда и где изготовили ленты и собрали корону до сих пор неизвестно.
Это очень важный артефакт: австрийцы до сих пор отказываются выставлять корону за границей. Страх понятен - правовой статус "шапочки" не урегулирован по сей день. Всему виной последний император Священной Римской империи Франц II.
Корона, начиная с 15 века, всегда хранилась в Нюрнберге. Красотка выезжала за пределы немецкого города только на коронации и сразу возвращалась обратно. Во время Наполеоновских войн корону успели спрятать в Регенсбурге, а потом передали в Вену. Франц II даже документ специальный подписал, что вернет её в Нюрнберг, но своего обещания так и не выполнил.
Это очень напоминает поведение Туманного Альбиона в отношении некоторых экспонатов Британского музея: Греция многие годы безуспешно требует вернуть свой мрамор, который граф Эльджин вывез из Афин. А Египту не отдают Розеттский камень...
Корона Австрийской империи. Она же корона Рудольфа II
Да, ещё один императорский головной убор, но куда же без них в Сокровищнице. Как мы выяснили выше, корона Карла Великого раньше всегда находилась в Нюрнберге. При этом у многих королей была своя корона. Габсбурги не исключение.
Изготовили корону для Рудольфа II в начале семнадцатого века в Праге. За дело взялся известнейший ювелир того времени Жан Вермейен. Его даже специально вызвали из Антверпена. Милейший город, кстати)
Работа закипела: сначала творцу показали образцы корон, которые были в Праге, потом в Нюрнберге. Так дело дошло до уже упомянутой короны Карла Великого. Решили делать похожую, но с "перламутровыми пуговицами", то есть более современную и соответствующую величию Габсбургов. В итоге за основу взяли чешскую княжескую корону святого Вацлава, добавили много золота, драгоценных камней и жемчуга. Результат - на правителе)
Имперские скипетр и держава
Ещё одни символы императорской власти Австрии. Их изготовили позднее короны - в 1612 году. И уже для Маттиаса - брата Рудольфа, ставшего преемником. По легенде скипетр сделали из рога единорога. Уж не знаю, того же самого, который стоит в Сокровищнице, или был еще один рог) Науке не известно)
Имперский крест
Это реликвия 11 века, которую изготовили для хранения частиц Животворящего Креста и Копья Святого Маврикия. О копье речь пойдёт чуть-чуть позже, запаситесь терпением) Размер креста немаленький - 78 см в высоту и перекладина длиной 70 см. Артефакт богато украшен - неограненные драгоценные камни и жемчуг в золотой оправе.
Крест по сути представляет собой пенал: он открывается, и в эти полости вкладывались частицы и копье.
С обратной стороны креста можно рассмотреть символы евангелистов.
Венское или Хофбургское копье. Оно же Копье Святого Маврикия или Копье Лонгина
А вот и тот самый артефакт, который считают Копьем Судьбы. По легенде этой пикой римский воин Лонгин пронзил тело Христа. С тех пор оно будоражило многих. И Карл Великий якобы им обладал, и чудовище-Адольф после аншлюза Австрии перевез его в Нюрнберг. Потом копье вернули в Сокровищницу Вены.
Посмотреть на артефакт мне хотелось, но все оказалось не так просто: если до посещения ничего о копье не узнавать, то вообще не поймёшь, мимо какой ценности прошёл! Ни одного указателя!
При этом корона Карла Великого выставлена в центре зала, её изображение есть на билетах. Да и хранится она в одном из первых залов.
А копье где? В одном из последних, когда у тебя уже глаз замылился и ты устал созерцать атрибуты имперского величия. И копье выставлено не отдельно, а под крестом. Посмотрите ещё раз на фото Имперского креста, которое опубликовано выше: сначала бросается в глаза большой крест, и только потом, прочитав небольшое описание, понимаешь, где лежит копье.
А самое забавное заключается в другом: в Армении в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря тоже находится наконечник этого же Копья Судьбы) Ранее по легенде оно хранилось в пещерном монастыре Гегард. Но и это не все) В Ватикане в Базилике Святого Петра тоже есть фрагмент того же копья! Про краковское я вообще молчу - его хотя бы официально признали копией венского артефакта.
Вы только вдумайтесь: "тот самый" наконечник представлен в трех (!) экземплярах, которые находятся в разных странах... Прям как в "Простоквашино": "Вашу маму и там и тут показывают") У меня вопрос, уважаемые знатоки, так сколько же наконечников было? Может "хранители" наконец-то договорятся между собой и выберут один-единственный?) А то получается как в классике советского кинематографа: "Куртка замшевая...три...куртки".
И вишенка на торте) В 2003 году британцы проверяли венское копье: сделали рентгеноспектральный и флуоресцентный анализ. Экспертиза показала, что наконечник изготовили...в 7 (!) веке нашей эры) То есть понятно, что во времена Иисуса этого предмета не существовало. Ну что тут скажешь...Красивая бутафория)