В Волгоградском областном краеведческом музее состоялось важное событие: в экспозиции «Золотой кладовой», где представлены найденные на территории нашей области уникальные произведения искусства сарматского периода эпохи Золотой Орды и поздних кочевников (с IV в. до н. э. по XV в. н. э.), впервые открыт для широкой публики поистине уникальный артефакт, датируемый V веком нашей эры. Это – большой бронзовый котел кочевого народа гуннов. Наш регион воинственные племена этого народа 16 веков назад пересекли по пути из Центральной Азии в Европу.
Бесценная находка
«Это действительно уникальный артефакт – царский гуннский котел, – говорит научный сотрудник музея Екатерина Тарасова. – Жители хутора Первомайского случайно обнаружили фрагменты этого котла в 2015 году на обнажившемся дне Цимлянского водохранилища. Они передали их в наш музей, где хранились в фондах 10 лет. За это время была проведена кропотливая исследовательская работа. Эксперты установили, что эти найденные фрагменты могут принадлежать гуннскому котлу царского типа, датированы они V веком нашей эры. Для гуннов этот котел был магическим артефактом, который скрывал в себе тайны гуннской империи».
«Гунны, – продолжает Екатерина Тарасова, – это воинственные племена кочевников, которые пришли в Европу из Азии к IV веку нашей эры. Это были люди, которые сметали все на своем пути и угрожали даже Римской империи. Своего величия гунны достигли при самом могущественном, самом жестоком правителе Аттиле, который пришел к власти в 445 году. Исходя из размеров и возраста данного артефакта, можно предположить, что этот котел принадлежал именно ему. Более того, эксперты заявляют, что из всех найденных этот котел – самый большой в мире».
Размеры найденного на территории нашей области котла действительно внушительные. Его высота – 116 см, вес – 93 кг. Вылит из бронзы. На нем сохранились и хорошо видны четыре круглые бронзовые заплатки, которые были наложены на технологические отверстия, необходимые для удержания изделия при его отливке.
Свою неожиданную находку жители хутора Первомайского доставили в музей в двух небольших мешках. В них оказалось 197 фрагментов непонятной им емкости или сосуда. На некоторых частях угадывался орнамент.
Работа сложная, но интересная
Собрать все мелкие металлические кусочки в единое целое, когда часть фрагментов отсутствовала, оказалось непросто. На реставрацию гуннского котла ушло полтора года. Ее провел реставратор музея – заслуженный работник культуры Российской Федерации Андрей Черемушников.
«Найденные фрагменты артефакта, когда я принялся за работу, – рассказывает реставратор, – представляли печальное зрелище. Они были покрыты толстым слоем окислов, илистых отложений, их общий вес составлял 87 кг. Размер же отдельных кусочков был от 3 граммов до 14 килограммов. Предстояло их сначала отчистить, на что ушло немало времени. После очистки вес фрагментов уменьшился на 7 кг. В результате выкладки всех частей стало понятно, что это самый большой в мире гуннский котел из всех, что были найдены. Выяснилось также, что значительный объем фрагментов отсутствует и их нужно будет воспроизводить. Но мне удалось это сделать, затем соединил все фрагменты. И получилось в итоге то, что вы теперь видите в этой витрине».
– Какая площадь поверхности котла была фрагментарно утрачена?
– Порядка 15% – на поверхности тулова и две третьих – массивного основания котла.
– А из чего вы восстановили утраченные фрагменты котла?
– Сначала подбирал различные пластики, смолы, клей... В результате с помощью двух полимерных композитов и штифтовых соединений восстановил и скрепил все недостающие части.
– При внимательном рассмотрении можно разглядеть соединенные фрагменты, но на небольшом отдалении кажется, что ничего инородного вроде и нет... Это вам комплимент как мастеру!
– Спасибо! Это одна из сложнейших работ, которые мне пришлось выполнять. Работа была сложная, но очень интересная! Я рад, что она завершилась успешно – именно так, как я задумывал.
Назначение – и бытовое, и сакральное
Письменные источники сохранили сведения о том, что высшую знать гуннов хоронили в реках. Сооружали запруду, совершали захоронение, а после ее уничтожали. Существует мнение, что котел – это символ власти, он указывал на единство и мощь вождя. Таким образом, у котла было два назначения – бытовое и сакральное.
Воинственные племена гуннов, пересекавшие наш регион на пути из Центральной Азии в Европу, не оставили каких-либо значимых археологических памятников. Собственно, и могил гуннов от Урала до Европы насчитывается не более ста. Даже сейчас нет четкого представления о погребальных обрядах, вещах, вооружении этого народа, даже неизвестно точно, на каком языке они говорили. Учитывая это, значимость любой находки, относящейся к империи гуннов, колоссальна.
Найденный гуннский котел использовался как символ рода и власти в культурах античных и средневековых кочевников южнорусских степей. Котлы, как правило, передавались из поколения в поколение.
Гуннские котлы – это металлические емкости для приготовления пищи. Они имели вытянутую цилиндрическую форму, конический поддон и снабжались рамчатыми ручками, нередко с грибовидными навершиями. Изготавливались эти сосуды из бронзы. От скифских котлов гуннские отличались меньшими размерами.
Подобные находки крайне редки не только в России, но и в Европе. Во всей Евразии за последние 100 лет было найдено только 24 экземпляра. Наш – самый крупный.
Первыми посетителями музея и ее «Золотой кладовой», где теперь наряду с золотом скифских вождей экспонируется и царский гуннский котел, стали студенты социально-педагогического университета – будущие историки и археологи.