Сегодня у нас второй день симпозиума «Создавая будущее», в повестке: очаровательные собаки-роботы и радикально настроенный Артемий Лебедев. Но давайте обо всем по порядку.
Роботизированная милота
Начну все-таки с роботов. Они встречают посетителей в одном из павильонов, и это беспроигрышный вариант: одни фотографируются, другие снимают видео. Я, конечно, не исключение.
Меня умиляют собаки-роботы: они дают лапу, встают на задние лапки и «рисуют» сердечко в воздухе, крутятся и бегают. Коты — наоборот, просто лежат и делают вид, что заняты важными делами. То есть ведут себя как настоящие.
Там же можно было увидеть робота-художника, он рисует вот такие портреты. Я не пробовала — долго ждать.
Куда вкладывать деньги, чтобы разбогатеть
Сегодня лекции, которые я хотела посетить, шли параллельно, и пришлось выбирать. Победил профессиональный интерес — я пошла на дискуссии о контенте будущего и о новом российском стиле.
Итак, каким будет контент и герой будущего. По мнению участников, в мире, который становится многополярным, нужны новые герои. Голливуд десятилетиями формировал образ одиночки-спасателя — отражение индивидуалистической англосаксонской культуры. А сегодня внимание смещается: в китайском кино побеждает коллектив, в российской традиции — герой, готовый на жертву ради справедливости.
Задачей каждой страны участники видят поиск собственного архетипа героя. Для России это герои, которые готовы на жертву и на борьбу за справедливость. Кто-то вспомнил героев фильма «Брат», но отметил: их нужно поместить в позитивные обстоятельства.
Предложили искать нового героя и в книгах братьев Стругацких — в том недалеком прошлом, которое до сих пор не исследовано до конца. Китайский эксперт Ван Чао из SCIFI Fanspace напомнил, что именно советская фантастика стала «колыбелью» для «Задачи трех тел».
В финале дискуссии участникам предложили выбрать, во что они инвестировали бы уже сейчас. Алексей Гореславский (Институт развития интернета) назвал хорошее гуманитарное образование. Владимир Тодоров («Лента.ру», «Окко») — команду гуманитариев, которые могли бы размечать датасеты для ИИ. А Марианна Максимовская («ВК Видео») вложилась бы в короткие вертикальные сериалы, которые, по ее словам, вскоре заменят книги — или даже сами ими станут.
Артемий Лебедев и новый российский стиль
В другой секции — что такое новый российский стиль — обсуждали идентичность, народные промыслы и «новое старое» — традиции, переосмысленные благодаря современным материалам. Среди шести очень серьезных экспертов — один Артемий Лебедев.
По словам ведущего, он согласился участвовать только при условии, что сможет «говорить правду». Этим он и занимался полтора часа, местами, кажется, выражая мнение зала.
— Артемий, «новый российский стиль» — как вам звучит?
— Местечково. Провинциальная цель, провинциальное название. Результат будет соответствующий.
— А как относитесь к реестру символов?
— Это просто прикол.
Лебедев единственный, кто настаивал: дизайн не должно регулировать государство.
«Я извлекаю прибыль, делюсь с государством и считаю, что на этом наши отношения в идеальной фазе и находятся. Больше мне от государства ничего не надо. А тем более регулировать дизайн. Большое спасибо, не нужно», — сказал Лебедев.
Остальные эксперты были менее категоричны: по их мнению, без участия государства движение в сфере вряд ли сдвинется с мертвой точки. Кажется, я на стороне меньшинства.
Как видите, день получился пестрый. Я, правда, так и не решила, куда инвестировать деньги — пожалуй, пока остановлюсь на кофе и хорошем сне.