Найти в Дзене
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Успешный квартал для испытателей. Дневник испытаний за июль-сентябрь 2025 года

Оглавление

Сентябрьский обзор немного задержался из-за дополнительной проверки данных, поэтому логичным будет объединить его с квартальным обзором. Тем более что сентябрь стал для испытателей отпускным месяцем и количество рейсов снизилось в 2 раза. Но это падение целиком компенсировано поступившими уточнёнными данными по испытаниям Суперджета и МС-21, которые отражены отдельной корректировкой за сентябрь. За 9 прошедших месяцев выявлено 35 дополнительных полётов, не зафиксированных ранее онлайн-радарами.

Неожиданные лидеры сентября за счёт скрытых полётов
Неожиданные лидеры сентября за счёт скрытых полётов

Для начала приводим общую статистику по испытательным полётам за третий квартал, по сути мини-рейтинг российских опытных самолётов, а затем перейдём к привычному формату дневника испытаний по типам самолётов.

  1. МС-21-310, борт 73055 – 37 полётов, 103 часа
  2. Ил-114-300, борт 54116 – 32 полёта, 155 часов
  3. Ил-114-300, борт 54115 – 31 полёт, 117 часов
  4. Ту-214, борт 64509 – 28 полётов, 139 часов
  5. Суперджет, борт 97021 – 26 полётов, 57 часов
  6. Суперджет, борт 97012 – 19 полётов, 41 час
  7. МС-21-300, борт 73054 – 12 полётов, 24 часа
  8. Ил-96-400М, борт 96115 - 8 полётов, 31 час
  9. Суперджет, борт 97023 – 1 полёт, 3 часа

ИТОГИ за третий квартал 2025 года:

  • 5 типов
  • 9 самолётов
  • 194 полёта
  • налетали суммарно 670 часов.

Ил-114-300 - 2 самолёта, 63 полёта, 272 часа

Уровень продвижения сертификации - 91% (+26% за квартал, в том числе +3% в сентябре)

В летние месяцы Ил-114 летал очень активно. В сентябре серьёзно притормозили. Борт 54116 в сентябре на сертификацию не летал, на нём устанавливают интерьер пассажирского салона. Видимо принято решение провести дополнительные испытания типа, и получить расширенный сертификат без серьёзных ограничений. В связи с этим глава Росавиации сообщил о планах завершения сертификации в первом квартале 2026 года.

Суперджет - 3 самолёта, 46 полётов, 101 час

Уровень продвижения сертификации - 78% (+26% за квартал, в том числе +10% в сентябре)

Сертификацию Суперджета летом обеспечивали борта 97012 и 97021. Борт 97023 взлетел только 30 сентября по завершению доработок и серии наземных испытаний. 8 из 10 сентябрьских процентов обеспечены корректировкой вновь выявленных полётов за прошлые месяцы. Плановый срок получения сертификата по-прежнему декабрь 2025 года.

Ту-214 - 1 самолёт, 28 полётов, 139 часов

Уровень продвижения сертификации - 90% (+35% за квартал, в том числе +4% в сентябре)

Программа сертификации импортозамещённого Ту-214 в августе была сокращена, что обеспечило ему 19% прирост. Это даёт самолёту шанс на получение дополнения к сертификату до конца года. В целом борт 64509 летает стабильно, без провалов.

МС-21 - 2 самолёта, 49 полётов, 127 часов

Уровень продвижения сертификации - 53% (+18% за квартал, в том числе +10% в сентябре)

На сегодняшний момент это самый успешный квартал для МС-21. Программа вышла на приемлемый уровень, Борт 73055 летает очень активно, к тому же выяснилось что борт часто летает скрытно от онлайн-радаров. В связи с этим в сентября проведена переоценка темпов сертификации. Скрытые рейсы за прошлые месяцы дополнительно добавили в сентябре 6% Первый полёт полностью российского МС-21 с бортовым номером 73057 в третьем квартале не состоялся. В сентябре борт наконец перевели после серии наземных испытаний на лётно-испытательный комплекс. Раньше зимы борт 73057 не сможет серьёзно ускорить программу сертификации. Ожидаемый срок получения сертификата - лето-осень 2026 года.

Ил-96-400М - 1 самолёт, 8 полётов, 31 час

Уровень продвижения сертификации - 11% (+8% за квартал, в том числе +6% в сентябре)

Наконец прояснилась ситуация по Ил-96. Самолёт действительно проходит сертификацию модернизированной импортозамещённой версии Ил-96-400М. В сентябре борт 96115 стал летать чаще чем раз в месяц до этого. Борт выполнил "обязательную" программу для опытных самолётов - долетел до Сыктывкара. Но чаще летает в Ульяновск. Пока для типа третий квартал также самый успешный.

Предыдущие выпуски дневника испытаний всегда доступны в отдельной подборке.

Следующий выпуск дневника испытаний (итоги за 29 сентября-12 октября) выйдет ориентировочно 13-14 октября.

Промежуточные итоги сертификационной недели и другие важные новости российского авиапрома всегда можно найти в нашем Телеграм-канале.