Охота - это не просто одно из увлечений Николая II, это целая культура, особый способ времяпрепровождения, характерный для аристократии (но и не только конечно же) еще с глубокой древности.
1. Вступление. Про охоту кратко
В разных странах к охоте относились по разному. Например, знаменитая английская охота на лис - это сугубо привилегированный способ времяпрепровождения, когда в середине осени аристократы стекаются из городов в загородные поместья и, фактически. соревнуются друг с другом в удаче и имениях.
В России охота - это традиционно способ "взаимодействия" с природой. Огромное количество поэтов и писателей, признававшихся в стихах и строках в любви к природе, были, тем не менее, заядлыми охотниками: Некрасов, Тургенев, Фет, Толстой и многие многие другие.
Царская, или Императорская охота - это отдельный род данного увлечения. Еще с XV - XVI веков нам известна царская соколиная охота. Царь Алексей Михайлович предпочитал именно ее.
Рюриковичи тоже были охотниками. Василий III страстно любил псовую охоту и непременно отправлялся каждую осень «осеневать», а Иван Грозный любимым видом охоты считал медвежью травлю, а также снова соколиную охоту.
Охотниками были Петр I, Елизавета Петровна, Анна Иоанновна, Александр II, Александр III и, безусловно, Николай II. Быть охотником в прошлом- это не просто нормально, это почетно и увлекательно. Однако, современные люди очень любят судить о вещах не с позиции прошлого, а с позиции современности. И почему-то получается, что охотниками были многие, а огромный шквал претензий достается только Николаю Александровичу.
2. Императорская охота
Императорская охота XIX века объединяла в себе и псовую охоту и ружейную. Организацией царской охоты занималась специальная придворная служба — управление императорской охоты Министерства императорского двора.
В конце охотничьего сезона служба составляла список трофеев. Её персонал располагался в Гатчине в Егерской слободе вблизи царского дворца. В персонал охотничьей команды входило более 70 служащих (егеря, стремянные, конюшенные, лесники и т. д.), кроме дневальных и дежурных. Дополнительно в качестве загонщиков также привлекали солдат, матросов и крестьян из ближайших деревень.
Выходить на охоту можно было круглый год, особенно если знаешь, в какое время какая птица гнездится, или какой зверь может чаще попадаться. Однако, выезды Императорской охоты проходили в специальные охотничьи сезоны.
Охотничьи сезоны в Российской Империи обычно случались дважды в год. Это был весенний сезон, длившийся с марта и до начала тепла, а также осенний сезон, длившийся с конца августа (Успение Богородицы) и до заморозков (Филиппов день).
Иногда выбирались и на зимнюю охоту. Например, Александр II был любителем охоты именно зимой, однако такая охота чаще всего шла на медведя, которого вытравливали из берлоги, пробуждали от спячки и загоняли.
Александр III был таким же заядлым охотником, это было одно из его увлечений. Император особенно ценил охоту в Беловежской пуще, где для него в 1880–1890-х годах построили новый дворец.
Предпоследний царь решил даже регламентировать охоту. Александр III ввёл правило, запрещающее отстрел детёнышей и самок зверей. Можно было отстреливать, например, только взрослых оленей и только тех, у кого было как минимум 10 отростков на рогах. Запрещалось стрелять по зубрихам, лосихам, диким козам, маткам оленей и ланей.
При охоте на зубра можно было стрелять только в одиночных особей, которые находились вне стада.
Еще при его отце, в 1860 году, был издан Указ об охоте, которым устанавливались штрафы за нарушения правил охоты и предусматривались наказания, в том числе конфискация оружия, для тех, кто охотился без соблюдения установленных правил. Правила в эпоху Александра III дополнялись, и таким образом царь заботился о сохранении диких животных, например император предпринял меры по увеличению поголовья зубров в Беловежской пуще. Для этого в неё завезли зубров с Кавказа и провели процесс гибридизации. В результате численность зубров выросла примерно в 3 раза.
Кроме того, был организован учёт всех проведённых охот: записывалось количество охотников, выстрелов и убитой дичи. Несколько подобных отчетов эпохи уже Николая II сохранились и до наших дней.
3. Охота при Николе II
Как мы с вами уже занем, охота была наследственным увлечением Николая II. Его отец Александр III начинал охотиться ещё мальчишкой, а в 1860-х годах его брал с собой на охоту Александр II, причем в качестве охотничьих трофеев были и медведи. Молодой Николай также участвовал в охоте с отцом. Однако в то время будущий император ещё не достиг заметных успехов. В одном из писем к жене Александр III пишет:
«Вчера не успел писать, так как были на охоте с Ники (наследник цесаревич Николай Александрович) с 4 вечера до 5 часов утра. Охота неудачная, канальи-глухари не хотели петь, я ранил одного, он упал, но отыскать не могли; то же самое и Ники. Но он стрелял по двум и, как всегда, ничего не убил; ему не везет на глухарей, и до сих пор ни одного глухаря ещё ни разу не убивал. Погода тоже была неприятная, серая, и моросил дождь почти всё время…»
В зрелости Николай II стал активным охотником, он тщательно описывал участников охоты, её обстоятельства и охотничьи трофеи (общие и свои личные) в своём дневнике. Так, 8 декабря 1891 года он убил первого лося, оставив в дневнике запись:
«Радость была огромная, когда я его повалил!».
Придворные служащие гнали дичь в больших количествах под его выстрелы. В одной из записей дневника Николай пишет, что в облаве участвовали солдаты из двух пехотных дивизий. Николай охотился в пригородах Петербурга, в Гатчине, финских шхерах Виролахти, Беловежской пуще, в Крыму. Император продолжал охотиться и в нестабильный период Первой русской революции 1905 года.
1886 по 1909 год Николай застрелил 104 зубра, первых 7 зубров он убил в Беловежской пуще в сентябре 1894 года. В 1900 году он поставил свой личный рекорд, убив 41 зубра. Как правило, охота продолжалась несколько дней, и в ней, кроме Николая II, принимали участие лица, которые получили приглашение, что в то время означало высокую милость монарха, поэтому в отчётах складывались общие трофеи всех участников и личные трофеи императора.
Вот это стоит держать в уме, когда вам попадаются отчеты по Императорской охоте Государя. Как мы уже говорили, их сохранилось несколько:
Вообще, сами по себе эти отчеты невероятно живописны. Их интересно рассматривать, пролистывать, читать, так как очень часто они печатались в виде альбомов. Рисунки для оформления годовых отчетов создавал придворный художник-анималист Рудольф Френц.
Ну а теперь, давайте перейдем к обвинениям, потому что именно они, а точнее их опровержение, одна из целей данной статьи. И обвинения строятся именно на этих отчетах: кошки, собаки, вороны...
Главный миф клеветников - миф о «тысячах убитых царём кошках». Вообще в дневниковых записях Государя посвящённых охоте, кошка в качестве трофея встречается крайне редко. А за весь 1905 год об убитой кошке говорится всего один раз: «Гулял с Дмитрием, убил кошку». Если кто не знает, Дмитрий Павлович был двоюродным братом Николая II, внуком Александра Второго, правнуком Николая I по отцовской и праправнуком по материнской линии –через свою бабушку королеву Ольгу Константиновну, жену греческого короля Георга I.
Все остальные тысячи кошек, приводимые в годовых отчётах, были убиты ведомством императорской охоты, а никак не самим императором. Кстати говоря, ведомство императорской охоты чётко руководствовалось «Правилами об охоте» Российской Империи, принятыми ещё в феврале 1892 года при Александре III. Статья 19 этих самых Правил указывала:
«Истреблять хищных зверей и птиц, птенцов их и гнёзда, а также убивать на полях и в лесах бродячих кошек и собак дозволяется в течение всего года, всякими способами, кроме отравы. Начальникам губерний и областей предоставляется дозволять употребление отравы для истребления хищных зверей в виде общей меры или выдавать на то разрешения отдельным лицам и обществам охотников».
То есть речь шла об отстреле тех диких и бродячих животных, которые были опасны для человека в том числе из-за пресловутого бешенства, вакцины от которого тогда попросту не было, и общение с подобными животными было потенциально опасно. Императорская охота занималась отстрелом этих бродячих животных в пределах императорских угодий.
Кроме того, кошки, в отчетах об охоте - это не домашние котейки и мурлыки, а дикие лесные коты. Сами подумайте, откуда в лесах Беловежской пущи, Петергофа и Гатчины могло взяться такое количество домашних кошек? Речь идет о рысях, которые иногда выносились в отдельную графу, а также про лесную дикую европейскую кошку.
К тому же, если бы Николай II был так одержим стремлением перебить побольше кошек, то ему не надо было их искать так далеко от Петербурга. В имперской столице на 1914 год только в подвалах Зимнего дворца обитало 600 домашних кошек! Вот, где, как говорится, раздолье! В собственном дворце, пали не хочу! К тому же, и у Цесаревича был любимый кот, и его можно было тоже пристрелить и записать в дневник: «убил кота».
Что касается собак, то их и у самого Государя, и у членов его семьи вообще было множество. Об этом и говорить не приходится.
И еще одно замечание, касающиеся царских отчетов по охоте. Посмотрите внимательно на них - это отчеты за целый год. То есть не лично убитых Императором за два дня, а целый год охоты вместе с царской свитой, в которую иногда входило до трех-четырех десятков человек.
Что же делали с добычей? Ее собирали егеря и егерская служба, обязательно обрабатывали, срезали у ценных трофеев рога или головы, туши отдавали таксидермистам для того., чтобы те сделали чучела, вот мясо распределялось. Что-то отправлялось на императорскую кухню, а также Николай II, как и его отец и дед, часть мася отдавал местным крестьянам, особенно в Беловежской пуще, где охота была более массовая, так как даже при наличиях ледников и холодных погребов такое количество мяса могло просто испортиться.
Ну а что касается ворон, то с одной стороны это была тренировка в меткости, а с другой прямая необходимость. Раньше против ворон в городах использовали живоловушки. Также птиц отстреливали и охотники.
В правилах охоты уже в советское время, в 1988 году, было четко записано, что:
"...если человек находится в охотугодьях законно, имеет разрешение на определенное животное, то он вправе попутно стрелять в ворону. Врановые наносят большой ущерб водоплавающим, хозяйствам с куропатками, фазанами, утками, оленям и другим – с ними нужно бороться круглогодично".
Поэтому ничего предосудительного в охоте Николая II нее было, он был просто человеком своего времени.
На этом - все! Большое спасибо за прочтение.
Оставляйте реакции и комментарии, нам важно ваше мнение.
Читайте также: