Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Художник по костюмам Айрин Ленц Гиббонс | Мадам Калифорнийская элегантность

Оглавление

Когда дело доходит до брэндов одежды класса люкс, США и в подметки не годятся Европе, особенно Франции. Важно отметить, что в США нет традиции моды от кутюр. Так считают исследователи истории моды.

Но в середине XX века на свет появился один американский брэнд класса люкс, он сиял ярко и очень недолго. Его имя – Irene, в честь основательницы Айрин Ленц Гиббонс (Irene Lentz Gibbons), которая была одной из выдающихся художников по костюмам в Голливуде, двукратной номинанткой на Oscar. Она сделала себе имя во времена, когда доминировали мужчины. Она встала в ряд с Жанной Ланвин, Мадлен Вионне, Коко Шанель и Эльзой Скиапарелли.

В 1941 году даже британский Vogue характеризует Айрин как “калифорнийскую элегантность” (Californian elegance).

Айрин | источник фото The Hollywood Reporter
Айрин | источник фото The Hollywood Reporter

Кто такая Айрин Ленц Гиббонс

Айрин Ленц (1901-1962), или Айрин, или Айрин Гиббонс после второго замужества, начинала как актриса, перешла в производственный департамент как художник по костюмам в Голливуде, а потом открыла свой Дом моды.

Как актриса Айрин Ленц начинала у Мака Сеннета (Mack Sennett), американо-канадского режиссера, продюсера и основателя киностудии Keystone Studios в историческом районе Лос-Анджелеса Эдендейл (сейчас – Echo Park, Los Feliz и Silver Lake). Она исполняла второстепенные роли, даже без указания имени в титрах.

Ее первым мужем стал режиссер Фрэнк Ричард Джонс (Frank Richard Jones), который работал в Keystone Studios. Они поженились в 1929 году, но их брак оказался недолгим. В 1930 году Джонс заболел (предположительно туберкулезом) и вскоре умер, ему было всего 37 лет.

Когда он умер, Айрин начала подрабатывать портнихой, что привело ее к работе с другой стороны кинокамеры – в качестве художника по костюмам. Но сначала она на пять недель уезжает во Францию и во время пребывания там посещает салоны парижских кутюрье. Это невероятно ее вдохновляет, что, вернувшись в США, она открывает магазин Irene Ltd на бульваре Сансет. Это было в 1931 году. Универмаг Bullocks предлагает ей открыть свой салон, и благодаря этому слава об Айрин распространяется быстрее.

Ее первыми серьезными опытами в кино как художника по костюмам стали проекты 1933 года: “Милашка Голди” (Goldie Gets Along), в котором Айрин создала наряды для актрисы Лили Дамиты, и "Полет в Рио" (Flying Down to Rio), в котором Айрин создала наряды для актрисы Долорес дель Рио.

Через три года, в 1936 году, Айрин вышла замуж второй раз. Ее мужем стал писатель Эллиот Гиббонс (Eliot Gibbons).

Как Айрин познакомилась с Гиббонсом

На вечеринке, устроенной Долорес дель Рио, клиенткой и уже подругой, Айрин Ленц знакомится с Эллиотом Гиббонсом. Это не совпадение, потому что в 30-е годы Долорес была замужем за Седриком Гиббонсом, главой художественного отдела MGM. Эллиот был братом Седрика. Эллиот, бывший ассистент режиссера, начал работать писателем – он сочинял рассказы для газет и писал сценарии для фильмов. И увлекался пилотированием, как Айрин. Интерес их сблизил, они стали много времени проводить вместе.
В канун 1934 года он сделал ей предложение, и в 1936 году они связывают себя узами брака. Они продолжали уроки пилотирования, и, по иронии судьбы, Айрин получает лицензию частного пилота всего за пару дней до того, как гражданские полеты на Западном побережье были запрещены после нападения Японии на Перл-Харбор в декабре 1941 года.

Айрин переходит в кино как художник по костюмам

В 1941 году нападение на Перл-Харбор повлияло и на жизнь Айрин. Так совпало, что она оказалась на перепутье – что ей делать дальше, потому что ее больше не устраивало сотрудничество с универмагом Bullocks.

Она обдумывала свой следующий шаг, в том числе создание собственной производственной компании. Но учитывая, что США были втянуты во Вторую мировую войну, это было слишком рискованным.

Американский продюсер Луис Б. Майер (Louis B. Mayer) тем временем также находился в затруднительном положении. Он столкнулся с многочисленными увольнениями в подразделении костюма, включая Эдриана Адольфа Гринберга (или просто Эдриана), ведущего художника по костюмам.

Айрин Ленц идеально подходила для того, чтобы спасти ситуацию: у нее есть талант, у нее есть репутация. Воодушевленный своей женой, одной из ее многочисленных подруг и клиенток, Майер предлагает Айрин присоединиться к MGM и возглавить подразделение костюма. Она соглашается, но на своих собственных условиях.

По прибытии Айрин быстро собирает вокруг себя команду. Но проблемы, с которыми они сталкиваются, огромны. Им предстоит справиться со множеством враждующих личностей; с напряженным и динамичным графиком, требующим круглосуточной работы; с постоянной сменой звезд, режиссеров и продюсеров, которая нарушает самые тщательно продуманные планы.

Ярким примером может служить фильм “Пасхальный парад” (1948, Easter Parade). Когда Чарльз Уолтерс сменит Винсента Миннелли на посту режиссера, песни придется переставить, вступительную сцену Джуди Гарленд переделать (так что оригинальные костюмы для нее больше не нужны), а два ключевых ансамбля Джуди придется заменить. Когда Энн Миллер заменит Сид Черисс, потребуется внести дополнительные изменения в гардероб. Затем Джин Келли получает травму, и на смену ему приходит Фред Астер. Необходимо внести дополнительные изменения в танцевальные номера и костюмы.
эскиз костюма для героини Джинджер Роджерс в фильме "Парочка Баркли с Бродвея" (1949, The Barkleys of Broadway), но этот костюм не был использован | Изначально главную роль в фильме должна была исполнить Джуди Гарленд, но у нее случился нервный срыв, и ее заменили на Роджерс | фото из открытых источников
эскиз костюма для героини Джинджер Роджерс в фильме "Парочка Баркли с Бродвея" (1949, The Barkleys of Broadway), но этот костюм не был использован | Изначально главную роль в фильме должна была исполнить Джуди Гарленд, но у нее случился нервный срыв, и ее заменили на Роджерс | фото из открытых источников

Еще одна проблема – это как справиться с беспокойством звезд по поводу их одежды. Студия полнится старлетками, отчаянно стремящимися произвести впечатление, и признанными звездами, обеспокоенными тем, что их карьера может пойти под откос. Сочетание эмпатии и решительности в Айрин – это именно то, что было нужно, чтобы успокоить их всех.

Однако, несмотря на все отвлекающие факторы, есть фильмы, в которых Айрин удается воплотить свои идеи в жизнь. В случае с фильмом "Почтальон всегда звонит дважды" (1946, The Postman Always Rings Twice) одна из таких идей заключается в том, чтобы связать героиню Ланы Тернер с цветом, как композитор мог бы связать музыкальную тему с сюжетом. Так, Айрин придумывает, что героиня Тернер Кора Смит одета в белое во всех сценах, кроме двух.

Еще работая на студии, Айрин думала над планом разрабатывать собственный ассортимент одежды – но не кутюр, а повседневную в стиле той, что любят звезды и с ярлычком Irene. С помощью Гарри Кона из Columbia она объединилась с 20 универмагами, включая Bergdorf Goodman (Нью-Йорк), Marshall Field (Чикаго) и Neiman Marcus (Даллас). В 1947 году она объявила об этом решении MGM, и в 1948 году ее первая коллекция готовой одежды появилась в некоторых универмагах США.

***

Наконец, в июне 1949 года Айрин становится жертвой внутренней политики MGM, и ее уход, по-видимому, спровоцирован ее заклятым врагом Кэтрин Хепберн, возмущенной тем, что Айрин не явилась на одну из примерок.

Кэтрин Хепберн против Айрин Ленц

2 августа 1944 года Айрин и Вирджиния Фишер, которая делала эскизы нарядов, встретились с Кэтрин Хепберн, чтобы обсудить эскизы к фильму "Без любви" (Without Love). Казалось, ничто из того, что Айрин показывала Хепберн, не вызывало у нее одобрения. Перед уходом Хепберн быстро перечислила свои идеи, еще раз подчеркнув, что она вернется в следующий понедельник и надеется, что у Айрин “будут проекты, соответствующие моей героине в этой истории”. Вирджиния впервые увидела, как Айрин, которая всегда была уверена в себе, физически дрожит. “Запугиванием невозможно объяснить то, чему я стала свидетелем. Айрин была в ужасе от язвительных замечаний Хепберн,” – призналась Вирджиния.

В 1950 году Айрин ушла из кинобизнеса, чтобы заниматься своим брэндом, хотя десять лет спустя ее заманили обратно, чтобы создать наряды для Дорис Дэй в "Полуночное кружево" (1960, Midnight Lace) и "Вернись, моя любовь" (1961, Lover Come Back).

Финал жизни

В 1962 году, к удивлению многих, Айрин распространила предсмертные записки: “Мне жаль, что приходится поступать таким образом. Пожалуйста, проследите, чтобы об Эллиоте позаботились. Позаботьтесь о бизнесе и найдите какого-нибудь очень хорошего дизайнера. С любовью ко всем. Айрин”.

Она зарегистрировалась под вымышленном именем в печально известном отеле Knickerbocker Hotel в Лос-Анджелесе. Она выбрала номер на 11 этаже. Выпила две бутылки водки, перерезала вены и выбросилась из окна. Этому, по-видимому, есть несколько объяснений: у нее были проблемы с алкоголем (слухи о пагубном пристрастии начали появляться в начале 1930-х годов), она не ладила со своим мужем (через год после свадьбы она неудачно упала, катаясь на лыжах, что привело к выкидышу; она была опустошена, так и не сумев простить себя) и долгое время была влюблена в Гэри Купера, который умер от рака в прошлом году. О том, что Айрин страдала от любви к Куперу, стало известно от актрисы Дорис Дэй, которой ранее доверилась Айрин.