Найти в Дзене
Infinita Book

Артур Шопенгауэр: почему счастья не существует?

"Меланхолия", ок. 1894-1896 гг., Эдвард Мунк
"Меланхолия", ок. 1894-1896 гг., Эдвард Мунк

Артур Шопенгауэр не принадлежал к мейнстриму немецкой философии начала XIX века. Он высоко почитал Иммануила Канта и считал его главным источником вдохновения, но при этом резко отвергал философов-идеалистов своего времени, утверждавших, что реальность в основе своей нематериальна. Больше всего он презирал Георга Гегеля — за его тяжёлый стиль письма и чрезмерно оптимистичное мировоззрение.

Отталкиваясь от метафизики Канта, Шопенгауэр создал собственную философскую систему, излагая её ясным и образным языком. Он принял кантовское различие между миром явлений, воспринимаемых через органы чувств (феномены), и "вещами в себе" (ноуменами), но стремился объяснить, как устроены оба этих уровня бытия и как они соотносятся между собой.

Артур Шопенгауэр родился в зажиточной и космополитичной семье в Данциге (ныне Гданьск). До того как семья осела в Гамбурге в 1793 году, он путешествовал по Франции и Англии. После смерти отца в 1805 году — возможно, вследствие самоубийства — Шопенгауэр смог оставить работу и поступить в университет, где изучал философию и психологию.

Отношения с матерью были напряжёнными: она постоянно критиковала его достижения. По завершении учёбы он преподавал в Берлинском университете. В это время за ним закрепилась репутация дамского угодника и мизогина: у него было несколько любовных связей, он избегал брака и однажды был осуждён за нападение на женщину. В 1831 году Шопенгауэр переехал во Франкфурт, где прожил до конца жизни, окружённый своими пуделями, которых он называл либо Атман ("душа" в индуизме и буддизме), либо Бутц (по-немецки "домовой").

Согласно Канту, каждый из нас формирует собственную версию мира на основе восприятия — так называемый феноменальный мир, однако мы никогда не можем непосредственно испытать ноуменальный мир "в себе". Наше понимание реальности ограничено, так как восприятие строится на информации, поступающей через ограниченный набор органов чувств.

Шопенгауэр добавляет к этому, что "каждый человек принимает границы своего собственного поля зрения за границы всего мира". Идея о том, что знание ограничено нашим опытом, не была новой: ещё древний философ Эмпедокл говорил, что "каждый человек верит лишь своему опыту", а в XVII веке Джон Локк утверждал, что "чьё-либо знание не может выходить за пределы собственного опыта".

Однако объяснение этой ограниченности у Шопенгауэра оригинально и связано с его трактовкой феноменального и ноуменального миров Канта. Главное отличие заключается в том, что для Шопенгауэра феноменальный и ноуменальный миры — это не два отдельных уровня реальности, а один и тот же мир, переживаемый по-разному. Это один мир с двумя аспектами: Воля и Представление.

-2

Наиболее наглядно это проявляется в нашем собственном теле, которое мы воспринимаем двумя способами: снаружи как объект (Представление) и изнутри как переживание Воли.

Шопенгауэр утверждает, что акт воли, например, желание поднять руку, и последующее движение — это не два разных события в ноуменальном и феноменальном мирах, а одно и то же событие, переживаемое двумя разными способами. С одной стороны, мы ощущаем его изнутри как проявление Воли, с другой — наблюдаем снаружи как объективное Представление. Когда мы смотрим на окружающие нас вещи, мы видим только их внешнее проявление, а не внутреннюю сущность или Волю, но при этом весь мир сохраняет одновременное существование и внешнего, и внутреннего аспектов.

Шопенгауэр использует термин "Воля" для обозначения чистой энергии, не имеющей конкретного направления, но ответственной за всё, что проявляется в феноменальном мире. Он, как и Кант, считает, что пространство и время существуют лишь в феноменальном мире — это концепции, формируемые нашим разумом, а не реальные свойства внешних объектов. Следовательно, Воля мира не подчиняется законам времени, причинности или пространства.

Это означает, что она вне времени и неделима, и то же самое справедливо для нашей индивидуальной воли. Из этого следует, что Воля Вселенной и индивидуальная воля — это одно и то же, а феноменальный мир управляется этой огромной, вечной и лишённой мотивов Волей.

-3

На этом этапе рассуждений проявляется пессимизм Шопенгауэра. В то время как его современники, такие как Гегель, рассматривали волю как положительную силу, Шопенгауэр видит человечество во власти бессмысленной, бесцельной универсальной Воли. По его мнению, именно она лежит в основе наших самых базовых желаний и заставляет нас жить жизнью постоянного разочарования и неудовлетворённости, поскольку мы пытаемся утолить свои стремления. Для Шопенгауэра мир не является ни добрым, ни злым — он лишён смысла, а люди, ищущие счастья, достигают в лучшем случае временного удовлетворения, а в худшем — боли и страданий.

Единственный способ выйти из этого состояния, по мнению Шопенгауэра, — это отказаться от существования или, по крайней мере, утратить волю к удовлетворению желаний. Он предлагает находить облегчение через эстетическое созерцание, особенно через музыку, которая, в отличие от других искусств, не стремится отражать феноменальный мир.

В этом моменте философия Шопенгауэра перекликается с буддийской концепцией нирваны — трансцендентного состояния, свободного от желаний и страданий. Он тщательно изучал восточных мыслителей и религии. Исходя из идеи единой универсальной Воли, Шопенгауэр развивает моральную философию, которая может показаться удивительной, учитывая его пессимизм и склонность к мизантропии. Он утверждает, что если осознать иллюзорность нашей отдельности от Вселенной — ведь все индивидуальные воли и Воля Вселенной — это одно и то же — мы можем развить эмпатию ко всему сущему, а моральная добродетель возникает из всеобъемлющего сострадания. Здесь снова проявляется влияние восточной философии на его мышление.

Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра, ок. 1815 г., Людвиг Сигизмунд Руль
Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра, ок. 1815 г., Людвиг Сигизмунд Руль

При жизни Шопенгауэр в значительной степени оставался незамеченным среди немецких философов, а его идеи часто затмевались работами Гегеля, хотя он оказывал влияние на литераторов и музыкантов. К концу XIX века центральная роль, которую он отводил Воле, вновь стала значимой темой в философии.

Особенно заметно его влияние на Фридриха Ницше, а также на Анри Бергсона и американских прагматиков, которые заимствовали некоторые идеи его анализа мира как Воли. Возможно, наибольший след Шопенгауэр оставил в психологии: его представления о базовых человеческих стремлениях и их фрустрации оказали влияние на психоаналитические теории Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: