С древнейших времён еврейские и христианские богословы пытались осмыслить сложные вопросы, связанные с природой Бога и Его отношением к человечеству. Для одних Он — Бог мстительный, не только судящий в конце времён, но и решающий, отвечать ли на молитвы верующих.
Другие считают, что Он — Бог всеведущий, а ход мировой истории предопределён, и все детали будущего заранее расписаны. В этом представлении Бог не подвержен человеческим мольбам о помощи, потому что Он заранее знает исход любой ситуации.
То, как понимается связь Бога с происходящими событиями, имеет глубокие последствия для роли христианской молитвы. Если Бог уже знает прошлое, настоящее и будущее, тогда молитва — обращение к Нему с хвалой, просьбами, размышлениями или сознательными актами поклонения — кажется бессмысленной. Сообщая Богу то, что Он уже знает, человек не может надеяться изменить будущее. Однако, если Бог не предопределил будущее, и оно действительно остаётся открытым, тогда молитва становится важной частью формирования этого будущего.
Хотя христианская теология традиционно рассматривает Бога как всеведущего, обладающего полным знанием прошлого, настоящего и будущего, в XX веке некоторые богословы начали отвергать идею Его знания будущего. Если Бог знает, что произойдёт, значит, будущее уже предопределено, а это, по их мнению, лишает историю подлинной свободы и спонтанности. Это также ставит под вопрос сущностную доброту Бога: если Он заранее знает о зле, но не предотвращает его, не делает ли это Его соучастником? Например, если Бог ещё до сотворения мира знал, что люди принесут в него страдания, но не предпринял шагов, чтобы этого избежать, можно ли говорить о Его справедливости?
Классическое христианское представление о знании будущего Богом основано на вере в то, что Он существует вне времени. Согласно этому взгляду, то, что для людей является будущим (а значит, несуществующим и непознаваемым), для Бога уже прошло, а следовательно, существует и может быть познано. Однако такой подход больше уходит корнями в древнегреческую философию, чем в подлинное христианское мировоззрение.
Библия описывает Бога, который активно сопровождает свой народ во времени, а не просто наблюдает за ним издалека. Более того, христиане верят, что приход Иисуса в мир в человеческом обличии является самым ярким подтверждением того, что Бог не находится вне времени и реальности земной жизни. Он жил человеческой жизнью со всеми её ограничениями, следовательно, если будущее не существует ни для людей, ни для Бога, то оно по-настоящему остаётся открытым. С этой точки зрения Бог — не отстранённый наблюдатель, а активный участник исторического процесса, который слышит молитвы людей, откликается на их просьбы и сопровождает в их жизненном пути.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: