Найти в Дзене
Infinita Book

Рене Декарт: эксперимент со Злым Демоном

В "Размышлениях о первой философии", наиболее совершенной и строгой работе Рене Декарта по метафизике (изучению бытия и реальности) и эпистемологии (изучению природы и границ знания), он стремится продемонстрировать возможность знания даже с самых скептических позиций и на этом основании установить прочную основу для наук. "Размышления" написаны от первого лица — "Я думаю...", — потому что он не представляет аргументов, чтобы доказать или опровергнуть определённые утверждения, а вместо этого хочет провести читателя по пути, который он сам выбрал. Таким образом, читатель вынужден занять позицию размышляющего, обдумывая вещи и открывая истину так же, как это делал Декарт. Чтобы установить, что его убеждения обладают устойчивостью и долговечностью, которые Декарт считает двумя важными признаками знания, он использует то, что известно как "метод сомнения". Цель Декарта — показать, что даже если мы начнём с самой сильной скептической позиции, сомневаясь во всём, мы всё равно можем достичь з

В "Размышлениях о первой философии", наиболее совершенной и строгой работе Рене Декарта по метафизике (изучению бытия и реальности) и эпистемологии (изучению природы и границ знания), он стремится продемонстрировать возможность знания даже с самых скептических позиций и на этом основании установить прочную основу для наук. "Размышления" написаны от первого лица — "Я думаю...", — потому что он не представляет аргументов, чтобы доказать или опровергнуть определённые утверждения, а вместо этого хочет провести читателя по пути, который он сам выбрал. Таким образом, читатель вынужден занять позицию размышляющего, обдумывая вещи и открывая истину так же, как это делал Декарт.

Чтобы установить, что его убеждения обладают устойчивостью и долговечностью, которые Декарт считает двумя важными признаками знания, он использует то, что известно как "метод сомнения". Цель Декарта — показать, что даже если мы начнём с самой сильной скептической позиции, сомневаясь во всём, мы всё равно можем достичь знания. Сомнение преувеличено и используется только как философский инструмент; как указывает Декарт: "ни один здравомыслящий человек никогда серьёзно не сомневался в этих вещах". Декарт начинает с того, что подвергает свои убеждения серии всё более строгих скептических аргументов, задаваясь вопросом, как мы можем быть уверены в существовании чего-либо вообще.

"Портрет Рене Декарта", 1649 г., Франс Хальс
"Портрет Рене Декарта", 1649 г., Франс Хальс

Может ли быть так, что мир, который мы знаем, — это просто иллюзия? Мы не можем доверять нашим чувствам, поскольку все мы были "обмануты" ими в то или иное время, и поэтому мы не можем полагаться на них как на надёжную основу для знания. Возможно, говорит он, мы спим, и кажущийся реальным мир — не более чем мир снов. Но даже в этом случае эта ситуация оставляет открытой возможность того, что некоторые истины, такие как математические аксиомы, могут быть познаны, хотя и не через чувства. Но даже эти "истины" могут быть не истинными, потому что Бог, который всемогущ, может обмануть нас. Даже если мы верим, что Бог добр, возможно, он создал нас предрасположенными к ошибкам в наших рассуждениях. Или, если Бога нет, — в таком случае мы, скорее всего, несовершенные существа (возникшие случайно), которые склонны постоянно обманываться.

Достигнув положения, в котором, кажется, нет ничего, в чём он мог бы быть уверен, Декарт затем придумывает яркий инструмент, который поможет ему избежать возвращения обратно к предвзятому мнению: он предполагает, что есть могущественный и злой демон, который может обмануть его в чём угодно. Поэтому к любой мысли Декарт может задать вопрос: "Может ли демон заставить меня поверить в это, даже если это ложно?" и если ответ "да", он должен относиться к мысли скептически. В этот момент кажется, что Декарт поставил себя в безвыходное положение — ничто не кажется несомненным, поэтому у него нет твёрдой почвы, на которой можно было бы стоять. Он словно беспомощно кувыркается в водовороте всеобщего сомнения и неспособен найти опору. Скептицизм, кажется, сделал невозможным для него даже начать свой путь обратно к знанию и истине.

Именно в этот момент Декарт понимает, что есть одно убеждение, в котором он точно не может сомневаться: его вера в собственное существование. Каждый из нас может думать или говорить: "Я есть, я существую", и пока мы думаем или говорим это, мы не можем ошибаться. Когда Декарт пытается применить "тест злого демона" к этому убеждению, он понимает, что демон может заставить его поверить в то, что он существует, только если он действительно существует; как он может сомневаться в его существовании, если он не существует, чтобы сомневаться?

-3

В своей более ранней работе "Рассуждение о методе" он представил это как: "Я мыслю, следовательно, я существую", но он отказался от этой формулировки, когда писал "Размышления", поскольку включение "следовательно" делает утверждение читаемым как предпосылка и заключение. Декарт хочет, чтобы читатель — размышляющее "я" — понял, что как только он рассматривает тот факт, что он существует, он знал, что это правда. Осознание существования является прямой интуицией, а не выводом из аргумента.

Несмотря на переход Декарта к более чёткому выражению своей позиции, более ранняя формулировка была настолько броской, что застряла в умах людей, и по сей день. Первая достоверность обычно известна как "cogito", от латинского cogito ergo sum, что означает "Я мыслю, следовательно, я существую".

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: