Взрослые и дети: «Денискины рассказы» Виктора Драгунского 6+, режиссер Алексей Крикливый и «Доклад о медузах» Али Бенджамин 12+ из проекта «Детки и предки».
6+ (12+) – это значит, что родителям интересен мир, раскрытый театром для детей, а они сами, показанные глазами ребенка, помогут увидеть себя со стороны. В старых добрых «Денискиных рассказах» дети и взрослые – единое целое, одна большая семья. В «Докладе о медузах» между теми и другими пролегает пропасть. Но она преодолима.
«Денискины рассказы» на протяжении почти 13 лет остаются любимым семейным спектаклем. Одно поколение актеров повзрослело и уступило подмостки младшим коллегам, а мир Дениски Кораблева продолжает искриться и сиять. Художник Каринэ Булгач раскрасила сценическую реальность в романтические цвета, отдав предпочтение нежно-голубому, цыплячье-желтому, сказочно-сиреневому. Светящиеся полоски метрополитена похожи на радугу, а глубокая даль окна манит неизведанным. Это пространство беззаботных фантазий и счастливых воспоминаний, где всё немного приукрашено, потому что мы так хотим.
Первоклассник Дениска (Никита Зайцев) – разгильдяй и проказник, любитель поорать песни о героях и мечтатель о космосе. Мама вместе с ним восхищенно разглядывает светлячка, вырученного за пожарную машинку, а папа даже не думает ругать за неравноценный обмен. Другие взрослые тоже добрые и забавные, как рисованные человечки в советских мультиках. Милиционер никого не наказывает, а только спотыкается и вытанцовывает какие-то выкрутасы. Продавщица газировки дружит с рыжим клоуном из цирка. Пионервожатая Люся мастерица устраивать костюмированные представления.
Только на минутку обиделась на нее Алёна Бойко (Екатерина Гуралевич) за то, что все забыли про ее баян, но тут же всё наладилось, и Алёна была горда своей важной миссией аккомпаниатора. А еще она горда тем, что нарядилась бабочкой, ведь это же бал, настоящий бал! Но Алёна – не фифа какая-то, она и «ум-ца-ца» умеет, с ней и в футбол, и в строителей играть прикольно! Дениска и его друзья Мишка (Иван Зрячев) и Костик (Станислав Курагин) Алёну своим парнем считают.
На фотографиях из спектакля вроде бы взрослые актеры, а на сцене – сплошная малышня, присвоившая из детства не только школьную форму, а темпоритм, пластику, внутреннее состояние с его радостным восприятием мира, который распахнут тебе навстречу. А потом эти герои подрастут, и на них обрушится вал проблем пубертатного возраста. Те же, в основном, актеры в «Докладе о медузах» играют уже взрослых, а Алёна Бойко перевоплотилась в главную героиню спектакля Сьюзи Свансон.
Ей 12 лет, а она уже всё-всё знает про медуз. Она такой доклад приготовила – как настоящий ученый-исследователь! Грамотному сбору информации и оформлению разрозненных фактов в цельную историю школьники могут научиться на этом спектакле. Но это только вершина айсберга.
Порой кажется, что Сьюзи умнее взрослых. Мама твердит «опаздываю, опаздываю», мельтешит, суетится, переставляет туда-сюда какие-то коробки. «Так не опаздывай», – говорит Сьюзи. Казалось бы, чего проще – вот и не создавайте себе проблем сами. У подростков они гораздо сложнее, и решать их приходится самостоятельно. «О чем ты думаешь?» – задает отец дежурный вопрос. Сьюзи думает про громадную мусорную воронку в мировом океане. Родитель же хочет просто поболтать, она это понимает – и решает больше не разговаривать. Замолчать раз и навсегда.
Она только с окружающими не разговаривает. А залу доверяет самое сокровенное. У нее острый, вибрирующий нерв, точная, напряженная мысль, эмоциональная и выразительная речь. В ее вселенной носятся ледяные вихри и бурлят глубоководные течения. Буллинг одноклассников, неискренность взрослых, предательство подруги и ее внезапная смерть ведут взрослеющего человека к мучительной рефлексии, переосмыслению событий и, наконец, принятию этого мира и себя в нем. «Доклад о медузах» тайно заведует воспитанием чувств, которые не следует выставлять напоказ, избегая формата общего пользования. Зал затаил дыхание и превратился в единое целое.
«Мы – пылинки в лучах солнца», – одно из удивительных открытий Сьюзи, а сколько нам открытый чудных! В сценографии Антона Болкунова окружающий мир – это сплошная лаборатория, в которой ты изучаешь природные явления, себя и других. Колбы, мензурки, реторты, банки-склянки наполнены светящимися жидкостями, наклонившись над которыми хочется колдовать и экспериментировать, ведь сколько бы открытий ты ни сделал, тайного и непознанного еще больше.
Роднит эти столь разные, но бережно исследующие психологию ребенка спектакли одно сюжетное совпадение. Оно совершенно случайно, но представляется символическим смысловым знаком. Финальным аккордом и там и там заявлен костюмированный бал. Этот праздник делает друзей еще дружнее и примиряет поссорившихся. «Отгадай, в кого наряжусь, в героя или злодея?» – спрашивает Джастин у Сьюзи. Конечно в героя, Джастин! Злодеев больше не бывает. Когда взрослые и дети начинают понимать друг друга, злодеи исчезают.
Яна Колесинская