Работа — второй дом; от атмосферы на ней наше благосостояние зависит не меньше, чем от ситуации в родном доме. Очень важно сохранять положительный настрой на работе и быть в хороших отношениях с коллегами.
Однако не все идут на работу с улыбкой, иногда коллектив оказывается совсем не приятным, работать приходится в условиях повышенного стресса и напряжения.
Распознать причины и найти выход из ситуации вам поможет эта статья.
Буллинг, моббинг, боссинг или советское "травля"
Все эти понятия описывают форму отношений "агрессор и жертва". Ключевой аспект: агрессоры объединяются против одного и выплёскивают на него свою агрессию.
Буллинг — школьное явление, агрессия часто выражается открыто через издевательство, драки, байкот, унижения и т. п. Как правило, в такую травлю втягиваются и учителя, потому что это бессознательный групповой процесс. Важно наличие педагога-психолога в школах, который своевременно распознает "изгоя" и встанет на его защиту.
Моббинг — характерно для взрослого коллектива, агрессия выражается пассивно: коллеги не приходят на помощь, "забывают" о поручениях, сплетничают, заваливают своей работой, агрессивно реагируют на ошибки, сравнивают с бывшим сотрудником, не здороваются, игнорируют, верят, что вы тут не надолго, доносят на вас или лгут. Большинство компаний не имеет в штате психолога, но у них есть возможность пригласить на консультацию организационного психолога.
Боссинг — ситуация, когда травля происходит между иерархически разными людьми в коллективе, например, команда менеджеров против их подчиненного, или травля исходит от начальника в одном лице. Выражается в регулярных замечаниях, выговорах, звонках в выходные, угрозами увольнения, понижения, лишения денег, изолировать от других коллег.
Важно: иногда агрессия может из пассивной перейти в активную, открытую. Это происходит в тех случаях, если жертва ощущает давление и начинает сопротивляться травле.
Кто чаще всего попадает в травлю?
Здоровой группе "жертва" не нужна, травля происходит в изначально нездоровом коллективе. Однако кто-то адаптируется и приживается, а кого-то группа отвергает и мучает. Что это за люди?
В школе от буллинга часто страдают те дети, которые уже в своей семье в первичной группе стали козлами отпущения. Если у ребёнка нет надёжного тыла, они будут заворачивать агрессию и не сопротивляться, когда одноклассники будут совершать первые нападки. Он воспринимается как "слабый", как лёгкая мишень.
Каждый последующий коллектив — новая "семья". Мы занимаем ту роль, которая нам лучше всего знакома. Если типичная жертва попадает в здоровый коллектив, он существуем в нём относительно нормально, сносно. Его не травят, но опыт групповой травле будет создавать социальную тревожность, напряжение. Поэтому здоровые люди скорее будут его просто сторониться.
Качества потенциальной жертвы:
Жертва останется в коллективе, если он/а:
- Не умеет отказывать, на всё согласен;
- Не чувствует своих границ, терпит агрессивное поведение;
- Не умеет просить и делегировать, тащит всё на себе;
- Хочет всем нравится, прячет свою агрессию;
Такие могут по долгу терпеть издевательства, пока в конечном счёте не станут "частью корабля". Пока не появится новый, более слабый сотрудник.
Другие качества, когда жертва не удерживается в коллективе:
- Склонность к конкуренции;
- Высокий профессиональный потенциал;
- Жёсткие, негибкие границы;
- Нонкомформисты;
Такие люди делятся на два лагеря — те, кто достигают высот (их, конечно, меньшинство) и устанавливают свою диктатуру; и тех, кто начинает пустой бунт, который ни к чему не приводит. В конечном счёте, они уходят из компании после скандала, надолго в коллективе они не задерживаются.
Когда жертва становится агрессором:
Трансформация из жертвы в агрессора один из вариантов способа справиться с травлей, если оставаться на работе критически важно. Коллектив не даст остаться в нейтральной позиции, это требует очень большой выдержки и готовности к конфликтам.
Способ аморальный, но естественный, к нему приходят большинство, так и продолжается цикл травли в коллективе, когда люди в нём уже сменились все, а форма общения осталась от прежних людей.
Во взрослой жизни сильно обиженный человек может стать руководителем и терроризировать подчинённых, думая, что закаляет их. Или просто из психопатического удовольствия, которое испытывали его мучители.
Так или иначе — зло порождает зло.
Самый популярный исход — жертва живёт в страдании, терпит, молчит, направляет агрессию на себя, страдает от болезней, боится что-то менять.
Что делать, если стал жертвой в коллективе
Заручиться поддержкой специалиста или начальства
Важно преодолеть изоляцию, если она образовалась стихийно, или проверить реальность, если изоляцию создают искусственно. Возможно, начальник говорит вам, что вы никому не нравитесь, а на деле он просто хочет вас поссорить с коллегами, и они ничего плохого не думают.
Так или иначе вы ищете одно доверенное лицо иерархически выше и вас и того, кто вас травит.
- Если есть команда по работе с персоналом, ищите поддержки у них.
- Если травят коллеги — говорите с начальником.
- Если начальник деспот — генеральный директор.
Как правильно подать проблему
Не нужно жаловаться и говорить, что вы один против всех. Даже если вам навстречу пойдут, один человек коллектив не переделает, в противном случае подумают, что вы преувеличиваете и строите из себя жертву (т. е. присоединятся к травле). Встанут на сторону агрессоров, никто не придет ругать всех за вас, так не бывает.
Не приходите с позиции жертвы, приходите с позиции человека, желающего решить "рабочую проблему", так выше шансы получить помощь. Избегайте в речи оценок и вердиктов раньше времени.
К кому бы вы не пришли, начните не с истории и своего мнения, а с вопросов. Предварительно выпишете факты — то, что с вами происходит на работе без оценок. Например:
"Вася проигнорировал мою просьбу сделать задачу Х, из-за этого не уложились в сроки, мне пришлось доделывать в последний момент".
Вопрос к начальству: а я могу вообще Васю просить? Он должен был мне помочь? К кому мне обращаться в непростой ситуации?
Ваша задача, чтобы руководство сами очертили рамки "нормы" и "не нормы". Тогда вы будете говорить языком фактов, а не домыслами "мне кажется, меня не любят". Задавайте много вопросов по всем сомнительным ситуациям. Только потом вы рассказываете историю, подводя ее к регламенту, правилам и нормам.
Возможно, в процессе вы обнаружите, что вас никто не прессует лично, просто коллектив разобщенный и помогать не принято, все за себя. Или станет ясно, что действительно что-то идет не так.
Люди охотнее верят в то, к чему они пришли сами. Если вы скажите: "я жертва травли", встретите сопротивление: "с чего ты взял? я тут 10 лет работаю и никого тут не травили"; а если скажите: "на предыдущей работе у меня было по другому, у вас тут так принято?" — вы посеете зерно сомнения, эффективнее, если проблему они заметят сами. Ваша задача подвести к этому.
Если вы придете за личным комфортом, вас проигнорируют. Если вы сможете это подать через призму "тут что-то влияет на качество работы" у вас выше шансов привлечь защитников.
Если травля открытая с угрозами и оскорблениями
Фиксируйте все доказательства плохого обращения. Обязательно покажите их вышестоящему руководству.
Не думайте, что вы "ябеда" и станет хуже. Этого агрессоры и добиваются — вашего молчания и изоляции. Не молчите, если издевательства начинают выходить за рамки работы и коллеги переходят на личности.
Найдите запасной вариант работы
Для начала подумайте о смене формата: может удастся сменить время работы, чтобы не пересекаться с неприятными коллегами, комнату в офисе или уйти на удаленку.
На всякий случай, поищите возможность перейти в другой отдел, или в другой филиал, или совсем на иную работу. Проанализируйте свой жизненный опыт: во всех коллективах вы оказывались крайним, или только в этом?
Можно выучиться на новую профессию, или открыть свое дело.
Конечно, это не решает проблему, но есть случаи, когда коллектив действительно нездоровый и лучше уйти из него совсем.
Сфокусируйтесь на работе
Подумайте, как можно оптимизировать ваши рабочие процессы. Вы не должны на работе всем нравиться и дружить. В конце концов, на работу приходят работать. Если у всех есть время на сплетни и козни, продемонстрируйте свой профессионализм и таланты.
Возможно, вас заметят, повысят и вы обретете власть над теми, кто вас ни во что не ставил.
Поговорите с обидчиками на чистоту
Только смелые и уверенные в себе люди вступают в коммуникацию с целью её наладить, когда все очевидно плохо.
Никто не хочет быть плохим в глазах другого, даже тот, кто травит (они обычно о себе очень хорошего мнения. Если вы выйдете на прямой диалог, вы покажете им, что не боитесь их, что смелее и уверенне, что у вас больше власти.
В зависимости от вида травли подготовьте свою речь. Если вас запугивают и угрожают, дайте знать, что с вами это не работает. Если агрессия пассивная, переведите ее в активную, не бойтесь. Просто задайте вопрос обидчику в чем дело. Может правда дело не в вас, а у него сложный жизненный период.
Трудовая инспекция
Юридически нет понятия травля, поэтому регулировать отношения через ТИ невозможно, но! Чтобы человека выжать с работы, нужно чтобы он объективно плохо работал.
Подробно изучите свою должностную инструкцию, знайте свои права и обязанности на работе, проконсультируйтесь со знающими людьми.
Так вам проще будет доказать нарушения или злоупотребление полномочиями. Фиксируйте происходящее.
Вот за что вы можете зацепиться:
- Заработная плата: Работодатель задерживает зарплату или выплачивает ее нерегулярно, либо не выплатил все положенные суммы при увольнении.
- Оформление трудовых отношений: Неофициальное оформление работника без трудового договора, а также принуждение к заключению договора гражданско-правового характера вместо трудового.
- Увольнение: Незаконное увольнение или нарушение процедуры увольнения, а также принуждение к написанию заявления об увольнении.
- Условия труда: Нарушения рабочего графика, необоснованные переработки, принуждение к работе в выходные дни, а также неудовлетворительные условия охраны труда.
- Переводы и отпуска: Незаконный перевод на другую должность, несоблюдение порядка перевода, а также неправильный расчет отпускных или непредоставление отпусков.
- Прочие нарушения: Несоблюдение других условий трудового договора или незаконные меры воздействия на работника.
Заключение
Не оставайтесь одни, ищите поддержку, привлекайте людей на свою сторону, работайте честно, внимательно читайте трудовой договор, уважайте себя, защищайте свои границы.
Помните, в современном мире достаточно работодателей, которые заботятся об атмосфере в коллективе, поддерживают дух единства и экологию общения. Не бойтесь сменить работу.
Читайте также:
***
Благодарю за подписку на канал, донаты, комментарии, репосты и рекомендации друзьям, коллегам и близким.