Найти в Дзене

Что делать, если в коллективе на работе травят или игнорируют

Работа — второй дом; от атмосферы на ней наше благосостояние зависит не меньше, чем от ситуации в родном доме. Очень важно сохранять положительный настрой на работе и быть в хороших отношениях с коллегами. Однако не все идут на работу с улыбкой, иногда коллектив оказывается совсем не приятным, работать приходится в условиях повышенного стресса и напряжения. Распознать причины и найти выход из ситуации вам поможет эта статья. Все эти понятия описывают форму отношений "агрессор и жертва". Ключевой аспект: агрессоры объединяются против одного и выплёскивают на него свою агрессию. Буллинг — школьное явление, агрессия часто выражается открыто через издевательство, драки, байкот, унижения и т. п. Как правило, в такую травлю втягиваются и учителя, потому что это бессознательный групповой процесс. Важно наличие педагога-психолога в школах, который своевременно распознает "изгоя" и встанет на его защиту. Моббинг — характерно для взрослого коллектива, агрессия выражается пассивно: коллеги не
Оглавление

Работа — второй дом; от атмосферы на ней наше благосостояние зависит не меньше, чем от ситуации в родном доме. Очень важно сохранять положительный настрой на работе и быть в хороших отношениях с коллегами.

Однако не все идут на работу с улыбкой, иногда коллектив оказывается совсем не приятным, работать приходится в условиях повышенного стресса и напряжения.

Распознать причины и найти выход из ситуации вам поможет эта статья.

Буллинг, моббинг, боссинг или советское "травля"

Все эти понятия описывают форму отношений "агрессор и жертва". Ключевой аспект: агрессоры объединяются против одного и выплёскивают на него свою агрессию.

Буллинг — школьное явление, агрессия часто выражается открыто через издевательство, драки, байкот, унижения и т. п. Как правило, в такую травлю втягиваются и учителя, потому что это бессознательный групповой процесс. Важно наличие педагога-психолога в школах, который своевременно распознает "изгоя" и встанет на его защиту.

Моббинг — характерно для взрослого коллектива, агрессия выражается пассивно: коллеги не приходят на помощь, "забывают" о поручениях, сплетничают, заваливают своей работой, агрессивно реагируют на ошибки, сравнивают с бывшим сотрудником, не здороваются, игнорируют, верят, что вы тут не надолго, доносят на вас или лгут. Большинство компаний не имеет в штате психолога, но у них есть возможность пригласить на консультацию организационного психолога.

Боссинг — ситуация, когда травля происходит между иерархически разными людьми в коллективе, например, команда менеджеров против их подчиненного, или травля исходит от начальника в одном лице. Выражается в регулярных замечаниях, выговорах, звонках в выходные, угрозами увольнения, понижения, лишения денег, изолировать от других коллег.

Важно: иногда агрессия может из пассивной перейти в активную, открытую. Это происходит в тех случаях, если жертва ощущает давление и начинает сопротивляться травле.

Кто чаще всего попадает в травлю?

Здоровой группе "жертва" не нужна, травля происходит в изначально нездоровом коллективе. Однако кто-то адаптируется и приживается, а кого-то группа отвергает и мучает. Что это за люди?

В школе от буллинга часто страдают те дети, которые уже в своей семье в первичной группе стали козлами отпущения. Если у ребёнка нет надёжного тыла, они будут заворачивать агрессию и не сопротивляться, когда одноклассники будут совершать первые нападки. Он воспринимается как "слабый", как лёгкая мишень.

Каждый последующий коллектив — новая "семья". Мы занимаем ту роль, которая нам лучше всего знакома. Если типичная жертва попадает в здоровый коллектив, он существуем в нём относительно нормально, сносно. Его не травят, но опыт групповой травле будет создавать социальную тревожность, напряжение. Поэтому здоровые люди скорее будут его просто сторониться.

Качества потенциальной жертвы:

Жертва останется в коллективе, если он/а:

  • Не умеет отказывать, на всё согласен;
  • Не чувствует своих границ, терпит агрессивное поведение;
  • Не умеет просить и делегировать, тащит всё на себе;
  • Хочет всем нравится, прячет свою агрессию;

Такие могут по долгу терпеть издевательства, пока в конечном счёте не станут "частью корабля". Пока не появится новый, более слабый сотрудник.

Другие качества, когда жертва не удерживается в коллективе:

  • Склонность к конкуренции;
  • Высокий профессиональный потенциал;
  • Жёсткие, негибкие границы;
  • Нонкомформисты;

Такие люди делятся на два лагеря — те, кто достигают высот (их, конечно, меньшинство) и устанавливают свою диктатуру; и тех, кто начинает пустой бунт, который ни к чему не приводит. В конечном счёте, они уходят из компании после скандала, надолго в коллективе они не задерживаются.

Когда жертва становится агрессором:

Трансформация из жертвы в агрессора один из вариантов способа справиться с травлей, если оставаться на работе критически важно. Коллектив не даст остаться в нейтральной позиции, это требует очень большой выдержки и готовности к конфликтам.

Способ аморальный, но естественный, к нему приходят большинство, так и продолжается цикл травли в коллективе, когда люди в нём уже сменились все, а форма общения осталась от прежних людей.

Во взрослой жизни сильно обиженный человек может стать руководителем и терроризировать подчинённых, думая, что закаляет их. Или просто из психопатического удовольствия, которое испытывали его мучители.

Так или иначе — зло порождает зло.

Самый популярный исход — жертва живёт в страдании, терпит, молчит, направляет агрессию на себя, страдает от болезней, боится что-то менять.

-2

Что делать, если стал жертвой в коллективе

Заручиться поддержкой специалиста или начальства

Важно преодолеть изоляцию, если она образовалась стихийно, или проверить реальность, если изоляцию создают искусственно. Возможно, начальник говорит вам, что вы никому не нравитесь, а на деле он просто хочет вас поссорить с коллегами, и они ничего плохого не думают.

Так или иначе вы ищете одно доверенное лицо иерархически выше и вас и того, кто вас травит.

  • Если есть команда по работе с персоналом, ищите поддержки у них.
  • Если травят коллеги — говорите с начальником.
  • Если начальник деспот — генеральный директор.

Как правильно подать проблему

Не нужно жаловаться и говорить, что вы один против всех. Даже если вам навстречу пойдут, один человек коллектив не переделает, в противном случае подумают, что вы преувеличиваете и строите из себя жертву (т. е. присоединятся к травле). Встанут на сторону агрессоров, никто не придет ругать всех за вас, так не бывает.

Не приходите с позиции жертвы, приходите с позиции человека, желающего решить "рабочую проблему", так выше шансы получить помощь. Избегайте в речи оценок и вердиктов раньше времени.

К кому бы вы не пришли, начните не с истории и своего мнения, а с вопросов. Предварительно выпишете факты — то, что с вами происходит на работе без оценок. Например:

"Вася проигнорировал мою просьбу сделать задачу Х, из-за этого не уложились в сроки, мне пришлось доделывать в последний момент".

Вопрос к начальству: а я могу вообще Васю просить? Он должен был мне помочь? К кому мне обращаться в непростой ситуации?

Ваша задача, чтобы руководство сами очертили рамки "нормы" и "не нормы". Тогда вы будете говорить языком фактов, а не домыслами "мне кажется, меня не любят". Задавайте много вопросов по всем сомнительным ситуациям. Только потом вы рассказываете историю, подводя ее к регламенту, правилам и нормам.

Возможно, в процессе вы обнаружите, что вас никто не прессует лично, просто коллектив разобщенный и помогать не принято, все за себя. Или станет ясно, что действительно что-то идет не так.

Люди охотнее верят в то, к чему они пришли сами. Если вы скажите: "я жертва травли", встретите сопротивление: "с чего ты взял? я тут 10 лет работаю и никого тут не травили"; а если скажите: "на предыдущей работе у меня было по другому, у вас тут так принято?" — вы посеете зерно сомнения, эффективнее, если проблему они заметят сами. Ваша задача подвести к этому.

Если вы придете за личным комфортом, вас проигнорируют. Если вы сможете это подать через призму "тут что-то влияет на качество работы" у вас выше шансов привлечь защитников.

Если травля открытая с угрозами и оскорблениями

Фиксируйте все доказательства плохого обращения. Обязательно покажите их вышестоящему руководству.

Не думайте, что вы "ябеда" и станет хуже. Этого агрессоры и добиваются — вашего молчания и изоляции. Не молчите, если издевательства начинают выходить за рамки работы и коллеги переходят на личности.

Найдите запасной вариант работы

Для начала подумайте о смене формата: может удастся сменить время работы, чтобы не пересекаться с неприятными коллегами, комнату в офисе или уйти на удаленку.

На всякий случай, поищите возможность перейти в другой отдел, или в другой филиал, или совсем на иную работу. Проанализируйте свой жизненный опыт: во всех коллективах вы оказывались крайним, или только в этом?

Можно выучиться на новую профессию, или открыть свое дело.

Конечно, это не решает проблему, но есть случаи, когда коллектив действительно нездоровый и лучше уйти из него совсем.

Сфокусируйтесь на работе

Подумайте, как можно оптимизировать ваши рабочие процессы. Вы не должны на работе всем нравиться и дружить. В конце концов, на работу приходят работать. Если у всех есть время на сплетни и козни, продемонстрируйте свой профессионализм и таланты.

Возможно, вас заметят, повысят и вы обретете власть над теми, кто вас ни во что не ставил.

Поговорите с обидчиками на чистоту

Только смелые и уверенные в себе люди вступают в коммуникацию с целью её наладить, когда все очевидно плохо.

Никто не хочет быть плохим в глазах другого, даже тот, кто травит (они обычно о себе очень хорошего мнения. Если вы выйдете на прямой диалог, вы покажете им, что не боитесь их, что смелее и уверенне, что у вас больше власти.

В зависимости от вида травли подготовьте свою речь. Если вас запугивают и угрожают, дайте знать, что с вами это не работает. Если агрессия пассивная, переведите ее в активную, не бойтесь. Просто задайте вопрос обидчику в чем дело. Может правда дело не в вас, а у него сложный жизненный период.

Трудовая инспекция

Юридически нет понятия травля, поэтому регулировать отношения через ТИ невозможно, но! Чтобы человека выжать с работы, нужно чтобы он объективно плохо работал.

Подробно изучите свою должностную инструкцию, знайте свои права и обязанности на работе, проконсультируйтесь со знающими людьми.

Так вам проще будет доказать нарушения или злоупотребление полномочиями. Фиксируйте происходящее.

Вот за что вы можете зацепиться:

  • Заработная плата: Работодатель задерживает зарплату или выплачивает ее нерегулярно, либо не выплатил все положенные суммы при увольнении. 
  • Оформление трудовых отношений: Неофициальное оформление работника без трудового договора, а также принуждение к заключению договора гражданско-правового характера вместо трудового. 
  • Увольнение: Незаконное увольнение или нарушение процедуры увольнения, а также принуждение к написанию заявления об увольнении. 
  • Условия труда: Нарушения рабочего графика, необоснованные переработки, принуждение к работе в выходные дни, а также неудовлетворительные условия охраны труда. 
  • Переводы и отпуска: Незаконный перевод на другую должность, несоблюдение порядка перевода, а также неправильный расчет отпускных или непредоставление отпусков. 
  • Прочие нарушения: Несоблюдение других условий трудового договора или незаконные меры воздействия на работника. 
-3

Заключение

Не оставайтесь одни, ищите поддержку, привлекайте людей на свою сторону, работайте честно, внимательно читайте трудовой договор, уважайте себя, защищайте свои границы.

Помните, в современном мире достаточно работодателей, которые заботятся об атмосфере в коллективе, поддерживают дух единства и экологию общения. Не бойтесь сменить работу.

Читайте также:

***

Благодарю за подписку на канал, донаты, комментарии, репосты и рекомендации друзьям, коллегам и близким.