Совокупные потери авторов и других правообладателей от использования генеративного контента в ближайшие пять лет, с 2025 по 2030 г., достигнут 1 трлн руб. Такую оценку из доклада исследователей НИУ ВШЭ привел 15 октября, на пленарной сессии форума «IPQuorum.Музыка», первый проректор этого вуза Леонид Гохберг.
Ущерб креаторов от использования ИИ был разделен исследователями на два ключевых вида. Первый – снижение оплаты авторского заказа и замещения труда авторов за счет применения генеративных объектов. В течение следующих пяти лет такие потери в творческих профессиях составят 935,2 млрд руб., оценили эксперты ВШЭ. Второй вид ущерба обусловлен сокращением доходов авторов и других правообладателей из-за поступления в оборот произведений, которые полностью или преимущественно созданы с помощью ИИ. В пятилетней перспективе креаторы по этой причине потеряют 68,5 млрд руб. В частности, от распространения генеративного контента в интернете – 38,9 млрд руб., при бездоговорном управлении – 4 млрд руб., от дистрибуции в других каналах – 25,6 млрд руб.
Потери рассчитывались исследователями для профессий, которые наиболее подвержены рискам от использования ИИ. Всего было выделено 12 таких групп. Наибольшие риски возникают у переводчиков и лингвистов: к 2030 г. генеративные произведения могут достичь трети всего контента в этой профессиональной сфере, оценивают в НИУ ВШЭ. На втором месте – писатели, поэты и литераторы, а также композиторы (28%), на третьем – программисты и разработчики приложений (26%). На четвертой позиции оказались журналисты (24%), а на пятой – специалисты по рекламе и маркетингу (22%).
Причем самые существенные потери от замещения труда авторов ИИ в течение следующих пяти лет понесут программисты и разработчики приложений (542,3 млрд руб.), специалисты по рекламе и маркетингу (169,9 млрд руб.), переводчики и лингвисты (48,8 млрд руб.). А с наибольшим ущербом от ввода в оборот генеративного контента столкнутся писатели, поэты и литераторы (42 млрд руб.), а также музыканты, певцы и композиторы (25,25 млрд руб.).
Генеративные нейросети существенно меняют структуру креативных индустрий, также отметил Гохберг из НИУ ВШЭ. По его словам, за счет использования генеративных нейросетей снижаются барьеры выхода на творческие рынки для непрофессиональных авторов, а также в контентных индустриях появляются совершенно новые игроки – сами разработчики ИИ, поясняет он. Все это приводит к усилению конкуренции и перераспределению доходов, которое пока происходит «не в пользу профессиональных творческих авторов», резюмирует Гохберг.
Существенные денежные потери креативных индустрий от использования ИИ создают серьезные риски деградации творцов, поскольку они лишаются стимулов и мотивации, уверен председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский. Причем речь идет не только о финансовом ущербе, но и об экзистенциальном вопросе для этих профессий – заполнение рынка безликим контентом от ИИ стирает значимость авторства, пояснил он.
ИИ не просто наступает классическим изданиям на пятки, в некоторых моментах он уже догоняет и обгоняет их, заявил на сессии гендиректор АО «Бизнес ньюс медиа» (издатель газеты «Ведомости») Игнатий Павлов. Но для деловой журналистики эта проблема пока не так серьезна, уверен он: «В краткосрочной перспективе я пока не вижу ситуации, когда чат-бот сможет между строк понять, что имел в виду спикер, поговорить с источниками или написать репортаж, опросив очевидцев события».
Очевидно, что автор должен получать доход от обучения ИИ на их произведениях, поэтому необходимо думать о соответствующих изменениях в законодательстве, резюмировал на сессии заместитель председателя ВЭБ.РФ Игорь Дроздов: «Это не что иное как использование этих произведений, которое дает возможность через ИИ-системы донести контент до большого количества их пользователей».
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
Трамп допустил нанесение ударов по Венесуэле для борьбы с наркотрафиком
Аэропорт Волгограда вновь закрыли для приема и выпуска самолетов
Венгрия не поддержит использование доходов от замороженных активов РФ в ЕС