Гаджеты и дети: в чём суть проблемы
Мария:- Дорогие родители, мы спрятались от жары в лесной тени, сели на пеньки. Самое интересное — под Екатериной пенёк разваливается, а подо мной стоит крепко. Хотя, наверное, должно было быть наоборот. Сегодня мы хотим поговорить на важную тему. Мы уже поднимали её много раз, но каждый раз она вызывает споры.
Екатерина: - А тема — это гаджеты. Гаджеты для детей с алалией.
Мария:- И всё, что сюда входит: мультики, аудиосказки, музыка, телевизор, телефоны, компьютерные и мобильные игры.
Влияние на здоровье и психику
Екатерина: - На самом деле всё не так сложно. Вся эта информация давно известна и в открытом доступе, придумали её не мы. Если взглянуть на проблему с разных сторон, то можно задать первый вопрос: вредны ли гаджеты для физического развития ребёнка?
Мария:- И не только для детей с алалией, но и для обычных детей в норме.
Екатерина: - Да, вредны. Не секрет, что гаджеты могут ухудшить зрение, ведь ребёнок постоянно «залипает» в телефоне, телевизоре или компьютере. Это также сказывается на осанке, особенно когда он подолгу сидит, согнувшись над экраном. Ещё одна проблема — гиподинамия. Дети предпочитают провести время лёжа с телефоном или сидя на диване, а не гулять на улице. А дальше — лишний вес и ожирение. Часто наши дети даже отказываются нормально кушать: сидят с телефоном и что-то машинально жуют. Второй вопрос — это психическое состояние ребёнка. Когда у него в руках гаджет, он становится более агрессивным, капризным, истеричным, особенно если устройство внезапно отобрать. Дети не контролируют время в интерактивном пространстве: сидят уже третий час, а им кажется, что прошло всего пять минут. Процесс затягивает, и хочется всё больше и больше. Из-за этого возникают проблемы с поведением. И зачем ребёнку социализироваться, общаться со сверстниками, если «там» всё проще и интереснее? А в реальном общении нужно прилагать усилия. Для детей с моторной алалией это особенно сложно — они хотят, но не всегда получается. У сенсориков — тоже: они не до конца понимают сам процесс коммуникации. Поэтому, когда есть лёгкая замена, дети выбирают её. И ещё один важный момент — сон. Гаджеты сильно влияют на сон ребёнка. Он может сбиваться: дети начинают просыпаться ночью, кричать, быть дезориентированными. Всё потому, что организм должен спать, а нервная система перевозбуждена.
Мария:- Особенно если ребёнку дают что-то посмотреть прямо перед сном.
Екатерина: - Потому что вся эта информация извне — дополнительные сенсорные стимулы, поступающие через слух и зрение. А так как у ребёнка нервная система ещё незрелая, это касается не только детей с алалией, но и абсолютно всех детей. Такой поток стимулов не может пройти бесследно. Конечно, каждый реагирует по-своему, но последствия всё равно будут заметны. Это проявляется, например, в повышенной тревожности, в нарушении сна. А ещё бывает другой вариант — апатия. Ребёнок постепенно перестаёт получать удовольствие от привычных вещей: новой игрушки, прогулки с родителями, похода на улицу или какое-то мероприятие. Ему всё это кажется ненужным. Зачем куда-то идти, если есть гаджет, который можно взять в руки и получить удовольствие здесь и сейчас?
Особенности при алалии
Мария:- Именно так. У ребёнка на первое место выходит удовольствие от интерактивных вещей. Ну что ж, я думаю, самое время перейти к нашим детям с алалией и поговорить, как использование гаджетов влияет именно на них.
Екатерина: - Наверное, самое главное, с чего стоит начать — это сенсорные стимулы, которые поступают в мозг ребёнка и дополнительно перегружают ещё неокрепшую нервную систему. Представим ситуацию: ребёнок с сенсорной или сенсомоторной алалией смотрит постоянно быстро меняющуюся картинку, где одно за другим идут звуковые сигналы. Всё происходит с такой скоростью, что его мозг не успевает обработать информацию. А ведь у него уже есть трудности с её переработкой: он не понимает до конца, что происходит. В итоге нервная система перенапрягается и перегружается. Родители часто рассказывают, что это проявляется в нарушениях сна или в том, что ребёнок начинает бесцельно бродить по комнате, повторять фразы из мультфильма, игры или сказки, бесконечно напевать песенку. Это не потому, что он «невоспитанный» и хочет перебить маму с папой. Просто он заходит, слышит разговор взрослых, не понимает смысла, а это для него дополнительный стресс. Чтобы заглушить перегруз, он начинает повторять знакомую фразу или напевать песню. Его нервная система не справляется.Конечно, гаджеты отражаются и на когнитивном развитии детей. На самом деле наши малыши очень сообразительные, и у них есть мощный компенсаторный механизм — зрительное восприятие. С помощью глаз они легко и быстро запоминают информацию. Это механическое запоминание работает у них на высоком уровне. И что получается? В так называемых «развивающих» играх ребёнку вовсе не нужно думать. Достаточно провести пальцем по экрану, и он получит сигнал: зелёный — значит правильно, красный — значит ошибка. Или игра не переходит на следующий уровень. Или появляется звуковой сигнал. Ребёнок моментально улавливает эти закономерности и механически запоминает. Поэтому родители ошибаются, когда думают, что такие игры развивают когнитивные функции. На самом деле ребёнок просто учится «угадывать» за счёт компенсации и запоминать, что происходит в игре. Цифры и буквы — это символы, и мы не раз отмечали, что у наших детей символический уровень не страдает. Если ребёнку это нравится, он очень быстро запоминает любые знаки, буквы, цифры, которые его заинтересовали.
Риски зависимости
Мария:- Я думаю, стоит привести примеры из нашей коррекционной работы, чтобы показать, как это бывает на практике.
Екатерина: - Например, ребёнку перед занятием — у нас вот-вот должно начаться занятие — дают телефон. Он посидел даже всего 5 минут…
Мария:- …с этим телефоном, например, во время завтрака.
Екатерина: - Да. И тут звонок: нужно переключить внимание, оторваться от того, что очень интересно, и начать думать. А это всегда сложно. Дети, как и взрослые, выбирают то, что проще. Разница в том, что мы, взрослые, можем себя контролировать, заставить что-то сделать, а ребёнок — нет. Поэтому выглядит это так: у ребёнка отняли телефон, его заставляют кушать или думать, и в ответ начинается истерика. В итоге половина занятия уходит на то, чтобы его успокоить, или завтрак успевает остыть. Бывают ситуации, когда родители в силу занятости дают ребёнку телефон, чтобы он не мешал. Или, например, приходится брать ребёнка с собой на работу, и снова гаджет становится «спасением». Но потом, когда работа закончена, родители осознают: «Ого, он уже четыре часа сидит с телефоном», — и пытаются забрать его. И снова — истерика. В итоге все нервные, раздражённые, уставшие, и дома приходится ещё как-то сглаживать последствия.
Мария:- И нередко после таких ситуаций формируется зависимость — к телефону или к мультикам. Мы все знаем истории из СМИ о детях с цифровой зависимостью, когда родители не могут договориться с ребёнком. А что уж говорить о наших детях, особенно если это подростки с сенсомоторной алалией. С ними договориться бывает практически невозможно. Бывают случаи, когда приходят достаточно взрослые дети, и зависимость уже явно проявляется. Это не малыш, которому можно просто забрать телефон или спрятать пульт. Это ребёнок постарше, который может проявлять агрессию к маме, и мама уже не справляется с ним даже физически. Выглядит это очень страшно.
Екатерина: - Здесь трудно не согласиться. Родители часто спрашивают совета: как же избавиться от этой зависимости? И не всегда получается найти решение сразу — иногда приходится пробовать несколько разных способов.
Правильное использование и альтернатива
Мария:- Итак, какой самый простой способ, дорогие родители? Пока дети маленькие (да и постарше тоже) — убрать всё! Вынести из дома, продать — просто чтобы гаджетов не было рядом, если ситуация уже дошла до настоящей зависимости. Можно на время перейти на кнопочные телефоны — ребёнок быстро отвыкнет от мыслей, что «там есть что-то интересное». И, конечно, не забывайте: мы сами — пример для детей. Если мы забираем у ребёнка телефон, а сами сидим с ним часами, это не работает. Даже если решаете рабочие вопросы — постарайтесь делать это не при ребёнке.
Екатерина: - Но здесь важно уточнить: в нашей работе мы тоже иногда используем интерактивные приёмы. Вопрос только в том, зачем мы это делаем.
Мария:- Ну да, если мы сейчас расскажем, то, наверное, полетят вопросы и комментарии.
Екатерина:- Те родители, которые работают с нами, знают: мы можем использовать гаджеты как поощрение. Например, ребёнок выполнил сложное задание или весь урок был внимателен — тогда ему в конце «полетит салют», сердечко или улыбающийся смайлик.
Мария:- Сейчас, в век технологий, такие возможности есть — сделал жест руками, и на экране полетели шарики. Дети это обожают. Родители часто признаются: «Мы не знали, как мотивировать ребёнка заниматься». А потом вдруг оказывается, что достаточно сердечка или смайлика — и ребёнок готов включаться в работу.
Екатерина:-Да, это действительно так. Главное — знать, когда и как использовать такой мотиватор.
Мария:- Мы не будем углубляться в тему поощрений — у нас есть отдельное видео на эту тему. Оно так и называется — «Поощрение», если я правильно помню. Там мы подробно разбираем все эти моменты. Кому интересно — можете посмотреть у нас на канале. Думаю, мы оставим ссылки под этим видео.
Екатерина:- Ещё один момент. Иногда во время занятий ребёнок может начать напевать песни или рассказывать стихи, которые ему понравились. На самом деле чаще всего это происходит не потому, что он хочет поделиться, а потому что он не хочет слушать нас. Это своего рода саботаж.
Мария:- На самом деле дети иногда поют или рассказывают стихи даже «в тему». И, с одной стороны, это нас умиляет: думаем, какие же они уже взрослые. Особенно если это не ОНР-1, а ребёнок на уровне ОНР-2 или ближе к третьему уровню — выглядит это очень мило и весело. Но с другой стороны, это тоже показатель: когда ребёнку трудно или не хочется слушать, он начинает напевать песенку, чтобы от него «отстали». Иногда думаешь: «Ну ладно, лучше пусть споёт, чем устроит истерику». Но суть в том, что всему своё время. Мы не против музыкальных игрушек, мультфильмов, игр на телефоне — но важно когда и как это вводить. Для детей с алалией мы рекомендуем не давать доступ к гаджетам раньше, чем уровень ОНР-3. И даже не с самого начала ОНР-3, а ближе к середине или концу. Всё индивидуально. Если ребёнок пришёл к нам с зависимостью от гаджетов ещё на ОНР-2, и работа пошла хорошо, мы вывели его на ОНР-3 — и тут же снова дали телефон, всё сломается. Поэтому нужен индивидуальный подход: обсудить это со своим специалистом, и именно он подскажет, когда можно и в каком объёме. Иногда мы даже используем мультфильмы или фильмы как задание. Например, когда дети живут за границей и не слышат русскую речь в быту, мы рекомендуем посмотреть что-то для расширения словаря и понимания разговорных выражений. Но опять же — только дозировано и по ситуации. Главное, чтобы ребёнок научился получать удовольствие от более значимых вещей: от общения со сверстниками, самостоятельной игры, рисования, путешествий, созерцания природы. Тогда ни телефон, ни мультики не станут важнее этого опыта.Конечно, бывают разные ситуации. У нас с Екатериной тоже были родительские моменты, и мы понимаем, что всё по-разному. Но главное правило остаётся одно — всё должно быть дозировано. И, наверное, в комментариях под этим видео родители обязательно спросят: «А чем же тогда занять ребёнка, чтобы спокойно сходить в душ, например?»
Екатерина:- Нужно понимать, особенно когда речь идёт о детях с сенсорной и сенсомоторной алалией: не получится просто дать ребёнку игрушку или пластилин, и он сам начнёт играть. Телефоном — да, займётся сразу. А вот игрушками или пластилином — нет. Поэтому, если вы решили помочь своему малышу, решили работать и действительно побеждать проблему…
Мария:- …то на первых этапах коррекционной работы, на уровне ОНР-1 или ОНР-2, просто смиритесь: в душ спокойно не сходите и еду не приготовите.
Екатерина: - Да, как бы странно это ни звучало, но это правда.
Мария:- И это вовсе не смешно. Мы понимаем, как тяжело нашим родителям. Важно учитывать: если просто высыпать ребёнку кучу игрушек, пользы от этого не будет. Он не научится играть. Но на какое-то время занять можно. Например, детям нравится доставать и разбирать что-то. Сделайте «ящик с мелочью» — безопасные предметы, которые вам не особо нужны: старые часы, шарики, палочки. Только убедитесь, что всё безопасно, чтобы ребёнок не мог это проглотить. Хорошо работают наклейки: ребёнку можно высыпать стопку или коробку, и он будет долго их перебирать. Или просто дать гору игрушек, чтобы он копался. Это уже формирует небольшой отрезок времени, когда вы сможете заняться своими делами. Ещё вариант — предметы посуды. Те же кастрюли и крышки плюс деревянные поварёшки. Да, они звучат, но зато ребёнок увлечётся, и вы выиграете время. Это всё больше касается детей с сенсорной алалией. С детьми с моторной алалией немного проще — их легче увлечь предметами.
Но самое главное, что хочется сказать родителям: это не навсегда. Такие меры ускоряют коррекционную работу и помогают избежать побочных эффектов.
Екатерина: - И в итоге будет меньше проблем с поведением, проще заинтересовать ребёнка, легче договориться. А значит, коррекционный процесс пойдёт быстрее и эффективнее.
Выводы и советы родителям
Мария:- Отмена гаджетов и мультиков входит в наш речевой режим. У нас есть отдельное видео для детей с сенсорной и моторной алалией, где мы подробно рассказываем, что именно входит в речевой режим, что можно и что нельзя ребёнку на первых этапах коррекционной работы. Позже многое станет можно — просто нужно дождаться этого времени и выдержать. Когда дети и семья уже привыкли к гаджетам, бывает сложно отказаться — ведь это удобно и проще для родителей. И мы прекрасно понимаем, насколько вам тяжело. Даже мы, специалисты, видим это каждый день, проходя этот путь вместе с вами. Я знаю, что многие из вас думают: «Мария Владимировна, Екатерина Евгеньевна, вы сами не живёте с таким ребёнком 24/7 и не знаете, как это сложно». Я абсолютно согласна. Но с нашего опыта всё-таки рекомендуем сделать именно так.
А ещё, чтобы поддержать вас, хочу напомнить: у нас на канале есть замечательный «Дневник мамы Сони». В одном из видео она делилась, как смогла отказаться от гаджетов и какие плюсы и результаты это дало. Возможно, её опыт откликнется вам больше, потому что она сама проходит через всё это как мама. Ссылку на видео мы тоже оставим в описании. Ну что, пора подвести итог. Мы сегодня много сказали, и особенно Екатерина Евгеньевна очень подробно всё объяснила. Думаю, вы всё поняли, поэтому не будем повторяться. Просто пожелаем нашим родителям огромного-огромного терпения.
Екатерина:- Терпения и успехов.