В сентябре 2025 года лимиты на бензин ввели в центральной части страны и в Поволжье. По данным Независимого топливного союза, дефицит отмечается минимум в 10 субъектах РФ.
Некоторые независимые АЗС ограничили продажу до 10-20 литров в одни руки, а «Лукойл» на отдельных заправках прекратил отпуск топлива в канистры. Специалисты связывают это с реакцией рынка на рост биржевых цен, отрицая физический дефицит, пишет Е1.
Оптовая стоимость на топливо достигла рекордных значений. В августе подорожал АИ-95, а в конце сентября — АИ-92. Причины биржевого ралли видят в сезонном увеличении спроса и ремонтных работах на НПЗ, включая незапланированные. Специалист по энергетической безопасности Игорь Юшков указывает на участившиеся атаки беспилотников на нефтеперерабатывающую инфраструктуру.
Рост биржевых цен отразился на прайсах автозаправочных станций, которые, по информации «Росстата», в июле–сентябре росли в среднем на 25-26 копеек за литр в неделю. В последнюю неделю АИ-95 прибавил 37 копеек, а АИ-92 — 42 копейки, превысив отметку в 60 рублей за литр (в среднем по России), подорожав на 6,6 рубля за год.
К концу сентября ситуация обострилась в регионах, близких к Москве. Так, на автозаправочных станциях «Лукойл» и Teboil ввели ограничения на продажу бензина впрок в отдельную тару, объясняя это требованиями пожарной безопасности.
Экономист Николай Кульбака считает, что основная проблема — нехватка бензина, вызванная атаками дронов и проблемами с логистикой. Он отмечает, что сдерживание государством цен на бензин приводит к дефициту во время резкого подъема оптовых цен.
Игорь Юшков полагает, что текущая ситуация развивается по аналогичному образцу предыдущих. Он подчеркнул, что на данный момент отсутствует реальный недостаток бензина: топливо в стране имеется. Проблема, по его мнению, носит скорее экономический характер и проявляется в форме топливного кризиса, обусловленного финансовыми факторами.
Независимые автозаправки закупают топливо на бирже, где цены достигли исторических максимумов. В связи с этим попытки поднять цены на автозаправочные станции для покрытия расходов оказываются затруднительными, особенно в регионах с высокой конкуренцией. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба может вмешаться и потребовать снижения цен, что приводит к убыткам. В результате независимые автозаправочные станции либо прекращают закупки на бирже, либо ограничивают объемы продаж.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов отметил, что крупные нефтяные компании устанавливают уровень цен, в то время как розничная стоимость регулируется инфляцией. В таких условиях небольшие организации вынуждены либо закрываться, либо ограничивать продажу бензина, устанавливая лимиты от 10 до 20 литров на одного клиента.
Для предотвращения нехватки бензина на внутреннем рынке еще летом правительство ввело запрет на экспорт, действие которого было продлено до конца года. Юшков полагает, что могут потребоваться дополнительные действия. Но радикальные меры могут оказаться излишними, так как сезонное снижение спроса на бензин уже идет.
Однако без системных решений подобные кризисы будут повторяться, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, из-за ограниченного количества нефтеперерабатывающих заводов в этих регионах.
При этом Игорь Юшков не видит серьезных проблем в текущей ситуации на Урале и в центральных областях. По мнению эксперта, наиболее сложный период кризиса уже остался позади. Однако существует риск перехода кризиса из-за экономических трудностей в стадию производственной недостаточности. В связи с этим, ключевой задачей является обеспечение надежной защиты нефтеперерабатывающих заводов для предотвращения негативных последствий.
Цены на бензин в России растут быстрее инфляции: кто виноват и что делать?
Читайте также:
Больничные и декретные выплаты увеличат в РФ в 2026 году
Полностью не исчезнут: эксперт рассказал о будущем наличных денег в России
Пополамщики или тарелочницы: кто побеждает в битве за право не платить?