БТР-40 занимает особое место в истории советской военной техники. Он стал первым серийным бронетранспортером, принятым на вооружение армии СССР, и некоторым образом он символизировал переход к мотострелковым войскам. Эта универсальная машина, способная выполнять сразу несколько задач, была переосмыслением опыта Великой Отечественной Войны, одним из главных ее уроков - отныне пехота на марше могла быть быстрее, защищеннее, а самое главное - эффективнее. Рассмотрим, чем же был так хорош первый советский бронетранспортер?
История создания
Опыт, полученный в сражениях Великой Отечественной Войны, показал - войска противника, на вооружении которого в массовом порядке находились полугусеничные бронетранспортеры Hanomag Sd.Kfz 250/251, зачастую были мобильнее и эффективнее на полях сражений. И все благодаря широкому применению вооруженных бронетранспортеров, которые могли доставить бойцов Вермахта прямо к окопам советских солдат, при этом эффективно подавляя оборону на самых слабых участках фронта. А высадившись непосредственно у линии окопов, занять их куда легче, чем идти к ним по открытому полю. Но на вооружении РККА в те годы бронетранспортеров не было - какую-то замену им могли составить бронеавтомобили, но их было заметно меньше, чем у противника, а также благодаря неверной тактике их применения, потери среди бронеавтомобилей РККА практически уничтожили этот вид боевой техники еще на первых этапах Великой Отечественной Войны.
Немного выправить ситуацию помог ленд-лиз - согласно программе военной помощи, на вооружение РККА попали довольно неплохие бронеавтомобили M3A1 Scout Car, но их за все время поставок в СССР поступило всего 3340 единиц, что существенного влияния на боевые действия оказать не могло. Просто для сравнения - одних только Sd.Kfz 251 противник произвел более пятнадцати тысяч штук! Именно поэтому в годы войны бойцам и командирам РККА пришлось импровизировать - помимо знаменитых “пятьсот-веселых”, транспортировку войск обеспечивали грузовики, гужевой транспорт, в некоторых случаях роль бронетранспортеров играли артиллерийские тягачи, типа “Комсомолец”, которых тоже было немного. И благодаря несвойственной им роли (машин боевого сопровождения пехоты), их “поголовье” стремительно сокращалось день ото дня.
Нет, попытки создать свои бронеавтомобили в СССР предпринимались, как минимум, дважды - к примеру, на базе бронеавтомобиля БА-64 был создан бронетранспортер БА-64Е, который отличался отсутствием крыши, а также наличием десантного отделения на шесть человек. Эта модификация была выпущена малой серией, примерно в десять-пятнадцать единиц, по большей части опытных - пока шли разработки и доводка машины, война уже близилась к завершению и бронетранспортер был не нужен. Помимо этого, в 1944 году была предпринята еще одна попытка создания бронетранспортера, уже на базе легкого танка Т-70 с широким применением элементов от “Захар Иваныча” (грузовой автомобиль ЗиС-5), который не вышел даже в малую серию по причине множественных конструктивных недостатков.
В общем, одним из ключевых факторов, не позволивших реализовать проект отечественного бронетранспортера в довоенные или военные годы, стало отсутствие готовой агрегатной базы, производимой на советских заводах - суровый советский прагматизм требовал создавать новые машины на базе уже серийных агрегатов, что в серийном производстве боевой машины существенно сократило бы финансовые и временные расходы на производство. Однако мелкие подвижки к созданию готовой агрегатной базы для бронеавтомобиля наметились в 1944 году, когда на испытания поступил свежий полноприводный грузовой автомобиль ГАЗ-63. На этих испытаниях он показал весьма хорошие показатели проходимости, что обеспечило ему “путевку в жизнь”, а военным дал намек на возможность реализации концепции бронетранспортера. Намек поняли правильно, но война еще шла к завершению, от промышленности требовалось больше танков и самоходок, поэтому ни о каких разработках бронетранспортеров и не помышляли.
Но намек этот не забыли, и после войны, в 1947 году в КБ спецмашиностроения Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) получили заказ на создание новой машины, которой чуть позже присвоят индекс ”Объект 141”. Руководство всем работам по проекту поручили Владимиру Алексеевичу Дедкову, а ведущим конструктором был назначен Всеволод Константинович Рубцов. Для ускорения создания новой машины, конструкторам поставили задачу была не разработать машину с нуля, а грамотно использовать узлы и агрегаты ГАЗ-63 в конструкции новой боевой машины. Грубо говоря, бронетранспортер приказали построить вокруг грузового автомобиля. В ходе проектирования конструкторам пришлось укоротить колесную базу грузовика, форсировать двигатель для компенсации возросшей массы и усилить подвеску дополнительными гидравлическими амортизаторами. Также поработали над бронированием машины, вдобавок “подтянули” еще и вездеходные качества будущего бронетранспортера.
При этом, военные требовали машину “по образу и подобию M3A1 Scout Car”, о котором в военном руководстве страны отзывались сугубо положительно. И да, в образе бронеавтомобиля было что-то от американской машины, но к чести конструкторов, слепым копированием иностранного образца техники уже не баловались, как это было с первыми быстроходными танками БТ, а также с самым массовым довоенным танком Т-26. Первые опытные образцы бронетранспортера были готовы уже весной 1948 года, а свои полигонные испытания машина завершила уже 9 августа 1948 года. По завершении этих испытаний, военные взяли тайм-аут для анализа итогов и решения вопроса о принятии машины на вооружение Советской армии. И 17 апреля 1949 года приказ о принятии на вооружение пехотных подразделений новыми машинами был выпущен - согласно этому приказу, требовалось в кратчайшие сроки наладить производство и поставить в войска бронемашину под официальным наименованием БТР-40. Однако с серийным производством чуть затянули - на Горьковском автозаводе (единственном производителе этой машины) массовый выпуск смогли наладить лишь в конце 1950 года. Производство этих машин продолжалось вплоть до 1960 года, в результате чего было выпущено около восьми с половиной тысяч бронетранспортеров БТР-40. Хотя на вооружении машина простояла недолго - уже в конце 50-х годов первый советский бронетранспортер начали снимать с вооружения, заменяя их на более совершенные машины БРДМ.
Описание конструкции
Ключевой особенностью конструкции БТР-40, определившей его облик и характеристики, стало применение сварного несущего броневого корпуса. В отличие от более ранних конструкций, где бронекороб устанавливался на раму грузового автомобиля, у БТР-40 сам корпус выполнял функции рамы, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это новаторское для того времени решение позволило снизить общую высоту и массу машины, а также увеличить полезный внутренний объем. Внутреннее пространство было разделено на три функциональных отделения: переднее моторно-трансмиссионное, среднее отделение управления и заднее боевое (оно же десантное) отделение. Классическая для бронеавтомобилей компоновка отражала четкую иерархию приоритетов - на первом месте была подвижность, обеспечиваемая мощной силовой установкой и ходовой частью, на втором — огневая мощь для самообороны и поддержки десанта, и на третьем — защита, достаточная для выполнения основных задач, но принесенная в жертву ради сохранения мобильности и простоты конструкции.
Бронированный корпус
Корпус БТР-40 изготавливался путем сварки катаных стальных броневых листов между собой, обеспечивая тем самым нужный уровень прочности, а также обеспечивая противопульную защиту. Степень защиты зависела от толщины брони - традиционно, самые толстые листы устанавливались в лобовой проекции машины. Во лбу машина прикрывалась листами от 11 до 15 мм, борта собирались из плит стальной брони толщиной в девять миллиметров, корму прикрывала броня толщиной в семь миллиметров. Крыши у бронетранспортера не было, но в некоторых модификациях над местом мехвода и командира машины устанавливали небольшой козырек для защиты их от грязи. Базовая модификация имела открытый сверху корпус, который в непогоду мог закрываться съемным брезентовым тентом, поддерживаемым тремя поперечными дугами.
Внутренняя компоновка была рассчитана на размещение экипажа из двух человек (водитель слева и командир справа) и десанта из восьми солдат в полной боевой экипировке. Посадка и высадка экипажа осуществлялись через два откидных люка по бортам корпуса, а также через двустворчатый люк в кормовом бронелисте. Десантники попадали внутрь через тот же люк в кормовом бронелисте, а в боевой обстановке покидали машину, переваливаясь через борта. Для ведения огня из личного оружия в бортах корпуса были предусмотрены четыре закрывающиеся амбразуры. Внутри боевого отделения размещались сиденья для десанта, укладки для боекомплекта, аптечка и ЗИП.
Вооружение
Стандартное вооружение бронетранспортера состояло из одного 7,62-мм станкового пулемета Горюнова образца 1949 года. Пулемет не имел своей стационарной башни, что было частью концепции гибкого применения. Пулемет мог устанавливаться на один из нескольких вертлюжных кронштейнов. На машинах ранних выпусков имелось три точки крепления: на передней поперечной штанге, на двух бортовых кронштейнах и на кормовой поперечине.
На более поздних версиях количество точек для установки пулемета увеличили до четырех, по одной на лобовом и кормовом листах и два по бортам. Такая система позволяла переносить огонь в любом направлении, обеспечивая круговую оборону с горизонтальными углами обстрела от 140 до 180 градусов в зависимости от точки крепления. Боекомплект к пулемету составлял 1250 патронов в пяти патронных коробках. Кроме того, при помощи переходника на кронштейны мог устанавливаться ручной пулемет ДПМ.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
«Сердцем» машины служила рядная “шестерка” - карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40. Этот силовой агрегат являлся форсированной версией двигателя ГАЗ-11 и развивал мощность около 80 л.с. при 3400 об/мин. Рабочий объем двигателя составлял 3480 см³. При боевой массе в 5.3 тонны это обеспечивало машине удельную мощность около 14.7 л.с./т, что было хорошим показателем для бронетранспортера. Емкость топливных баков составляла 120 литров - радиус действия машины при экономичном ходе по шоссе достигал 280 километров при полной штатной загрузке бронетранспортера (полный десантный отсек бойцов в полной выкладке).
Крутящий момент от двигателя передавался на колеса через механическую трансмиссию, в основном заимствованную у грузовика ГАЗ-63. Она включала однодисковое сухое сцепление, четырехступенчатую механическую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку, которая позволяла включать пониженную передачу и подключать передний мост. Некоторые машины оснащались лебедкой с приводом от коробки отбора мощности, установленной в передней части корпуса и рассчитанной на тяговое усилие до 4.5 тонн.
Ходовая часть с колесной формулой 4x4 имела зависимую рессорную подвеску на всех четырех точках опоры. Чтобы подвеска могла выдерживать вес бронекорпуса и обеспечивать приемлемую плавность хода по пересеченной местности, ее усилили дополнительными гидравлическими амортизаторами поршневого типа — по четыре на каждый мост. Машина не была амфибией, но могла преодолевать броды глубиной до 90 см, могла карабкаться под уклон в 30°, преодолевать полуметровые вертикально ориентированные препятствия, а также перемахивать через канавы шириной до 35 сантиметров.
Приборы наблюдения и связи
Наблюдение за местностью водитель и командир вели через большие лобовые окна, защищенные двумя откидными броневыми крышками со смотровыми щелями для использования в бою. В козырьке над местом водителя на некоторых машинах предусматривался люк для установки приборов ночного видения ТВН-1 или ТВН-2, что расширяло возможности машины в темное время суток. Также смотровые щели были предусмотрены в боковых дверцах.
Для внешней связи бронетранспортер оснащался радиостанцией 10РТ-12, стандартной для советской бронетехники того периода коротковолновая ламповой радиостанцией. Она работала в диапазоне частот от 3.75 до 6.0 МГц и обеспечивала двустороннюю симплексную связь в режимах телефонии (амплитудная модуляция) и телеграфии (морзянка). Дальность связи при использовании 4-метровую штыревой антенны составляла до 25 км на ходу и до 40-45 км на стоянке (при использовании режима телеграфии) и вдвое меньше при использовании радиостанции в режиме телефона. Питание радиостанции осуществлялось от бортовой сети машины. В поздних модификациях радиосвязь обеспечивалась при помощи радиостанции Р-163, обладавшей чуть лучшими характеристиками.
Электрооборудование
БТР-40 был оборудован двенадцативольтовой системой электропитания постоянного тока, что является стандартом для легковых автомобилей и по сей день. Источниками энергии служили приводимый от двигателя генератор и аккумуляторная батарея, размещенная под сиденьем водителя. Эта система обеспечивала работу системы зажигания двигателя, стартера, приборов освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, а также питала радиостанцию 10РТ-12. Щиток приборов перед водителем включал стандартный набор контрольно-измерительных приборов: манометр и термометр масла, спидометр, а также переключатели света и зажигания.
Модификации
На базе БТР-40 было создано несколько серийных и опытных модификаций, значительно расширивших его тактические возможности.
- БТР-40А (1951 г.) — зенитная самоходная установка. В десантном отделении на тумбовой установке монтировалась спаренная 14.5-мм зенитная установка ЗТПУ-2 с пулеметами КПВ. Установка обеспечивала круговой обстрел с углами возвышения от -5° до +90°. Для стрельбы по воздушным целям использовался коллиматорный прицел ВК-4, а по наземным — телескопический ОП-1-14. Боевая масса машины возросла до 5.6 тонн, а экипаж состоял из четырех человек.
- БТР-40Б (1958 г.) — модификация с полностью закрытым герметичным сварным бронекорпусом, разработанная по итогам боев в Венгрии. Корпус получил бронированную крышу с двумя большими двухстворчатыми люками для десанта в корме. Высота машины увеличилась на 130 мм, а число десантников сократилось до шести человек.
- БТР-40В (1956 г.) — опытная модель, на которой испытывалась централизованная система регулирования давления воздуха в шинах для повышения проходимости. Система имела внешний подвод воздуха к колесам, что снижало ее надежность. Машина также оснащалась фильтровентиляционной установкой.3 Была выпущена лишь небольшая партия в 1957 году.
- БТР-40РХ — машина химической и радиационной разведки, созданная в 1958 году. Внешне она почти не отличалась от базовой, но была оснащена комплексом специального оборудования, включавшего войсковой прибор химической разведки (ВПХР), автоматический газоанализатор ГСП-1, радиометры-рентгенметры ДП-5А и ДП-3Б, а также комплекты защитной одежды и средства для установки знаков ограждения зараженных участков.
- БТР-40ЖД (1969 г.) — уникальная железнодорожная модификация, разработанная для разведывательных рот бронепоездов. Машина оснащалась специальным устройством с четырьмя откидными стальными катками с ребордами, которые обеспечивали движение по железнодорожным путям. Перевод машины с колесного хода на железнодорожный занимал 3-5 минут.
Боевое применение
Боевое крещение БТР-40 состоялось осенью 1956 года в ходе подавления восстания в Венгрии. При патрулировании улиц Будапешта немедленно вскрылся главный недостаток конструкции машины, а именно открытый сверху десантный отсек, который делал солдат абсолютно беззащитными перед огнем с верхних этажей зданий — типичной тактикой повстанцев в городских боях. Этот опыт послужил толчком для конструкторов и стал прямым следствием создания новой модификации. Этот эпизод наглядно демонстрирует работу петли обратной связи в советской оборонной промышленности: реальный боевой опыт привел к быстрой идентификации недостатка и его оперативному устранению. Уже в 1958 году на вооружение был принят и пошел в серию БТР-40Б, получивший полностью закрытый сварной бронекорпус с десантными люками в крыше.
В последующие годы БТР-40 стал одним из самых узнаваемых участников локальных конфликтов эпохи Холодной войны. Машины этого типа принимали участие в операции «Дунай» в Чехословакию в 1968 году. Они использовались в ходе войны во Вьетнаме, где их относительно небольшие размеры и высокая проходимость оказались ценными качествами в условиях джунглей. БТР-40 также воевали на Ближнем Востоке и в многочисленных конфликтах на африканском континенте.
БТР-40 стал немаловажной статьей советского военного экспорта в качестве эффективного инструмента геополитического влияния. Поставки этой простой, надежной и недорогой техники в дружественные страны позволяли Москве укреплять обороноспособность своих союзников и создавать военно-техническую зависимость. Крупные партии были отправлены партнерам по Организации Варшавского договора, например, в ГДР (300 единиц). Машины поставлялись в Китай (100 единиц), который позже наладил собственное лицензионное производство под индексом «Тип 55». Среди других крупных операторов были Египет (230 единиц), Куба, КНДР, Вьетнам и десятки других стран Азии, Африки и Латинской Америки. Поразительно, но по состоянию на 2016 год эти машины все еще числились на вооружении ряда государств, что является лучшим свидетельством их долговечности и ремонтопригодности.
Многие страны-эксплуатанты самостоятельно модернизировали БТР-40. В армии ГДР некоторые машины оснастили пусковыми установками ПТУР «Малютка». Также противотанковые варианты БТР-40 создавались на Кубе путем установки системы запуска ПТУР. Наиболее глубокую модернизацию провели в Индонезии в середине 1990-х годов: в рамках программы «Retrofit TNI-AD/Polri» бензиновый двигатель заменялся на более надежный дизельный Isuzu, устанавливалась бронекрыша, кондиционер и усилялось вооружение, включая 12,7-мм пулеметы или 40-мм автоматические гранатометы.
Заключение
БТР-40 стал для Советской Армии по-настоящему знаковой машиной. Он успешно закрыл критическую брешь в возможностях вооруженных сил, предоставив пехоте столь необходимую мобильность и защиту. Его успех определили простота и надежность, унаследованные от грузовика ГАЗ-63, а также высокая адаптивность конструкции, позволившая создать целый ряд специализированных машин. Хотя с 1958 года в советских войсках БТР-40 начал постепенно вытесняться более совершенной БРДМ-1, созданной на его же агрегатной базе, он оставался в строю еще долгие годы, завершив свою службу лишь в 1993 году, простояв на вооружении Советской и Российской армии почти полвека.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.