Т-20 «Комсомолец» — лёгкий гусеничный бронированный артиллерийский тягач, разработанный для моторизации артиллерийских подразделений Красной армии. Благодаря своим возможностям, эта маленькая боевая машинка стала символом механизации советской артиллерии межвоенного и раннего военного периода.
История создания
Не секрет, что в 30-х годах ХХ века мировая танковая промышленность развивалась очень быстро - на вооружение армий стран вероятного противника поступали новые машины, для поражения которых нужны были новые подходы, новая артиллерия. Всё это привело не только к увеличению среднего калибра противотанкового вооружения, но и к увеличению массы этих орудий. Также следует отметить, что в те же годы происходила механизация сухопутных частей и подразделений РККА - практически все понимали, что архаичная конная тяга для транспортировки артиллерии уже не совсем адекватна. В таких условиях, среди представителей высшего военного руководства СССР начались разговоры о том, что неплохо бы создать для армии “моторизованных лошадок” - это могло убить сразу двух зайцев.
А пресловутые “зайцы” прятались вот где - механизация артиллерии могла повысить среднюю скорость подразделений на марше (а значит, что артиллерия могла быстрее прибывать на требуемые позиции), а также повышалась маневренность противотанковой артиллерии на поле боя (кто не знает - танки не ходят в атаку, как в кино, ровным строем). И если для крупнокалиберной артиллерии изначально планировалось использовать трактора или тяжёлые тягачи, то с мелкокалиберными противотанковыми орудиями (калибра 37-45 мм), по идее, мог справиться даже легковой автомобиль (конечно, если не брать в расчёт его проходимость). То есть, военным требовалась небольшая машинка, способная тянуть противотанковую пушку как по шоссе, так и по бездорожью, в дополнение способная брать на борт и артиллерийский расчёт, и боекомплект к пресловутому орудию.
Примерно такие пожелания были озвучены конструкторам незадолго перед выдачей более конкретного техзадания (его действительно, выдали много позже начала разработок) для создания универсального артиллерийского тягача. Военные изначально хотели получить нечто вроде британского Universal Carrier, с небольшой разницей в том, что изначально вооружать машину не планировалось - дескать, незачем тягачу вооружение, он идёт в составе колонны, которая без охраны не двигается. Однако, забегая вперёд, можно сказать, что вооружение на нём всё же устанавливалось, и не только против пехоты противника.
История создания “Комсомольца” началась примерно за год до описываемых событий, когда в НАТИ был спроектирован артиллерийский тягач “Пионер”, созданный на базе плавающего танка Т-37А и быстроходного трактора “Мармон-Херрингтон”. Они отвечали требованиям по скорости движения, и даже были выпущены малой партией (около полусотни штук), торжественно проходили по брусчатке перед Мавзолеем и несли добро и творили пользу в артиллерийских подразделениях РККА. Однако слишком высоко расположенный центр тяжести делал машину крайне неустойчивой в поворотах, а отсутствие бронезащиты экипажа, вкупе с невысокими тяговыми характеристиками вынудили военных запустить ещё один конкурс на разработку артиллерийского тягача. При этом разработку нового тягача требовалось проводить с тем учётом, что новая машина должна быть построена с учётом возможностей “Пионера”, но превосходить его по параметрам энерговооружённости и устойчивости на бездорожье.
И поначалу “Комсомольцем” на заводе №37 и не помышляли - были разработаны два тягача - “Пионер Б-1” и “Пионер Б-2”, в которых была добавлена защита экипажа, вооружение, а также изменён метод посадки десанта. Однако вместо ожидаемого улучшения, конструкторам удалось полностью “угробить” проект “Пионер” - машина получилась ещё хуже, чем была. Тогда, группа конструкторов во главе с Николаем Астровым в кратчайшие сроки (едва ли не за месяц) разработала новую модель, выгодно отличавшуюся от “Пионеров”, и собирающуюся на базе широко распространённых автомобильных узлов и цельных агрегатов.
Армейские испытания нового тягача, получившего название “Комсомолец” прошли в августе-ноябре того же 1937 года. На них выяснилось, что машина, хоть и имела некоторые мелкие недостатки, обладала высокими показателями по проходимости, а также неплохие скоростные и маневренные характеристики. Серьёзные вопросы вызывала лишь конструкция гусеничного движителя, а также сам двигатель - он не был предназначен для долгой работы под большой нагрузкой, поэтому нередко имели место случаи выхода из строя. Но предложить что-нибудь на замену советская промышленность не могла, поэтому высшее военное руководство предложило в порядке НИОКР разработать комплекс мер по устранению выявленных недостатков двигателя. И ряд проектов был предложен в 1938-1939 годах - но большинство из них подразумевали серьёзную переработку конструкции машины, что не могло быть реализовано в достаточно тяжёлое для советской оборонной промышленности время.
Серийное производство тягача было организовано сразу на двух заводах - №37 имени Орджоникидзе (ныне НИИДАР) и на специализированных линиях производства ГАЗ. Выпуск модели продолжался до 1941 года и за всё это время заводы выпустили более семи тысяч единиц артиллерийских тягачей Т-20 “Комсомолец”. Прослужили эти маленькие, да удаленькие тягачи до 1945 года, после чего их сняли с вооружения, а позже начали списывать в утиль.
Описание конструкции
“Комсомолец” можно смело назвать памятником советской военной утилитарности - построенный целиком на базе существующих образцов военной и гражданской техники, он был очень простым в производстве и эксплуатации.
Бронированный корпус
Корпус Т-20 имел простую коробчатую форму, с ярко выраженной “кабиной” управления и грузо-десантным отсеком в серединно-кормовой части машины. “Кабина” являла собой достаточно высокую рубку, в которой размещались два члена экипажа - водитель-механик и командир машины. Там же, в шаровой установке размещался единственный образец оружия - 7,62-мм танковый пулемёт Дегтярёва с боекомплектом в семнадцать снаряжённых дисков (или 1071 патрон). Грузо-десантный отсек “Комсомольца” представлял собой открыто расположенные складные скамьи, которые в закрытом положении образовывали плоскую платформу для размещения грузов.
Сразу под этими скамьями располагалось моторно-трансмиссионное отделение, в котором, кроме двигателя и трансмиссии, располагались система охлаждения, топливные баки, а также электрооборудование тягача. Разумеется, всё это (кроме сидений для десанта) было прикрыто бронёй - лобовую часть тягача прикрывали 10 миллиметров, борта и корма прикрывались 7 миллиметрами. Днище - толщиной в 4 миллиметра. Сборка корпуса осуществлялась при помощи заклёпок, которыми листы катаной стальной брони крепились к металлическому каркасу.
Посадка и высадка экипажа осуществлялась через два отдельных люка в крыше кабины, также через них можно было осуществлять обзор местности на марше. Механик-водитель мог также наблюдать за местностью при помощи откидного щитка в лобовом листе, а также через установленный в нём прибор наблюдения. Командиру машины приходилось довольствоваться прицельным приспособлением пулемёта, а также двумя небольшими окошками по бортам кабины, прикрываемыми бронезаслонками. Сама кабина была аскетичной, причём довольно тесной - если мехвод мог быстро попадать и покидать своё рабочее место, то командиру приходилось вначале отводить пулемёт в сторону и лишь затем занимать или покидать своё рабочее место.
Вооружение
Как я уже говорил выше, единственным вооружением Т-20 был курсовой танковый пулемёт Дегтярёва, установленный в шаровой установке в лобовом листе. Он имел достаточно ограниченные углы наводки, как горизонтальной, так и вертикальной, поэтому серьёзной защиты от него не ждали. Наоборот, при использовании тягача артиллерийскими подразделениями, рекомендовалось использовать личное стрелковое оружие расчёта для обороны машины.
Хотя нужно признать, что в ходе некоторых военных операций, “Комсомолец” достаточно успешно боролся с пехотой противника в качестве танкетки. Однако малый боекомплект (всё-таки не будем забывать, что это тягач, а не полноценная боевая машина) и слабое бронирование резко ограничивали возможности боевого применения Т-20. Также немалый успех “Комсомольцы” имели и в партизанских операциях (там, где было уместно использовать технику) - малые размеры, достаточное для рейдовых акций вооружение, а также достаточно высокая маневренность делали своё дело.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки на артиллерийских тягачах использовался четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения карбюраторного типа ГАЗ-М. Объём двигателя составлял 3,2 литра, а максимальной мощности в 50 лошадиных сил он достигал при выходе на 2800 оборотов в минуту. Примечательно, что двигатель устанавливался маховиком к передней части машины - конструкторы таким образом изящно решили вопрос с присоединением механической коробки переключения передач и передачи крутящего момента на ведущие передние колеса. Запуск двигателя осуществлялся при помощи электростартера МАФ-4006 или от заводной рукоятки. Питался двигатель низкооктановым топливом Аи-66 или Аи-70, в топливные баки заливалось 122 литра горючего. Этого запаса хватало на 250 километров экономного хода без груза, а максимальная скорость движения составляла до 50 км/ч на ровной дороге. Разумеется, с прицепом или с размещённым на броне грузом, таких ходовых характеристик достичь бы не удалось.
Главный фрикцион, четырёхступенчатая коробка передач, а также коническая главная передача были “позаимствованы” у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Трансмиссия “Комсомольца” размещалась в передней части боевой машины и состояла из следующих компонентов - однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора. Благодаря демультипликатору, тягач мог “ползти” вперёд или назад на минимально возможных скоростях, что благоприятно сказывалось на его проходимости. Например, будучи без груза, он мог вскарабкаться на горку под углом в 32° (в наши дни так может не каждый вездеход или внедорожник).
Ходовая часть применительно на один борт состояла из двух тележек с двумя обрезиненными опорными катками каждая, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое) и мелкозвенчатой гусеничной цепью с 79-ю стальными одногребневыми траками шириной 200 мм. Попарно сблокированные тележки опорных катков, полученные от танка Т-38, оснащались амортизацией на листовых рессорах и крепились к корпусу на отдельных балансирах. Задний (пятый) опорный каток также выполнял роль направляющего колеса. Для защиты от грязи по бортам крепилось по два металлических щитка.
Электрооборудование
Вся электрика “Комсомольца” выполнялась по однопроводной схеме, с рабочим напряжением в шесть Вольт. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А/ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.
Боевое применение
Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной армии - согласно устава, в состав каждой стрелковой дивизии должны были входить не менее шестидесяти машин. Однако на практике советская промышленность не успевала за темпами моторизации, поэтому в первую очередь Т-20 поступал на вооружение передовых и ударных частей. В остальных частях и соединениях РККА временно предлагалось использовать танкетки Т-27. Тем не менее, боевое крещение “Комсомольцев” произошло в уже в течении первых месяцев серийного производства, в июле-августе 1938 года, во время боестолкновений у озера Хасан. В этих боях Т-20 выполняли свои основные боевые обязанности - оперативную перевозку 45-мм противотанковых пушек 19-К и 76-мм полковой артиллерии образца 1927 года. Благодаря тягачам, артиллерийские батареи “научились” вести маневренный беглый огонь с молниеносной сменой позиции, а также могли быть переброшены на напряжённые участки фронта в кратчайшие сроки.
Спустя год, в мае-сентябре 1939 года “Комсомольцы” вновь приступили к несению службы в боевой обстановке, уже во время боёв у реки Халхин-Гол. И здесь же тягачам пришлось куда хуже - степной климат подразумевал наличие немалого количества пыли, которая забивала воздухозаборники двигателя, “помогая” перегреву силовой установки. Здесь роль “Комсомольцев” заключалась не только в буксировке - военные применяли его как вспомогательный малый бронетранспортёр, машину охраны, а также, в некоторых случаях, как танкетку с пулемётным вооружением (для “работы” по открыто расположенной пехоте противника). Тут же было выяснено, что боевое применение тягачей сопряжено с большими потерями - броня не держала даже винтовочного выстрела. Однако выяснилось и то, что при достаточной поддержке огнём и прикрытии тягачи могли эффективно маневрировать в боевых условиях, принося некоторую пользу во время атак.
Суровым испытаниям тягачи Т-20 подверглись во время Зимней войны 1939-1940 годов, когда машины активно использовались в условиях сурового северного климата. Он являлся основным средством передвижения расчётов лёгкой противотанковой и батальонной артиллерии в лесистой и болотистой местности Карелии и Финляндии. На Т-20 устанавливали усиленные гусеницы, что облегчало переправу через лёд и борозды снега, однако малый вес машины приводил к буксованию в глубоких заносах. В этом конфликте “Комсомольцы” применялись не только в качестве буксиров, но и в качестве машин разведки и обеспечения связи. Однако на ухабистых лесных тропах ходовая часть Т-20 испытывала серьёзный “стресс”, а из-за сильных морозов запуск двигателя проходил сложнее. К сожалению, в Зимней войне были немалые потери машин - если в предыдущих конфликтах потери считались в единицах, то в войне против Финляндии - уже в десятках. Точные данные о потерях мне найти не удалось, но в различных источниках сообщается о 50 “Комсомольцах”, восстановленных в финских ремонтных мастерских и поставленных на вооружение армии.
В годы Великой Отечественной Войны “Комсомольцы” продолжали служить самым прямым образом, осуществляя буксировку артиллерийских орудий (временами даже буксируя слишком тяжёлые для маленькой машинки образцы артиллерии). Однако не буксировкой единой - из-за высоких потерь техники, в 1941 году тягачи часто использовали в качестве лёгких бронетранспортёров, машин связи, а также в роли пулемётных точек на стратегически важных позициях обороны. Разумеется, никакой конкуренции с немецкой техникой в прямом бою он выдержать не мог, поэтому Т-20 несли серьёзные потери.
В том же 1941 году, по предложению знаменитого артиллерийского конструктора Василия Грабина, около сотни тягачей были переоборудованы в эрзац-самоходные артиллерийские установки для борьбы с танками противника. Для этого на Т-20 демонтировали откидные скамейки для десанта, устанавливали тумбу для открытого размещения 57-мм длинноствольной пушки ЗиС-2 и размещения боекомплекта к ней. Находясь в засаде, такая эрзац-САУ могла бороться с любыми танками противника (попадание 57-мм снаряда означало гарантированное пробитие любого немецкого танка того времени в любой проекции), но в открытом бою, как и прежде, не выдерживала никакой конкуренции. Однако вся конструкция была не просчитана - это делать было некогда, стране нужны были САУ для борьбы с танками противника, и Грабин их предоставил. Поэтому к началу 1943 года в войсках оставались единичные экземпляры таких машин, а большинство их потерь были небоевыми - перегруженное шасси быстро выходило из строя, двигатели работали на износ, плюс вибрации от выстрелов лишь ускоряли процесс поломки ходовой (сошники, устанавливавшиеся в корме боевой машины, не особо помогали).
Заключение
Несмотря на свою внешнюю “маленькость” и общую неказистость, артиллерийские тягачи Т-20 “Комсомолец” сослужили РККА добрую службу - выполняя не только свои основные задачи, эти машины стали одним из немаловажных элементов в линии боевой техники, “ковавшей” Победу. Именно такие машины, простые и недорогие в производстве, максимально ремонтопригодные и позволили стране в тяжёлые годы войны выстоять и победить врага, избавив весь мир от “коричневой угрозы”.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.