Найти в Дзене

Арт-техника, чтобы решить любую проблему за 20 минут

Оглавление

Даже если вы не творческий человек и не умеете рисовать, вам подойдёт этот способ. Он очень простой и эффективный. Техника ориентирована на поиск причин проблемы и на поиск способов её устранить.

Статья будет полезна и тем, кто хочет себе помочь, и психологам.

Что понадобится?

  • 3 листа а4;
  • Краски, карандаши или мелки;
  • 20-30 минут времени.

С какими запросами помогает эта техника?

  • Трудности в отношениях с детьми, с партнёром, с родителями, с друзьями, с коллегами;
  • Трудности в принятии решения в сложной ситуации;
  • Трудности в самоопределением, с самооценкой, с внутриличностной проблемой;

Арт-техника "Моя проблема"

1 шаг: сформулируйте запрос

Что конкретно вы хотите получить после выполнения техники? Каким представляете итог упражнения: "Я приближусь к решению", "Я больше пойму про ситуацию", "Я хочу почувствовать себя лучше", "Я хочу увидеть проблему целиком", "Хочу найти причины проблемы", "Хочу понять свою роль и своё место в проблеме", "Хочу узнать, как предотвратить такие проблемы в будущем".

Всё и сразу вряд ли получится, поэтому выберите 1-2 запроса. При необходимости это упражнение можно делать несколько раз, но не в один день. Ресурсы психики ограничены, давайте себе время на ассимиляцию.

2 шаг: преодоление сопротивления

Некоторых людей пугает чистый лист, возникает желание нарисовать что-то идеально. Может показаться, что материал не подходит. Бывает, берёшь карандаш одного цвета, а он пишет как-то не так, не тот цвет.

Для этого проводится арт-терапевтическая разминка.

Вы несколько минут рисуете в свободной форме, пробуете материал. Рисуете возникающие образы, или фигуры и линии. Задача включиться в процесс рисования и освободиться от перфекционизма.

3 шаг: нарисуйте свою проблему

Дайте волю фантазии, есть множество способов изобразить трудность. Возьмем для примера конфликт между людьми, допустим, они не могут договориться. Можно изобразить проблему так:

  • Реальная ситуация — рисуются говорящие люди, которые ругаются.
  • Метафорическая ситуация — рисуется что-то преувеличенное или приуменьшенное, что-то отдалённо напоминающее проблему, например, пропасть в скалистой местности, где люди на разных краях;
  • Существо или образ — рисуется кто-то или что-то одушевлённое, олицетворяющий проблему, например, злая собака;

Важно: рисунок должен вызывать переживание "вот оно!", то есть, если вам не нравится рисунок, то можно попробовать нарисовать другой. Руководствуйтесь не качеством (красиво/некрасиво), а точностью передачи сути. Если кажется, что суть не передана или передана не полностью, пробуйте ещё раз.

-2

4 шаг: анализ рисунка

Посмотрите внимательно на изображение и проанализируйте возникающие ощущения. Людям, никогда не бывшим у психолога, может быть сложно в этом месте. Предлагаю подсказку:

Телесные ощущения: при взгляде на рисунок вам скорее жарко или скорее холодно? Как изменилась ваша поза: выпрямились или начали сутулиться? Есть ли боль в теле или напряжение, может какая-то часть тела затекла? Какие ощущения в горле: сухость, ком? В глазах: заслезились или стали сухие, стало тяжело смотреть? Как изменилось дыхание: выдохнули, или стали дышать быстрее?

Что это даёт: тело помогает распознать эмоцию, а чувства — ключ к решению проблемы. Все эмоции живут в теле и отзываются разными ощущениями. Есть два направления — увеличение энергии (злость, интерес, ужас, тревога) и уменьшение энергии (грусть, отвращение, вина, стыд).

Эмоции и чувства: при взгляде на рисунок ощущается ли динамика в ощущениях? "Хочется что-то сделать" или "опускаются руки". Может захотеться его кому-то показать или наоборот спрятать. Ищите глаголы, к чему рисунок подталкивает? Это будет ваша эмоция.

Проанализировав своё отношение к рисунку, проинтерпретируйте сюжет:

Кто и что нарисовано? Какие роли они выполняют? Что образы говорят? С кем они говорят? Какие у них состояния и эмоции? Какие у них цели? В чем главная проблема?

-3

5 шаг: поиск решения

Пофантазируйте и нарисуйте то, что может помочь преодолеть проблему в рамках нарисованного. Это могут быть:

  • Внешние силы — что-то, что помогает косвенно, например, стихия: дождь, который освежает в засуху, ветер, который соединит льдины, землетрясение, которое соединит скалы. Это метафора обстоятельств, которые могут помочь.
  • Инструменты — что-то, что поможет участникам напрямую. Зонт, чтобы не промокнуть, ледокол на льдине, туристическое снаряжение в скалах, рупор, чтобы слышать друг друга. Это метафора имеющихся ресурсов для решения проблемы.
  • Помощники — кто-то или что-то приходящее на помощь. Люди-маги, соединяющие разлученных, волшебный камень, который помогает летать. Обратите внимание на глагол: что делает помощник? Это решение проблемы.

Вы можете дорисовывать столько решений, сколько захочется, пока не возникнет чувство "достаточно".

6 шаг: желаемый результат

Возьмите новый лист и нарисуйте развязку проблемы, к чему вам хотелось бы прийти после проблемы. Используйте те инструменты, силы и ресурсы, которые дорисовали в предыдущем рисунке. Как теперь изменился сюжет?

Это часть помогает обнаружить вашу подлинную цель, ваши истинные желания. Этот рисунок становится ресурсом: вы изображаете желаемое, обычно на этом этапе возникают приятные ощущения.

Например, ссорящие люди обнимаются, или скалы соединились и образовали место под крепкий замок, или в пустыне после дождя выросли цветы.

Как это помогает: обращайте внимания на глаголы, которые возникают при описании рисунка. "Соединились", "Образовались", "Создались", "Выросли", "Обнаружились". Это отражает ваше желаемый способ для решения проблемы.

-4

7 шаг: завершение через построение сюжета

Посмотрите на оба рисунка. Какие эмоции и чувства у вас возникают теперь? Ушло ли напряжение, появилось ли спокойствие? Возникли ли какие-то открытия и озарения во время процесса? Как рисунки отвечают на поставленный вопрос в начале? Что для вас символизируют образы на изображении?

Постройте сюжет от начала до конца: что послужило поводом для проблемы на первом рисунке, что стало решением, и как закончилась ситуация на рисунке. Это поможет понять проблему целостно.

Если финальный рисунок вызывает приятные ощущения, его можно оставить на видном месте и возвращаться к нему за ресурсным приятным состоянием, наполняться и вспоминать, как в рамках техники удалось решить проблему. Значит, можно решить и в жизни!

Если на каком-то этапе возникли трудности, или разрешить проблему в рисунке не удалось, можно обратиться ко мне за сопровождением в этой практике!

Заключение

Арт-техника помогает обнаружить камни преткновения, главные сложности, причины проблемы и найти её решение, если отдаться процессу. Перенесите свойства образов на свою реальную ситуацию, проанализируйте глаголы, о чем они говорят в вашей жизни? Используйте рисунок, как источник информации и своего помощника. Удачи!

Читайте также:

***

Благодарю за подписку на канал, донаты, комментарии, репосты и рекомендации друзьям, коллегам и близким.