Найти в Дзене
Old school dude

Величайшие рок-альбомы 1975 года. Часть-4

Год выдался на загляденье, рок-музыка как жанр была на подъёме, её лучшие представители – в самом расцвете своих творческих сил и идей, а посему добротная музыкальная продукция выдавалась практически ежемесячно. У многих меломанов эта «золотая эпоха» – самое любимое время. Конечно, предпочтения у всех свои, однако, пройти мимо достоинств продукции, маркированной «сделано в 1975-м» довольно сложно. Величайшие легенды классического рока выпустили в этот год знаковые пластинки, определившие их карьеру. Наиболее заметные представлены мною ниже. Я продолжу ранжировать вышедшие в этот год релизы по дате их появления на свет. Это заключительная статья, предыдущие здесь: В 70-е годы женщины-музыканты в основном пели банальные софт-рок-баллады о любви. Однако некоторые дамы пришли к разумному выводу, что софт-рок – это отстой, и решили создать что-то, что действительно напоминало бы рок-группу. Так появились Heart, которую даже называли «женскими Led Zeppelin», а главной творческой силой её был
Оглавление

Год выдался на загляденье, рок-музыка как жанр была на подъёме, её лучшие представители – в самом расцвете своих творческих сил и идей, а посему добротная музыкальная продукция выдавалась практически ежемесячно. У многих меломанов эта «золотая эпоха» – самое любимое время. Конечно, предпочтения у всех свои, однако, пройти мимо достоинств продукции, маркированной «сделано в 1975-м» довольно сложно.

Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников

Величайшие легенды классического рока выпустили в этот год знаковые пластинки, определившие их карьеру. Наиболее заметные представлены мною ниже. Я продолжу ранжировать вышедшие в этот год релизы по дате их появления на свет. Это заключительная статья, предыдущие здесь:

Heart «Dreamboat Annie», лейбл «Mushroom»

В 70-е годы женщины-музыканты в основном пели банальные софт-рок-баллады о любви. Однако некоторые дамы пришли к разумному выводу, что софт-рок – это отстой, и решили создать что-то, что действительно напоминало бы рок-группу. Так появились Heart, которую даже называли «женскими Led Zeppelin», а главной творческой силой её были сёстры Энн и Нэнси Уилсон. Остальные участники были мужчинами (Роджер Фишер – гитара, Ховард Лиз – гитара и клавишные, Стив Фоссен – бас и Майк Дерозье – ударные), но они лишь помогали оформить в законченную форму замес фолка, блюз-рока и хард-рока, который сочиняли сестрёнки.

Их дебютный альбом «Dreamboat Annie» вышел в сентябре и сразу же добрался до 7-й строчки в чартах США и 20-й – в Канаде, где группа тогда базировалась. Позже он попал в «топ-10» в Нидерландах и Австралии. Диск содержит три коммерчески успешных сингла, два из которых, «Crazy on You» и «Magic Man», стали хитами североамериканского FM-радио. Ещё одна скрытая жемчужина этого альбома, полная энергии, бьющей через край, – песня «White Lightning». Продюсер Майк Фликер помог группе отточить свое звучание. Смесь женского вокала с фэнтезийными текстами и хлёстким хард-роком впечатляет, запоминается и, несомненно, доставляет удовольствие. На диске вроде бы нет ничего особенного, но он подаёт Heart такой силой, с которой приходится считаться.

Frank Zappa & The Mothers of Invention with Captain Beefheart «Bongo Fury», лейбл «DiscReet»

С точки зрения дискографии Фрэнка Заппы «Bongo Fury», вышедший 2 октября, примечателен тем, что это последняя запись состава, отметившегося на альбомах 1973-75 годов. Также, на этом диске впервые появляется барабанщик Терри Боззио. И это была совместная работа Заппы, его группы Mothers of Invention и «Капитана Бифхарта». Студийные треки были записаны в январе 1975-го во время сессий к альбомам «One Size Fits All» и «Studio Tan», а концертные записи сделаны 20 и 21 мая в зале «Armadillo World Headquarters» техасского города Остин.

На протяжении начала 70-х годов Дон ван Влит, он же «Капитан Бифхарт», был культовым музыкантом, но продажи его записей были очень низкими, даже несмотря на некоторые попытки создавать более коммерческую музыку. Полагали, что Заппа и Бифхарт, которые дружили ещё с первых дней учёбы в средней школе, не в состоянии сделать что-то стоящее совместно: настолько, как представлялось, разными были их музыкальные устремления. Однако у них был общий знаменатель – интерес к блюзовым пластинкам, и по этому альбому стало понятно, что такие блюзмены, как Хаулин Вулф, оказали огромное влияние на обоих.

Основной материал написал Фрэнк Заппа, и лишь пара композиций была авторства Дона ван Влита. Стоит отметить, что хрипловатый вокал «Капитана Бифхарта» никогда не звучал так хорошо, как на этом альбоме. Ещё наличествуют несколько вступлений с декларацией и много губной гармоники. Здесь есть композиции, которые представляют собой своего рода союз, в котором «Бифхарт» играет ведущую роль, а группа Заппы – просто аккомпанемент тем, заложенных в основу, – витиеватая «Debra Kadabra», песня об удаче ковбоя «Poofter’s Froth Wyoming Plans Ahead» и «200 Years Old».

Альбом заканчивается лучшей песней на альбоме (и классической песней Заппы) – «Muffin Man». Игрушечное пианино Джорджа Дюка и вокальное прозаическое вступление Заппы прекрасно сочетаются с эпической сольной частью, которая занимает большую часть самого трека. Стиль Фрэнка на этом альбоме можно рассматривать как строгий блюзовый, он предлагает основные риффы и идеи для пьес, прежде чем по-настоящему перейти к гитарным соло, несколько приглушенными безумными авангардными стилями, на которые, как мы знаем, были способны оба этих больших музыканта.

Эта пластинка была отвергнута как «заппофилами», так и «бифхартфилами». Возможно, из-за того, что здесь присутствует блюзовая составляющая, фьюжн-джазовая подача не обладает такой проникновенной цельностью. Но это очень интересно! В американском чарте «Billboard Top LPs & Tape» релиз нанял 66-е место, а выше всего он был в Норвегии – №11.

The Who «The Who by Numbers», лейблы «Polydor» и «MCA»

К 1975 году Питу Таунсенду понадобились перемены. Последние четыре альбома The Who представляли собой серию грандиозных концептуальных записей – от «The Who Sell Out» до «Quadrophenia» – и он знал, что не сможет превзойти самого себя. Поэтому Пит пошёл в противоположном направлении, создав интимный, урезанный альбом «Who By Numbers», вышедший 3 октября. Для записи группа привлекла продюсера Глина Джонса. За исключением заглавного сингла «Squeeze Box», «By Numbers» – это самый личный альбом, который когда-либо был у Таунсенда с момента, когда он стал автором песен.

В мае того года музыканту исполнилось 30 лет, и его беспокоили мысли о том, что он слишком стар, чтобы играть рок-н-ролл, и что группа теряет свою актуальность. Пит начал испытывать разочарование в музыкальной индустрии, и это чувство он перенёс в свои композиции. На альбоме есть такие потрясающие треки, как «How Many Friends» и «However Much I Drunks» (последняя из которых была настолько насыщенной, что Роджер Долтри отказался её петь), а также великолепная «Blue Red and Grey». Джон Энтвистл нарисовал обложку для пластинки, заявив, что пришла его очередь это делать.

Альбом достиг 7-й строчки в британском чарте альбомов и 8-й – в американском чарте пластинок «Billboard 200». «Who By Numbers» был назван десятым лучшим альбомом года по результатам опроса критиков «Village Voice Pazz & Jop». В своих мемуарах Роджер Долтри называл альбом своим любимым. В нём есть нечто неуловимое, что цепляет и не отпускает долгое время.

Roxy Music «Sirens», лейблы «Island» и «Atco»

На первых четырёх альбомах Roxy Music подали себя как крутые, ненасытно инновационные исполнители арт-рока. «Siren», вышедший 24 октября, был уже не столь концептуально амбициозен, как предыдущие «Roxy Music» или «For Your Pleasure». Но это одновременно был их самый изящный, самый глэмовый и в то же время самый душевный альбом, не утративший и прелестей прогрессива, который начинается с «Love Is the Drug», где Брайан Ферри в поисках романтической дозы переходит в клуб ритмов фанк-рок-диско. Выпущенный синглом, трек стал самым популярным синглом Roxy Music в чартах США, достигнув 30-й строчки в «Billboard Hot 100», а в Великобритании он был 2-м.

Roxy Music учтивы и зажигательны на «She Sells» и «Both Ends Burning» и потрясающе драйвовы взрывными пассажами гитариста Фила Манзанеры на «Whirlwind». Основу альбома составляют такие баллады, как «Sentimental Fool», «Could It Happen to Me» и «End of the Line», в которых Ферри теряет бдительность и раскрывает в себе уязвимого человека, скрывающегося за маской гламурного Донжуана.

Не смотря на кажущуюся «попсовость», критики высоко оценили альбом, отметив, что здесь более «сфокусированные лирические образы и продуманное продюсирование, меньше синтезированного хлама, меньше звуковых эффектов, больше прямых соло-композиций». Пластинка вошла в топ-50 американского списка «Billboard 200» и стала №4 в Великобритании. В 2003 году «Siren» занял 371-ю строчку в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone».

Steve Hackett «Voyage of the Acolyte», лейблы«Charisma» и «Chrysalis»

Сольник Стива Хэкетта вышел в октябре. Все пятеро участников инкарнации Genesis, возглавляемой Питером Гэбриэлом, были талантливыми авторами песен, а это означало, что гитарист Хэкетт испытывал проблемы с предложением своих песен для записей их альбомов. Но в 1975 году, когда группа бездействовала после изнурительного тура «Lamb Lies Down on Broadway», он отправился в студию с кучей мелодий, которые он собирал годами, и записал таки свой сольный дебют.

Может, поэтому характерное «дженезисовское» настроение витает с первых тактов и до самого конца. Такие композиции, как «Ace of Wands» и «Shadow of the Hierophant», являются шедеврами прог-рока и легко вписались бы на любой альбом Genesis, если бы только группа была более открыта идеям своего гитариста. Проще говоря, это величайшая пластинка, которую «Дженезис» никогда не записывали, несмотря на то, что барабанщик Фил Коллинз и бас-гитарист Майк Резерфорд помогли Стиву в работе над несколькими треками.

В числе приглашенных музыкантов фигурировали ещё Джон Эйкок (клавишные), Джонни Густафсон и Перси Джонс (бас-гитары), Найджел Уоррен-Грин (виолончель), Робин Миллер (габой и валторна) и младший брат Стива – Джон Хэкетт (синтезатор и флейта). Альбом ознаменовал и первые попытки самого Стива Хэкетта играть на клавишных, помимо гитар.

Когда дело дошло до направления альбома, автор подумал о свободной концепции, вытекающей из его вновь обретённого интереса к картам Таро, которые он использовал для названия треков альбома, и их текстам, основанным на различных картах в колоде.

В Великобритании пластинка достигла 26-й позиции, а в Штатах – 191-й. Всего через два года после выхода «Voyage of the Acolyte» Хэкетт покинул группу, чтобы полностью посвятить себя сольной работе. Релиз указал ему путь куда двигаться далее.

Deep Purple «Come Taste the Band», лейблы «Purple» и «Warner Bros.»

Что бы там не говорили, «Come Taste the Band», вышедший 7 ноября, – великий альбом. Его считают невнятным по сравнению с предыдущими работами Deep Purple, но это несправедливо. Да, накладывалась горечь от ухода из группы бессменного прежде гитариста Ричи Блэкмора, во многом определявшего звучание коллектива, и это уныние не покидало даже клавишника Джона Лорда и басиста Гленна Хьюза, намеревавшегося тоже покинуть «Пёплов». А вокалист Дэвид Ковердейл, воспользовавшись ситуацией, планировал записать сольник, но позже, переговорив с Пейсом и Лордом, уговорил их всё же сохранить группу.

После прослушивания остановились на американском гитаристе Томми Болине, которого называли «лучшим новым гитаристом в мире». Он произвёл на всех сильное впечатление ещё на фьюжн-альбоме «Spectrum» Билли Кобэма, который повсеместно был признан одним из самых значительных и влиятельных творений этого жанра. Болин только что записал материал для своего сольника «Teaser», оставалось только его свести, но приглашение от «Тёмно-лиловых» заставило его оперативно переключиться на процесс работы над их пластинкой.

Запись проходила с 3 августа по 1 сентября в мюнхенской студии «Musicland», продюсировать группе помогал Мартин Берч. Большая часть материала была подготовлена ещё до начала записи. Песни были в основном написаны Ковердейлом и Болином. У Томми оставалось много заготовок из его предыдущих групп. В большинстве случаев его партии были действительно довольно запоминающиеся, составляя подходящую основу для песни. В отличие от Блэкмора, он использовал в своей игре множество педалей и других спецэффектов, включая накладывающиеся друг на друга гитарные партии.

Очень фанково была подана бас-гитара, правда на открывающем треке «Comin' Home» партию баса записал сам Болин, поскольку Хьюз выпал из нормального состояния по известным причинам. Клавишные Джона Лорда звучали преимущественно фоном, а вокальные партии поделили между собой Ковердейл и Хьюз, плюс Томми подпел на «Dealer». Тексты песен были выдержаны в основном в мрачных тонах.

Состав «Mark IV» выдал прежде невиданую порцию фанка, соула и ритм-энд-блюза, которые порой звучали очень хардово и прогрессивно, показав, что в таком подходе может быть определенный потенциал. Продержись ещё немного, возможно, они бы замахнулись и на фьюжн-альбом. Но именно это, видимо, отпугнуло многих поклонников. В Великобритании релиз достиг 19-й строчки, а в США – 43-й. Он получил смешанные отзывы, в том числе и положительные, а стилистическое обновление группы получило высокую оценку. Основные претензии сводились к следующему: «В нём не было ни одной слабой песни, и это была неплохая пластинка, но они... не звучали как Deep Purple».

К сожалению, последовавшие гастроли обернулись для «Пёплов» неприятным сюрпризом: они не были готовы к столь сильному неприятию нового гитариста со стороны публики. После тура в поддержку альбома группа распалась, а в конце 1976-го Томми Болин скончался от сердечного приступа, спровоцированного передозировкой. Так на печальной ноте завершилась история «Mark IV».

Ричи Блэкмор похвалил этот релиз, особо отметив работу Болина. Джон Лорд сначала о нём пренебрежительно отзывался, но спустя годы высоко оценил качество пластинки, заявив, что «это удивительно хороший альбом». Со временем эта единственная работа «Mark IV» прошла и общую переоценку: «Очевидное стремление к экспериментам вывело музыку группы за пределы хэви-металлической тюрьмы»; «Это урок всем современным молодым претендентам того, как играть рок с настоящим чувством». Пусть это был и не старый добрый «Пёпл», но пластинка от этого не стала плохой.

Patti Smith «Horses», лейбл «Arista»

Дебютный студийник американки Патти Смит, выпущенный 10 ноября и записанный в студии «Electric Lady Studios». «Иисус умер за чьи-то грехи, но не за мои», – был ли когда-нибудь альбом, который начинался бы столь дерзко вызывающе? Патти Смит была практически неизвестна, когда выпустила свой первый лонгплей «Horses», но вскоре он стал основой панк-рока – стиля, который она прекрасно сочетала со своей давней любовью к поэзии.

В основу музыки легла минималистская эстетика панка, находившегося тогда в стадии своего становления. Смит и её группа сочинили песни, используя простые последовательности аккордов, а также отошли от зарождающихся традиций нового жанра в своей склонности к импровизациям и использованию идей авангарда и других музыкальных жанров. Патти переворачивает классику Ван Моррисона с ног на голову в «Gloria», вызывающе размышляет о бедности на «Free Money» и рассказывает потрясающую 10-минутную одиссею, наполненную как реальными, так и литературными персонажами в «Land». И всё это с помощью своей невероятной группы: гитариста Ленни Кея, пианиста Ричарда Соула, басиста Ивана Крала и барабанщика Джей Ди Догерти, а также Джон Кейла из Velvet Underground в кресле продюсера.

На момент своего выхода «Horses» имел скромный коммерческий успех, но попал в «топ-50» чарта альбомов «Billboard 200», получив широкое признание музыкальных критиков. Позднее, этот альбом, признанный важнейшей записью в истории панк- и более позднего рок-движения, неоднократно попадал в списки величайших альбомов всех времён.

Tommy Bolin «Teaser», лейбл «Nemperor»

Сольник Томми Болина «Teaser» был выпущен 17 ноября – почти одновременно с альбомом «Come Taste the Band» группы Deep Purple, на котором Болин также сыграл на гитаре. Продюсировал его сам Болин, помогал ему Ли Кифер. Сессионными музыкантами выступили Дэвид Фостер, Дэвид Сэнборн, Ян Хаммер, Стэнли Шелдон, Джефф Поркаро, Фил Коллинз и Гленн Хьюз, не указанный в титрах по контрактным причинам.

Именно во время записи этого альбома с ним связались Deep Purple, поэтому сведение «Teaser» проводили уже после окончания работы над «Come Taste the Band». Интересно, что практически параллельно с записью своего сольника Томми помогал в качестве гитариста записывать и одноимённый дебютник канадской группе Moxy. Такой вот он был многостаночник.

«Teaser» ценится поклонниками за широкий диапазон жанров. Многие считают эту пластинку одной из величайших записей Болина за его короткую карьеру. Материал охватывает хард-рок, блюз-рок, фьюжн-джаз, регги и латиноамериканскую музыку, часто смешивая эти стили в рамках одной песни. Здесь были такие треки, как «The Grind» и «Wild Dogs», которые представляют собой прямолинейный рокер, «Homeward Strut», который, вероятно, является одним из лучших джаз-фьюжн треков, которые когда-либо записывали – с Джеффом Поркаро на барабанах и Стэнли Шелдоном на бас-гитаре, «Dreamer» с лидер-вокалом Глена Хьюза и разно темповая баллада «Lotus». Поркаро и Шелдон присутствуют на большинстве треков и обеспечивают Болину великолепную плотную ритм-секцию, которая даёт ему много пространства для импровизаций.

Стоит отметить тембр и фразировку Болина, характерное фамильное сочетание силы и утонченной красоты на треках. Он не бахвалится своими техническими возможностями, а вдумчиво и в то же время броско и экстравагантно виртуозит, раскрывая суть композиции. Сегодня очевидно, что это был один из самых талантливых музыкантов своей эпохи. Его гений зиждется на абсолютном музыкальном вкусе и обширной эрудиции.

Из-за обязательств перед Deep Purple Томми Боллин не смог поддержать туром выход своего сольника. Несмотря на то, что звукозаписывающая компания прикрепили к упаковке наклейку «Новый гитарист Deep Purple», продажи «Teaser» оказались не такими высокими, как ожидалось. Не помогало и то, что «Пёплы» во время своего мирового турне 1975-76 годов исполняли песни «Homeward Strut» и «Wild Dogs» с него. В чартах «Billboard 200» диск дошёл лишь до 96-й позиции. Но разве это показатель качества?

Томми выпустит ещё лишь один сольник, прежде чем скончаться в декабре 1976-го. Со временем его фигура обрела культовый статус, и сегодня ежегодно проводятся фестиваль Томми Болина.

Queen «A Night at the Opera», лейблы «EMI» и «Elektra»

Четвёртый студийник «Квинов» вышел в свет 28 ноября. Спродюсированный Роем Томасом Бейкером и Queen, он был самым дорогим альбомом, когда-либо записанным на момент его выхода, но он стоил каждого потраченного пенни. «A Night at the Opera», названный так в честь одноимённого фильма братьев Маркс, был записан на различных студиях в течение четырех месяцев. Как рассказывал Фредди Меркьюри: «Мы подумали: «Ну вот, все песни готовы, как же мы назовем наш альбом?» Это название должно было объединить весь материал, и тогда я сказал: «Постойте, здесь столько всяких оперных элементов, давайте взглянем с этой стороны». Тогда мы с Роджером предложили название, и оно как раз подошло».

Каждый участник написал по крайней мере одну песню: Меркьюри – пять, Мэй – четыре, а Тейлор и Дикон – по одной. Материал представлял широкий спектр жанровых влияний: фолк, баллада, хард-рок, прогрессив, авант-поп, скиффл, мюзик-холл, диксиленд и оперу. Как вспоминал Фредди: «Для разнообразия мы вставляли короткие композиции. У нас была полная свобода, и она была настолько неограниченной, что мы готовы были дойти до крайности. Мне нужно было написать свои песни всего за две недели, так что мы работали как проклятые».

Помимо своего обычного оборудования, «Квины» использовали широкий спектр инструментов, таких как контрабас, арфа, укулеле, японский щипковый музыкальный инструмент кото и многое другое. Лирические темы варьировались от научной фантастики и фэнтези до «разбитого сердца» и романтики,часто с ироничным чувством юмора. Группа искусно сочетала умные, часто пронзительные тексты с привлекательно аранжированными мелодиями.

Открывающая пластинку «Death On Two Legs» была самой злой хард-роковой песней, какую они когда-либо писали. Текст был о ссоре группы с их менеджером и владельцем «Trident Studios» Норманом Шеффилдом, благодаря которому они к выпуску своего четвертого лонгплея были практически нищими. Со слов Меркьюри: «Её слова настолько язвительны, что Брайану было плохо, когда он пел эту вещь».

У группы сложилась схожая ситуация с Black Sabbath, которые примерно в то же самое время записывали свой блистательный «Sabotage», что невольно подтверждает тезис, что настоящие шедевры создаются под давлением неблагоприятных обстоятельств. После девятимесячного судебного спора в сентябре Queen наконец-то освободились от «Trident» и подписали контракт напрямую с «EMI» в Великобритании и «Elektra» в Северной Америке.

Заключительный трек был инструментальным кавером на британский национальный гимн «God Save the Queen» в аранжировке Брайана Мэя. А лучшими вещами были эпическая прог-хард-роковая «The Prophet’s Song» и прог-сюита «Bohemian Rhapsody», ставшая мировым хитом, венцом триумфа пластинки, которая раздвинула все границы и разрушила жанровые ограничения настолько полно, что даже опера снова стала популярной.

После выхода «A Night at the Opera» стала первым альбомом Queen, занявшим первое место в Великобритании, возглавляя «UK Albums Chart» четыре недели подряд. Она достигла четвёртого места в американском чарте «Billboard Top LPs & Tape» и впервые обрела там «платиновый» статус. В 2020-м году журнал «Rolling Stone» поставил диск на 128-е место место в своём списке «500 величайших альбомов всех времён». А в 2018 году его включили в «Зал славы «Грэмми».

Supertramp «Crisis? What Crisis?», лейбл«A&M»

Четвертый студийный альбом британцев из Supertramp, выпущенный 28 ноября, был записан в Лондонских студиях «Ramport» и «Scorpio Sound», а также и лос-анджелесской «A&M», что ознаменовало первое использование группой американских студий звукозаписи. Название «Crisis? What Crisis?» взято из художественной ленты Фреда Циннемана «День Шакала», вышедшей в 1973 году.

Годом ранее Supertramp представили свой альбом «Crime of the Century». Благодаря сочетанию запоминающейся и вдумчивой инструментовки, мрачных и циничных текстов, а также чувству искренней грусти и неистовства, яркому мелодизму он сумел стать настоящим краеугольным камнем в жанре прогрессив-рока. Этот альбом был как раз тем, в чём нуждалась группа, поскольку ребята собирались разбежаться из-за недостаточного успеха.

Группа приступила к работе над новым альбомом, как только завершились гастроли в поддержку предыдущего. Из-за нехватки времени на репетиции Дэвису и Ходжсону пришлось работать над песнями по отдельности, без единого видения альбома в целом, как это было сделано на «Crime of the Century». Возможно, как сами потом признавались музыканты, идея по-быстрому закрепить успех новым релизом была несколько поспешной. В этот раз это был уже не концептуальный альбом, несмотря на то, что парни по-прежнему придерживалась идеи рок-мюзикла.

Часть песен, написанных, но не пригодившихся на «Crime of the Century», вполне себе подошли новой пластинке. Нехватка материала вынудила временно приостановить производство, пока Ходжсон и Рик Дэвис писали дополнительные треки, в том числе «Ain't Nobody But Me». Эту песню Рика, кстати, я слушал 6 сентября 2025 года, когда узнал о его кончине.

Не смотря на то, что на «Crisis? What Crisis?» не оказалось хитовых синглов, это на самом деле сработало в его пользу, поскольку сделало каждую песню настоящим открытием. Сет-лист представляет собой солидную подборку композиций, которые в совокупности демонстрируют, что группа немного эволюционирует в своем звучании от прог-хэви-эпопей прошлых лет к более доступным поп-мелодиям своего ближайшего будущего. Здесь больше гитарных партий, но фортепиано продолжает инструментально доминировать. Что ещё более важно, этот материал продолжает звучать свежо и ярко спустя пять десятилетий после своего выхода.

Несмотря на то, что некоторые участники группы изначально были недовольны альбомом «Crisis? What Crisis?», он попал в «топ-20» нескольких национальных чартов и разошёлся тиражом более миллиона копий по всему миру. Релиз стал 20-м в Великобритании и 44-м в Штатах. На «Record Mirror» по итогам годового опроса он вошёл в число «лучших альбомов 1975 года».

В конце упомяну что же ещё из достойного внимания выходило в 1975-м году:

Английская паб-рок-группа Dr. Feelgood дебютировала альбомом «Down by the Jetty» и выпустила «Malpractice», аналогично AC/DC – дебют «High Voltage», а вдогонку ему записали и «T.N.T.». Status Quo выпустили очередной буги-роковый релиз «On the Level»; Т. Rex – десятый лонгплей «Bolan’s Zip Gun» (на этот раз с элементами психоделик-соула).

Канадцы The Guess Who выпустили пару студийников с традиционным для себя блюз-роком – «Flavours» и «Power in the Music», другие канадцы April Wine – четвёртую хард-роковую пластинку «Stand Back»; ВТО – такую же по счёту «Four Wheel Drive»; Lynyrd Skynyrd – «Nuthin' Fancy» (свой третий альбом), а у Humble Pie без их согласия вышел восьмой студийник «Street Rats», от которого они долго открещивались.

На фьюжн, прог и экспериментальной сцене всё шло своим чередом: у Steve Harley& Cockney Rebel вышел «The Best Years of Our Lives», у Chicago – « Chicago VIII», у Mahavishnu Orchestra– «Visions of the Emerald Beyond», у Frank Zappa and the Mothers of Invention – « One Size Fits All», у Weather Report – «Tale Spinnin'» (при участии барабанщика Леона «Ндугу» Чанклера), у Роберта Уайатта – «Ruth Is Stranger Than Richard», у Camel – «The Snow Goose», у Tangerine Dream – «Ricochet», у Van der Graaf Generator – «Godbluff», у Renaissance – « Scheherazade and Other Stories», у Брайана Эно – «Discreet Music» и «Evening Star» (совместно с Робертом Фриппом), у Майка Олдфилда – «Ommadawn».

Ян Хантер выпустил первый сольник – «Ian Hunter», а Ронни Вуд уже второй – «Now Look», такой же по счёту был и у Джона Фогерти – «John Fogerty». Джон Леннон разродился альбомом кавер-версий классических рок-н-роллов «Rock 'n' Roll», Эрик Клэптон – лонгплеем «There's One in Every Crowd» (в стилистике своего предшественника), Питер Фрэмптон – четвёртым полноформатником «Frampton», а Steely Dan – таким же по счёту альбомом «Katy Lied», как и UFO, выпустившие «Force It». Нил Янг с группой Crazy Horse выпустил разноплановый «Zuma», Angel – «Angel», а Kansas – ещё одну пластинку – «Masque», как и Элтон Джон, издавший «Rock of the Westies».

Blue Öyster Cult дерзнули выпустить концертник «On Your Feet or On Your Knees», а Лу Рид – «Lou Reed Live» и студийник «Metal Machine Music». У Kiss тоже вышел концертный альбом – «Alive!», как и у Grand Funk Railroad – «Caught in the Act». Клаус Шульц выпустил уже свой четвёртый студийник электронной музыки – «Picture Music»; Мик Ронсон, бывший гитарист Дэвида Боуи, – пластинку каверов «Play Don't Worry», The Band – «Northern Lights – «Southern Cross» (первый релиз за последние четыре года).

The Sensational Alex Harvey Band неожиданно сподобились хард-роковым «Tomorrow Belongs to Me», Sparks – пауэр-поп-роковым «Indiscreet»; James Gang, найдя замену ушедшим гитаристу Томми Болину и вокалисту Рою Кеннеру в лице Ричарда Шака и Бубба Кита, выпустили хард- кантри-роковый «Newborn»; Suzi Quatro – «Your Mamma Won't Like Me» (поп-рок с заходом в фанк), The Doobie Brothers – «Stampede» (дошедший в США до №4).

У Funkadelic вышел «Let's Take It to the Stage» (фанк-рок), у ZZ Top – «Fandango!» (смесь студийных и концертных записей), у Вudgie – «Bandolier» (хард-рок с заходом в фанк и прогрессив), у The Allman Brothers Band – «Win, Lose or Draw» (драйвовый блюз-рок), у Styx – «Equinox» (прог-хард-рок).

Таким вот выдался тот год!

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал

☢️ Другие статьи этой тематики: