Найти в Дзене
Филолог pro ЕГЭ

Однородные и неоднородные определения: подробный разбор теории + практика

Оглавление

Вчера с ученицей, готовясь к итоговому сочинению, обнаружили, что у нее есть трудности с однородными и неоднородными определениями. Она знает только основное правило:

Если определения с одной стороны характеризуют предмет – они однородные, если с разных – неоднородные.

Это катастрофически недостаточная информация для того, чтобы справиться с определениями на экзамене.

Почему-то в школах обычно эта тема проходит мимо или ограничивается таким объяснением, как я дала выше. Не говорю, что так у всех и всегда, но я еще ни разу не встречала 11-классника, который знал бы хоть что-то еще об однородности определений, помимо вышеупомянутого факта.

Тема действительно сложная, во многом неоднозначная, филологи до сих пор ведут споры и во многих случаях не могут сойтись во мнениях. Однако знать ее надо, так как в задании 16 ЕГЭ по русскому языку попадаются однородные и неоднородные определения.

Сегодня я хочу сделать подробнейший разбор этой темы и разжевать ее так, как делаю с моими ребятами на занятиях.

Итак, поехали.

Теория

Чтобы решить, ставить ли запятую между определениями или нет, нам нужно пройтись по 6 пунктам – признакам однородности.

Если ни один из этих пунктов не сработал – определения неоднородные, запятая не нужна. Если сработал – ставим запятую.

Определения считаются однородными, когда:

1. характеризуют предмет с одной стороны или перечисляют разновидности предметов (например, все определения обозначают цвет или размер)

Передо мной лежали красные, синие и голубые ручки.

2. выражают положительную или отрицательную оценку

Это мой самый любимый пункт, потому что он срабатывает в 80% случаев.

Глобально определение может нести в себе три значения: хорошо, плохо или никак.

Смотрите:

  • неудобное платье – это плохо
  • красивое платье – это хорошо
  • белое платье – это никак: ни плохо, ни хорошо

Так вот если определения имеют значение оценочности, то они будут однородными. Причем неважно, какая это оценка: только положительная, только отрицательное, обе сразу. Есть оценка – запятые ставим.

Сырая, промозглая, дождливая осень лишала его последних сил.

3. являются синонимами

Иначе говоря, когда второе определение раскрывает смысл первого, то есть поясняет его, уточняет – они будут однородными, поскольку обозначают примерно одно и тоже.

Крошечная, незаметная слеза упала с ее ресниц.

В данном случае мы можем посчитать эти определения контекстными синонимами (раз слеза крошечная, то она, естественно, не очень заметная).

4. являются эпитетами

Все эпитеты – это однородные определения.

Напомню, что эпитеты – это либо определения в переносном значении (золотая осень – она не сделана из золота, значение переносное), либо определения с сильной эмоциональной окраской (беспомощный щенок – здесь есть эмоция, нам жалко щенка).

В сердце темный, душный хмель.

5. первое определение одиночное, а второе распространенное (причастный оборот или оборот с прилагательным)

Важный момент
Важный момент

Как работает этот пункт?

Смотрим на порядок определений.

  • Одиночное + распространенное – однородные, ставим запятую
  • Распространенное + одиночное – неоднородные, не ставим запятую

6. два и более одиночных определения стоят после главного слова

Если мы видим, что сначала у нас назван предмет, а уже потом идут его признаки – значит, определения переместились в непривычную для себя позицию. Так делать могут только однородные.

Она любила его, молодого, задорного, красивого.

Если ни один из 6 пунктов не сработал, то определения перед нами неоднородные и запятые не нужны.

Два вида определений

В ходе работы я вывела отличную формулу. Определения глобально могут означать либо просто факт, либо оценку.

Например, черный мост – это просто факт, а вот разрушенный мост – это уже оценка.

Разные комбинации таких определений будут давать определенный результат: однородность и неоднородность.

Виды определений и их комбинации.
Виды определений и их комбинации.

Из схемы видно, что, скомбинировав определения разных видов, мы получим однозначный результат - неоднородные. Скомбинировав оценку - мы получим однородность. Если же попадутся два факта – тут однозначного ответа не будет. Нужно будет пройтись по пунктам правила, описанным выше.

Важный момент

Нам может быть дан ряд не только из двух определений, но и из трех, четырех и более. Решая, поставить ли запятую или нет, нужно смотреть каждый раз на стык двух конкретных определений. Какие-то будут однородными между собой, а какие-то нет.

Смотрите:

Каждую пару определений рассматриваем отдельно: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4.
Каждую пару определений рассматриваем отдельно: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4.

Практика

Предлагаю вам поставить запятые в следующих предложениях:

  • С корявой старой груши у крыльца спадают розовые листья.
  • Найди себе доброго честного образованного и умного мужа.
  • В шкафу висели старые пахнущие плесенью шёлковые женские платья.
  • Мы были взяты в свиту как женщины деликатные чувствительные милые.
  • Над каналами висели чёрные железные мосты.
  • Крошечная еле заметная слеза поползла по щеке и пропала в морщине.
  • Наконец в толпе произошло лёгкое почти бесшумное движение.
  • Он увидел несущихся ему навстречу гнедых лошадей.
  • Печальные русские девицы сидели подле царя.
  • На поле я увидел красные белые розовые душистые пушистые кашки и жёлтые красные розовые лиловые аккуратные скабиозы.
  • В романе действует демоническая гордая порочная соблазнительная таинственная восхитительная и неподкупно чистая Настасья Филипповна.
  • В 1809 году вышла первая очень небольшая по объёму книжечка басен Крылова.
  • У всех было бодрое радостное настроение.
  • Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.
  • Он любил сильное решительное слово.
  • Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.
  • Случались веселые грустные смешные дела.
  • Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.
  • Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.
  • Туда вела единственная песчаная дорога.
  • Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.
  • Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.

Бонус

Для удобства своих учеников я создала схему с вопросами (все мы помним опросники в журналах типа «Какая ты фея?», где надо было отвечать да или нет на вопросы и таким образом приходить к ответу).

Подобные опросники вдохновили меня на создание схем по разным правилам.
Подобные опросники вдохновили меня на создание схем по разным правилам.

Вот такая же схема у меня и для работы с однородными определениями. Ребята последовательно отвечают на вопросы, не пропуская при этом ни одного важного пункта правила и идя в том порядке, в котором можно быстрее всего прийти к ответу и не запутаться. В итоге они получают однозначный ответ – ставим запятую или не ставим.

Кусочек схемы, которую я создала для своих учеников.
Кусочек схемы, которую я создала для своих учеников.

Этой схемой я делюсь в своем тг-канале или на платформе CloudText за символическую плату. Она реально облегчает ребятам жизнь и помогает упорядочить в голове такое сложное и многогранное правило. При работе по ней они почти не допускают ошибок и делают задания в два раза быстрее. Отличная вещь!

Бонусом к схеме также дарю подборку предложений, с которыми можно побродить по этой схеме.

Итог

Да, тема сложная, но справиться с ней можно, если вникнуть детально в правила, которые я сегодня описала. Надеюсь, объяснение было понятным и полезным.

Делитесь в комментариях, как обстоят дела с этой темой у ваших ребят и как вы преподносите ее 😊

А если вы ученик – обязательно пишите, помогла ли я вам чуть лучше понять однородные определения!