Вчера с ученицей, готовясь к итоговому сочинению, обнаружили, что у нее есть трудности с однородными и неоднородными определениями. Она знает только основное правило:
Если определения с одной стороны характеризуют предмет – они однородные, если с разных – неоднородные.
Это катастрофически недостаточная информация для того, чтобы справиться с определениями на экзамене.
Почему-то в школах обычно эта тема проходит мимо или ограничивается таким объяснением, как я дала выше. Не говорю, что так у всех и всегда, но я еще ни разу не встречала 11-классника, который знал бы хоть что-то еще об однородности определений, помимо вышеупомянутого факта.
Тема действительно сложная, во многом неоднозначная, филологи до сих пор ведут споры и во многих случаях не могут сойтись во мнениях. Однако знать ее надо, так как в задании 16 ЕГЭ по русскому языку попадаются однородные и неоднородные определения.
Сегодня я хочу сделать подробнейший разбор этой темы и разжевать ее так, как делаю с моими ребятами на занятиях.
Итак, поехали.
Теория
Чтобы решить, ставить ли запятую между определениями или нет, нам нужно пройтись по 6 пунктам – признакам однородности.
Если ни один из этих пунктов не сработал – определения неоднородные, запятая не нужна. Если сработал – ставим запятую.
Определения считаются однородными, когда:
1. характеризуют предмет с одной стороны или перечисляют разновидности предметов (например, все определения обозначают цвет или размер)
Передо мной лежали красные, синие и голубые ручки.
2. выражают положительную или отрицательную оценку
Это мой самый любимый пункт, потому что он срабатывает в 80% случаев.
Глобально определение может нести в себе три значения: хорошо, плохо или никак.
Смотрите:
- неудобное платье – это плохо
- красивое платье – это хорошо
- белое платье – это никак: ни плохо, ни хорошо
Так вот если определения имеют значение оценочности, то они будут однородными. Причем неважно, какая это оценка: только положительная, только отрицательное, обе сразу. Есть оценка – запятые ставим.
Сырая, промозглая, дождливая осень лишала его последних сил.
3. являются синонимами
Иначе говоря, когда второе определение раскрывает смысл первого, то есть поясняет его, уточняет – они будут однородными, поскольку обозначают примерно одно и тоже.
Крошечная, незаметная слеза упала с ее ресниц.
В данном случае мы можем посчитать эти определения контекстными синонимами (раз слеза крошечная, то она, естественно, не очень заметная).
4. являются эпитетами
Все эпитеты – это однородные определения.
Напомню, что эпитеты – это либо определения в переносном значении (золотая осень – она не сделана из золота, значение переносное), либо определения с сильной эмоциональной окраской (беспомощный щенок – здесь есть эмоция, нам жалко щенка).
В сердце темный, душный хмель.
5. первое определение одиночное, а второе распространенное (причастный оборот или оборот с прилагательным)
Как работает этот пункт?
Смотрим на порядок определений.
- Одиночное + распространенное – однородные, ставим запятую
- Распространенное + одиночное – неоднородные, не ставим запятую
6. два и более одиночных определения стоят после главного слова
Если мы видим, что сначала у нас назван предмет, а уже потом идут его признаки – значит, определения переместились в непривычную для себя позицию. Так делать могут только однородные.
Она любила его, молодого, задорного, красивого.
Если ни один из 6 пунктов не сработал, то определения перед нами неоднородные и запятые не нужны.
Два вида определений
В ходе работы я вывела отличную формулу. Определения глобально могут означать либо просто факт, либо оценку.
Например, черный мост – это просто факт, а вот разрушенный мост – это уже оценка.
Разные комбинации таких определений будут давать определенный результат: однородность и неоднородность.
Из схемы видно, что, скомбинировав определения разных видов, мы получим однозначный результат - неоднородные. Скомбинировав оценку - мы получим однородность. Если же попадутся два факта – тут однозначного ответа не будет. Нужно будет пройтись по пунктам правила, описанным выше.
Важный момент
Нам может быть дан ряд не только из двух определений, но и из трех, четырех и более. Решая, поставить ли запятую или нет, нужно смотреть каждый раз на стык двух конкретных определений. Какие-то будут однородными между собой, а какие-то нет.
Смотрите:
Практика
Предлагаю вам поставить запятые в следующих предложениях:
- С корявой старой груши у крыльца спадают розовые листья.
- Найди себе доброго честного образованного и умного мужа.
- В шкафу висели старые пахнущие плесенью шёлковые женские платья.
- Мы были взяты в свиту как женщины деликатные чувствительные милые.
- Над каналами висели чёрные железные мосты.
- Крошечная еле заметная слеза поползла по щеке и пропала в морщине.
- Наконец в толпе произошло лёгкое почти бесшумное движение.
- Он увидел несущихся ему навстречу гнедых лошадей.
- Печальные русские девицы сидели подле царя.
- На поле я увидел красные белые розовые душистые пушистые кашки и жёлтые красные розовые лиловые аккуратные скабиозы.
- В романе действует демоническая гордая порочная соблазнительная таинственная восхитительная и неподкупно чистая Настасья Филипповна.
- В 1809 году вышла первая очень небольшая по объёму книжечка басен Крылова.
- У всех было бодрое радостное настроение.
- Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.
- Он любил сильное решительное слово.
- Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.
- Случались веселые грустные смешные дела.
- Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.
- Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.
- Туда вела единственная песчаная дорога.
- Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.
- Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.
Бонус
Для удобства своих учеников я создала схему с вопросами (все мы помним опросники в журналах типа «Какая ты фея?», где надо было отвечать да или нет на вопросы и таким образом приходить к ответу).
Вот такая же схема у меня и для работы с однородными определениями. Ребята последовательно отвечают на вопросы, не пропуская при этом ни одного важного пункта правила и идя в том порядке, в котором можно быстрее всего прийти к ответу и не запутаться. В итоге они получают однозначный ответ – ставим запятую или не ставим.
Этой схемой я делюсь в своем тг-канале или на платформе CloudText за символическую плату. Она реально облегчает ребятам жизнь и помогает упорядочить в голове такое сложное и многогранное правило. При работе по ней они почти не допускают ошибок и делают задания в два раза быстрее. Отличная вещь!
Бонусом к схеме также дарю подборку предложений, с которыми можно побродить по этой схеме.
Итог
Да, тема сложная, но справиться с ней можно, если вникнуть детально в правила, которые я сегодня описала. Надеюсь, объяснение было понятным и полезным.
Делитесь в комментариях, как обстоят дела с этой темой у ваших ребят и как вы преподносите ее 😊
А если вы ученик – обязательно пишите, помогла ли я вам чуть лучше понять однородные определения!