Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Богини Саптаматрики: многоликая Брахмани.

"Брахми – потому что она возлюбленная Брахмы". (с) Девибхагавата-пурана. Пер. с санскрита Игнатьева А.А. Калининград, 2019., с. 1299. Саптаматрика (IAST sapta – семь; matrka – мать) - это группа из семи богинь-матерей, которые почитались на полуострове Индостан до прихода ариев. Индская цивилизация приходила в упадок, в то время как пришельцы-арии распространяли новый уклад и новые верования, которые ассимилировали местные культы. Арии почитали божеств мужского рода и у Матрик появилась новая роль. Они стали шакти (IAST sakti - сила) - олицетворением силы и могущества этих божеств. “Любое [живое существо] без Шакти [ни на что] не способно - так известно озарённым. Таким образом повсюду в существах, неподвижных и движущихся, От Брахмы до пучка травы в этой вселенной, [она присутствует], о подвижники. Лишённая Шакти вещь, движущаяся или неподвижная, будет презираема, И никто [без Шакти] не способен ни к победе над врагами, ни к передвижению, ни к приёму пищи”. (с) Девибхагавата-пурана
"Брахми – потому что она возлюбленная Брахмы".

(с) Девибхагавата-пурана. Пер. с санскрита Игнатьева А.А. Калининград, 2019., с. 1299.

Саптаматрика (IAST sapta – семь; matrka – мать) - это группа из семи богинь-матерей, которые почитались на полуострове Индостан до прихода ариев.

Индская цивилизация приходила в упадок, в то время как пришельцы-арии распространяли новый уклад и новые верования, которые ассимилировали местные культы. Арии почитали божеств мужского рода и у Матрик появилась новая роль. Они стали шакти (IAST sakti - сила) - олицетворением силы и могущества этих божеств.

Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/11095/the-hindu-deity-brahmani;jsessionid=75444F1EE9ABE24A543187F03DEC369E?ctx=06a0250ec0d68a416a6bef9d5a9df96f3efb8c95&idx=1
Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/11095/the-hindu-deity-brahmani;jsessionid=75444F1EE9ABE24A543187F03DEC369E?ctx=06a0250ec0d68a416a6bef9d5a9df96f3efb8c95&idx=1

“Любое [живое существо] без Шакти [ни на что] не способно - так известно озарённым.
Таким образом повсюду в существах, неподвижных и движущихся,
От Брахмы до пучка травы в этой вселенной, [она присутствует], о подвижники.
Лишённая Шакти вещь, движущаяся или неподвижная, будет презираема,
И никто [без Шакти] не способен ни к победе над врагами, ни к передвижению, ни к приёму пищи”.

(с) Девибхагавата-пурана, 2019, с. 81.

Ведийские культы Индры, Агни, Варуны и других героев "Ригведы" угасали.

Одновременно с этим развивалась концепция Тримурти, действующими лицами которой являются Брахма, Вишну и Шива. И каждому богу требовалась своя женская ипостась, поскольку идея шакти как неиссякаемого источника божественной силы оставалась актуальной.

Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Brahmani,_Albert_Hall_Museum.jpg
Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Brahmani,_Albert_Hall_Museum.jpg

Более того, актуальным оставался и шактизм - особое направление индуизма, в котором именно женская форма бога - Деви (IAST devi) и является верховной.

  • Индуизм - это не один культ, это совокупность культов.
  • История каждого культа не является линейным повествованием с одним единственным источником знания. Поэтому у божеств может быть не одно назначение и не одна интерпретация.

Например, если мы говорим о шакти бога Брахмы, то в этой роли в разных текстах выступают как Брахмани, так и Сарасвати. При этом в одних и тех же источниках Сарасвати также является шакти Вишну (Девибхагавата-пурана, 2019, с. 1299, 1793).

  • В понимании жителей Индии почитание одного бога не отрицает почитание другого. Если индиец является последователем вайшнавизма, в котором верховным божеством является Вишну, то это не означает, что Шива, Брахма, Индра или бесчисленное множество Деви - это "неправильные" или "ненастоящие" боги и богини. Все настоящие и все достойны почитания.

Однако, можно отметить такой фактор, как актуальность тех или иных верований. И выражается это в количестве и качестве материальных ресурсов, которые художники и скульпторы готовы вложить в изображения божеств. Например, для того, чтобы создавать крупную храмовую скульптуру, требуются серьёзная мотивация и значительные средства.

Брахмани. Индия, Мадхья-Прадеш, X в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 2021.237. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/130619/dancing-mother-goddess-brahmani
Брахмани. Индия, Мадхья-Прадеш, X в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 2021.237. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/130619/dancing-mother-goddess-brahmani

Если говорить о Саптаматрике, то пик популярности этого культа относится к периоду c VIII по XII вв. К этому времени относятся наиболее выдающиеся произведения искусства, посвящённые этим богиням.

Наиболее авторитетными и доступными источниками информации об образах богинь-матерей являются тексты “Деви-Махатмья” и “Девибхагавата-пурана". Их составление относят к обширному периоду с IV и VIII вв.

Саптаматрика. Индия, IX в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Эл. ресурс URL: https://collections.lacma.org/node/244443
Саптаматрика. Индия, IX в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Эл. ресурс URL: https://collections.lacma.org/node/244443

Одной из богинь Саптаматрики является Брахмани (IAST Brahmani, Brahmi), шакти Брахмы.

В Тримурти Брахма выполняет функцию создателя мира. Бог творения изображается с четырьмя ликами и четырьмя руками. Причём, четвёртый лик может только предполагаться на оборотной стороне изображения.

Ваханой Брахмы является лебедь или гусь. Основными определяющими атрибутами являются чётки и сосуд с водой, а также цветок лотоса и пустака (IAST pustaka), книга на пальмовых листах, которая изображается в виде продолговатого "кирпичика".

Брахма. Индия, X в. Художественный музей Кливленда (англ. Cleveland Museum of Art). Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Clevelandart_2007.155.jpg
Брахма. Индия, X в. Художественный музей Кливленда (англ. Cleveland Museum of Art). Эл. ресурс URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Clevelandart_2007.155.jpg

Богини Саптаматрики изображаются с аналогичными ваханами и атрибутами, совпадать могут и положение рук, и позы. Среди богинь Саптаматрики Брахмани является единственной многоликой.

"Какой облик имел бог, какие украшения и вахану,
В том облике богини прибыли на поле брани".

(с) Девибхагавата-пурана, 2019, с. 732.

"Поле брани" - это традиционное место обитания Матрик, потому что в текстах последователей шактизма они представлены как богини-воительницы, которые могут одолеть любого асура.

Брахмани. Индия, Тамилнад, династия Чола, XII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5875987
Брахмани. Индия, Тамилнад, династия Чола, XII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5875987

Гусь или лебедь, на котором восседает Брахмани, может изображаться символически в виде фигурки на пьедестале.

Брахмани. Индия, X в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Учётный номер: W1972-3-1. Эл. ресурс URL: https://philamuseum.org/collection/object/107713
Брахмани. Индия, X в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Учётный номер: W1972-3-1. Эл. ресурс URL: https://philamuseum.org/collection/object/107713

И это тоже пример разночтения: в канонических текстах упоминаются обе птицы. К Брахмани применяются эпитеты "на гусе ездящая" и "восседающая на лебеде" (Девибхагавата-пурана, 2019, с. 1793, 733).

Брахмани. Индия, Тамилнад, VIII-IX вв. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско (англ. Asian Art Museum of San Francisco). Учётный номер: B60S47+. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/11095/the-hindu-deity-brahmani;jsessionid=75444F1EE9ABE24A543187F03DEC369E?ctx=06a0250ec0d68a416a6bef9d5a9df96f3efb8c95&idx=1
Брахмани. Индия, Тамилнад, VIII-IX вв. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско (англ. Asian Art Museum of San Francisco). Учётный номер: B60S47+. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/11095/the-hindu-deity-brahmani;jsessionid=75444F1EE9ABE24A543187F03DEC369E?ctx=06a0250ec0d68a416a6bef9d5a9df96f3efb8c95&idx=1
"Брахмани, восседающая на лебеде, с чётками и камандалу [в руках]
Подоспела, шакти Брахмы; [поэтому] и известна она как Брахмани".

(с) Девибхагавата-пурана, 2019, с. 733.

Среди атрибутов Брахмани чаще всего речь идёт о сосуде. Собственно, ещё одно распространённое обозначение богини - это "камандалу держащая". Речь идёт о сосуде из глины, дерева или кокосового ореха, которым пользуются подвижники (Девибхагавата-пурана, 2019, с. 1778).

Брахмани. Индия, IX в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Эл. ресурс URL: https://vi.m.wikipedia.org/wiki/T%E1%BA%ADp_tin:Madhya_pradesh_o_rajasthan,_dea_madre_brahmani_seduta_nella_posizione_reale_%28lalitasana%29_con_servitori,_ix_secolo.jpg
Брахмани. Индия, IX в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Эл. ресурс URL: https://vi.m.wikipedia.org/wiki/T%E1%BA%ADp_tin:Madhya_pradesh_o_rajasthan,_dea_madre_brahmani_seduta_nella_posizione_reale_%28lalitasana%29_con_servitori,_ix_secolo.jpg

Использование воды является важной частью индуистских ритуалов. В Индии с древности существовала практика ритуального омовения священных изображений и алтаря. Омовение символизирует возвращение человека к исходной чистоте, потому что вода в восприятии последователя индуизма – это то, что очищает и защищает от дурных воздействий.

Брахмани. Индия, Тамилнад, X-XII вв. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско (англ. Asian Art Museum of San Francisco). Учётный номер: B60S29+. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/11091/the-hindu-deity-brahmani;jsessionid=75444F1EE9ABE24A543187F03DEC369E?ctx=06a0250ec0d68a416a6bef9d5a9df96f3efb8c95&idx=0
Брахмани. Индия, Тамилнад, X-XII вв. Музей азиатского искусства в Сан-Франциско (англ. Asian Art Museum of San Francisco). Учётный номер: B60S29+. Эл. ресурс URL: https://searchcollection.asianart.org/objects/11091/the-hindu-deity-brahmani;jsessionid=75444F1EE9ABE24A543187F03DEC369E?ctx=06a0250ec0d68a416a6bef9d5a9df96f3efb8c95&idx=0

Одна из особенностей богинь Саптаматрики состоит в их ярко выраженной двойственности: они одновременно являются "прекраснобёдрыми" и "сияющими как утреннее солнце" богинями-матерями и свирепыми воительницами. Поэтому безобидный сосуд камандалу в руках у Брахмани становится оружием:

"Обрызгиванием воды из камандалу лишала жизни
Могучих данавов Брахмани на том поле брани".

(c) Девибхагавата-пурана, 2019, с. 735.

Брахмани. Индия, Мадхья-Прадеш, IX в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 
2022.6.  Эл. ресурс URL: Эл. ресурс URL; https://www.artic.edu/artworks/153523/mother-goddess-brahmani-seated-in-royal-ease-lalitasana-with-attendants
Брахмани. Индия, Мадхья-Прадеш, IX в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 2022.6. Эл. ресурс URL: Эл. ресурс URL; https://www.artic.edu/artworks/153523/mother-goddess-brahmani-seated-in-royal-ease-lalitasana-with-attendants

Брахмани редко встречается в виде отдельно стоящей каменной скульптуры.

Брахмани. Индия, XI в. Эл. ресурс URL: https://arttreasuresindia.blogspot.com/2015/09/brahmani.html
Брахмани. Индия, XI в. Эл. ресурс URL: https://arttreasuresindia.blogspot.com/2015/09/brahmani.html

В Индии после XII в. культ Саптаматрики уступил место шиваизму и вайшнавизму. Соответственно, появилось больше храмов и произведений искусства, которые отражали именно эти культы.

Брахмани. Индия, Мадхья-Прадеш, X в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 2021.237. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/130619/dancing-mother-goddess-brahmani
Брахмани. Индия, Мадхья-Прадеш, X в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 2021.237. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/130619/dancing-mother-goddess-brahmani

Но культ Саптаматрики не был забыт, в начале второго тысячелетия группа богинь-матерей нашла своих почитателей в Непале. Особенность непальского варианта иконографии Брахмани состоит в том, что богиня изображается с одним ликом, двумя руками и с отличительным атрибутом в виде сосуда для воды.

Брахмани. Непал, XIII в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 
2014.1016. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/144905/mother-goddess-brahmani-seated-in-a-yogic-posture-holding-a-water-pot
Брахмани. Непал, XIII в. Чикагский институт искусств (англ. The Art Institute of Chicago). Учётный номер: 2014.1016. Эл. ресурс URL: https://www.artic.edu/artworks/144905/mother-goddess-brahmani-seated-in-a-yogic-posture-holding-a-water-pot

Иногда изображение Брахмани встречается в живописи разных художественных традиций. Потому что с точки зрения индийского искусства, никто не забыт и ничто не забыто: в индуизме любое божество достойно того, чтобы о нём помнили.

Брахмани. Индия, XX в. Эл. ресурс URL: https://ru.pinterest.com/pin/815362707515189175/
Брахмани. Индия, XX в. Эл. ресурс URL: https://ru.pinterest.com/pin/815362707515189175/

Литература

Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен