История материальной культуры на полуострове Индостан начинается с Индской, или Харрапской цивилизации, другие названия: цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро и цивилизация долины Инда.
Названия эти условные, появились вслед за местом первых раскопок. К настоящему времени ареал распространения этой протоиндийской культуры весьма обширен и занимает северо-западную часть полуострова (т.е. северо-западную Индию, часть Пакистана и Афганистана).
Как и многие города древности, Хараппу, Мохенджо-Даро и другие центры притяжения для тех, кому больше всех надо, строили на берегах рек, которые обеспечивали выживание населения и логистику. Высыхание градообразующих рек приводило к упадку городов. Люди покидали Хараппу и Мохенджо-Даро и одной из причин послужило высыхание рек. Одной из таких рек была Сарасвати.
- Интересно то, что в некоторых публикациях Индскую цивилизацию также называют Indus-Sarasvati Civilization. Что до самой "Ригведы", как главного литературного источника информации об этой культуре, то река Сарасвати упоминается в этом тексте чаще, чем Инд.
Правда, мы точно не знаем, где текла Сарасвати. Река Инд, или Синдху разветвляется. А в 36 гимне VII мандалы "Ригведы" Синдху названа "матерью Сарасвати" (здесь и далее приведены цитаты из перевода "Ригведы" Т. Я. Елизаренковой).
В наши дни русла ведийского семиречья изменены, некоторые полностью высохли, судя по археологическим находкам. Есть версия, что Сарасвати полностью высохла, также её отождествляют с одноимённой речушкой в Раджастхане и рядом других рек.
Мышление людей, составлявших гимны "Ригведы", позволяло обожествлять те природные объекты и явления, от которых зависела их жизнь. Так появился ведийский пантеон.
Итак, чем занимается Сарасвати, персонификация священной реки?
"Та, приносящая сокровища, находящая добро, прекраснодающая
О Сарасвати, позволь здесь прильнуть к ней!"
(с) Ригведа. Мандала I, гимн 164. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
"О самая материнская, самая лучшая река,
Самая лучшая богиня Сарасвати!
Мы как бы не прославлены —
Создай, о мать, нам прославление!
17 В тебе, богине, о Сарасвати,
Покоятся все сроки жизни.
Опьянись у потомков Шунахотры!
Даруй нам потомство, о богиня!"
(c) Ригведа, II, 41.
"Она понеслась вперед питательным бурлящим потоком.
Сарасвати - оплот, железная крепость.
Река мчится, словно по проезжей дороге,
Мощно обгоняя (своим) напором все другие воды.
Одна среди рек выделилась Сарасвати,
Стекая с гор, чистая, к морю".
(c) Ригведа, VII, 95.
Сарасвати прославляется как великая река наряду с Гангой, Ямуной и другими реками (X, 75).
И её функционал состоит в том, чтобы одаривать, обеспечивать, награждать. Но речь идёт не только о физическом благополучии.
"Побуждающая к богатым дарам,
Настроенная на благодеяния,
Сарасвати приняла жертву.
Великий поток освещает
Сарасвати (своим) знаменем.
Она господствует надо всеми молитвами".
(c) Ригведа, I, 3.
Сарасвати ещё и богиня молитвы. Гимны "Ригведы" - это и есть молитвы, регламентированные тексты обращений к богам, выполненные в поэтической форме. Поэтому Сарасвати - это ещё и богиня поэзии.
"Сарасвати, приводящая к успеху нашу поэтическую мысль,
Богиня Ида, Бхарати, всё преодолевающая, —
Три богини, усевшись по своему желанию на эту жертвенную
солому,
Пусть охраняют нас надежною защитой!"
(c) Ригведа, II, 2.
Сарасвати упоминается в компании двух других богинь, "приносящих радость". Это Бхарати и Махи, о которых до нас не дошло сведений, а также Ида. Этот удивительный персонаж "Ригведы", возможно, является первым божественным трансгендером: меняет пол и берёт от жизни всё.
"Наслаждайся этими молитвами,
О Сарасвати, несущая награду,
(Теми) поэтическими мыслями, которые потомки Гритсамады,
Приятные богам, приносят тебе в жертву, о благочестивая!"
(c) Ригведа, II, 41.
Сарасвати "поощряет к красоте" (I, 188), покровительствуя поэтам, приносит вдохновение и награду тем, кто одарён в области непластических, или временных видов искусства: таких, как литература и музыка.
"Сарасвати, жена героев, пусть даст (нам) вдохновение!
Единодушная с божественными женами, пусть дарует щит
Без прорех, непреодолимую защиту певцу!"
(c) Ригведа, VI, 49.
В случае с гимнами "Ригведы", именно музыка является неотъемлемой частью культовых практик. Ведь гимны произносились нараспев, что привело к зарождению индийских музыкальных традиций.
Поэтому, обращаясь к иконографии Сарасвати, среди определяющих атрибутов мы отмечаем чётки и вину - разновидность лютни.
Однако, образ Сарасвати является относительно редким гостем в древнеиндийском искусстве. После заката Индской цивилизации персонажи ведийского пантеона становятся менее актуальными, уступая культам Шивы, Вишну и Брахмы.
Богиня, в чью зону ответственности во времена "Ригведы" входили музыка и литература, находит новую нишу в качестве шакти Брахмы - божества, который в концепции Тримурти создаёт мир, разрушенный Шивой. Сарасвати в этом тандеме персонифицирует его творческую энергию.
Таким образом, Сарасвати становится частью Тридеви, иконографической группы по аналогии с Тримурти, в которую также входят Парвати (шакти Шивы) и Лакшми (шакти Вишну).
Потому что
"любое живое существо без Шакти на на что не способно". (с) Девибхагавата-пурана, IX-XIV вв.
Также Сарасвати почитается последователями вайшнавизма. С их точки зрения богиня является одной из спутниц Вишну. В скульптурных композициях можно обнаружить этого бога в сопровождении Лакшми слева и Сарасвати с диагонально расположенной виной справа.
Музыка и литература продолжают своё развитие в индийской культуре и эти виды искусства становятся делом искусных и образованных людей. Так Сарасвати приобретает новый статус - богиня, мудрости, которая покровительствует учёным и учащимся. Среди отличительных атрибутов появляются книги.
Где-то в этот период развития культа, у Сарасвати появляется вахана в виде лебедя или павлина.
В "Ригведе" говорится о той ипостаси Сарасвати, которая не получила особого развития в искусстве и религиозных традициях Индии. Речь идёт о гневной форме.
Дело в том, что в зону ответственности ведийской Сарасвати входит защита её почитателей. А от защиты до нападения один шаг, ведь добро на всякий случай должно быть с кулаками.
"О Сарасвати, помоги ты нам:
Сопровождаемая Марутами, отважная, победи врагов!"
(c) Ригведа, II, 30.
В своём персональном гимне Сарасвати предстаёт воительницей, которая может уничтожить кого угодно и не стесняется в средствах:
"Она, словно кабан (своими) яростными атаками, проломила
Спину гор мощными волнами.
Сарасвати, убивающую людей из далеких краев, мы хотим
привлечь к себе
Прекрасными гимнами, молитвами - для поддержки.
О Сарасвати, искорени хулителей богов,
Потомство каждого Брисайи колдовского!
В то время как для (наших) поселений ты создала (край,
богатый) реками,
Тем ты струила яд, о богатая наградами.
...
А эта Сарасвати,
Грозная, с золотым путем,
Убийца врагов, хочет от нас прекрасной хвалы.
(Та,) чья бесконечная, непетляющая,
Опасная, подвижная, бурная
Стремнина мчится, громко ревя..."
(c) Ригведа, VI, 61.
Сарасвати представляется той, что может сразить "врагов", а враги - это иноземцы, которые проявляют враждебность и не уважают ведийских богов. Ещё гневная Сарасвати, как богиня литературы и, следовательно, красноречия, выступает как защитница от клеветы.
"Заполнив земные (просторы),
Широкое пространство - воздух,
Пусть Сарасвати защитит от хулы!"
(c) Ригведа, VI, 61.
Интересно то, что в поздней мандале Сарасвати славят как реку, "созданную, чтобы далеко простираться" и далее:
"О Сарасвати, веди нас к лучшему!
Не уклоняйся! Не лишай нас (своего) молока!
Наслаждайся нашей дружбой и соседством!
Да не уйдем мы от тебя в далекие края!"
(c) Ригведа, VI, 61.
Видимо, уже тогда животворящая река начала высыхать и люди молились о том, чтобы не покидать родные города.
Ещё один любопытный момент связан с тем, что Сарасвати называется "асурской" рекой (VII, 96).
Асуры - эта своего рода древнеиндийские титаны, то есть архаическая форма сверхчеловеческой жизни, которая противопоставляется богам, стремящимся к гармонии и порядку.
Однако, из того, что сохранилось в древнейших текстах, мы не можем установить наверняка, действительно ли враждуют боги и асуры, и нет однозначной градации, кто хороший, кто плохой. Более того в "Ригведе" есть Варуна, который одновременно обозначен как бог и как глава асуров (V, 66).
Позднее асуры становятся божествами низшего ранга и представлены мелкими негодниками в глазах богов и сущей напастью с точки зрения людей.
Что до гневной формы Сарасвати, то о ней вспомнили тибетские буддисты, которые включали в свой пантеон индуистских божеств и создавали новые интерпретации их образов.
Сарасвати может выступать в виде одной из ипостасей Тары, главного женского божества пантеона тибетского буддизма, а также в роли праджни бодхисаттвы мудрости Манджушри.
Ваджра Сарасвати - гневная форма, почитаемая последователями некоторых тантрических традиций. В этом облике её можно отличить по вине и пустаке (книге на пальмовых листах с обложками в виде деревянных дощечек) на цветке лотоса. Раритет-с.
Литература
- Бушуев Е. С. Санскритские письменные источники по истории тантрического буддизма VII-XI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Санкт-Петербург, 2018
- Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М.Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. М.: Республика, 1996. С. 365-366, 394.
- Ригведа. Мандалы I-IV. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
- Ригведа. Мандалы V-VIII. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
- Ригведа. Мандалы IX-X. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
- Wangpo J. K. In Praise of the Noble Lady Vajra Sarasvatī with Appended Verses. Khyentse Vision Project, 2022.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.