Екатерина:- Сегодня мы с Ириной Петровной хотим поговорить с вами о межполушарном взаимодействии.
Ирина:- А именно — о развитии межполушарных связей.
Екатерина:- Что это такое? Зачем это нужно? И почему так важно их развивать?
Ирина:- Мы уже как-то затрагивали эту тему, но, как говорится, повторение — мать учения, поэтому лишним это точно не будет.
Екатерина:- Совершенно верно.
Что такое межполушарные связи и зачем они нужны?
Ирина:- Прежде всего нужно объяснить, что такое межполушарные связи. Все знают, что наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. При рождении они соединены только мозолистым телом, которое находится глубоко внутри. И получается, что между полушариями как будто большой каньон. Но для того чтобы человек мог двигаться, пользоваться двумя руками и ногами, смотреть двумя глазами, слышать двумя ушами и в целом выполнять любую деятельность, необходимо, чтобы правое и левое полушария работали согласованно. В каждом из них есть свои участки, отвечающие за определённые функции. И чтобы организм функционировал как единое целое, должны формироваться нейронные связи между полушариями. Эти связи возникают и активно развиваются уже после рождения. Например, младенец не может сразу поймать мячик или переложить погремушку из одной руки в другую. Этому он постепенно учится — именно за счёт развития межполушарных связей. Почему эта тема так важна для нас, логопедов, особенно при работе с тяжёлыми нарушениями речи, такими как алалия? Всё по той же причине: чтобы мозг работал как единое целое, чтобы образ предмета вызывал в голове образ слова и запускал моторную программу этого слова, у ребёнка должны быть хорошо развиты межполушарные связи.
Простые упражнения для рук и пальцев
Ирина:- Что мы делаем для этого? Начинаем с упражнений на развитие движений рук и ног, а затем переходим к более сложным заданиям. Ну а что именно — сейчас нам расскажет специалист, Екатерина.
Екатерина:- Родители очень часто спрашивают, какие упражнения можно делать с детьми. На занятиях мы используем разные упражнения для рук, когда одна рука выполняет одно действие, а другая — другое. Самый простой вариант — это «ладошка–кулачок»: ладошка, кулачок, ладошка, кулачок.
Ирина:- А ещё интереснее, когда это выполняется на столе. Да, да!
Екатерина:- Бывает, дети стучат кулачком и ладошкой по столу — это тоже отлично. Можно играть в «лови ручку»: поймай одну руку другой, потом поменяй. То же самое можно делать и с пальчиками — ловим пальчики одной руки другой рукой.
Ирина:- Можно и маму включить в такую «лесенку»?
Екатерина:- Конечно, можно! Когда дети начинают лучше владеть руками и пальчиками, мы усложняем задания: уже не просто «кулачок–ладошка», а разные фигурки. Например: здесь «класс», а здесь «зайчик». Поменяли!
Ирина:- У меня самой это не очень получается — наверное, с межполушарным взаимодействием у меня не идеально (смеётся). Но постепенно всё наращивается: начинаем с простого и усложняем вплоть до упражнений с переставлением пальчиков. Такие задания полезны не только детям, но и взрослым — они тоже помогают развивать мозг.
Екатерина:- Например, когда пальчики по очереди собираются к большому пальцу.
Игры и задания для развития координации
Ирина:- Когда одной рукой мы делаем одно движение, а другой — другое, возникает вопрос: в чём секрет? Почему это называется развитием межполушарных связей? Всё просто: то, что мы делаем правой рукой, контролируется левым полушарием, а то, что делаем левой — правым. Когда мы меняем движения, полушария вынуждены обмениваться информацией. Таким образом они тренируются и развиваются.
Екатерина:- Происходит обмен информацией. А что ещё мы делаем на занятиях? Например, лабиринты. Это упражнения, где ребёнок ведёт пальчиком по дорожке — сначала по простой, прямой линии от одного объекта к другому. Затем дорожки становятся длиннее и извилистее, усложняются, и малышу приходится внимательнее следить за своим пальчиком. Постепенно мы переходим к более сложным вариантам.
Ирина:- А ещё интереснее, когда ребёнок работает сразу двумя руками. Даже если он ведёт лабиринт одним пальчиком и следит глазами — это уже развитие межполушарных и межанализаторных связей. Но мы используем и другие задания. Лабиринты бывают деревянные, распечатанные, а на занятиях мы часто используем их с экрана компьютера. Когда ребёнку нужно вести дорожки двумя руками одновременно — это очень сложно! Но дети в восторге, визжат от радости, когда у них получается.
Екатерина:- И родители очень часто замечают: «У нас левая ручка отстаёт от правой».
Ирина:- И так забавно наблюдать, как малыш сидит и буквально глазами следит: кто кого обгоняет, кто догоняет. Такая прелесть! Это как раз то, что мы можем сделать на занятиях с учётом особенностей дистанционной работы.
Роль родителей и повседневные привычки
Ирина:- Но большая часть развития межполушарного взаимодействия всё-таки ложится на родителей. Не стоит пугаться — всё довольно просто. Самые эффективные и частые способы развития межполушарных связей: самокат, велосипед, плавание. Мы всегда рекомендуем их вне зависимости от возраста ребёнка. Конечно, нашим детям бывает трудно это освоить, но не стоит переживать. Можно помочь — поставить ребёнка на самокат, подвигать его ножками, чтобы тело «почувствовало» движение. А дальше он постепенно начинает делать это сам. Одна нога стоит, другая двигается — и в этот момент полушария активно взаимодействуют.
Екатерина:- Также полезна ходьба по лестнице, когда ребёнок поднимается или спускается по ступенькам.
Ирина:- Причём это можно усложнять. Например, ходить приставными шагами, становясь боком к перилам. Кажется, что ребёнок давно умеет ходить по лестнице, но если поменять способ движения — развитие идёт дальше.
Екатерина:- Полезно также делать перекрёстные движения ножками — перешагивать через ступеньку.
Ирина:- В интернете можно найти огромное количество двигательных заданий, и почти все они так или иначе развивают межполушарные связи. Я долго не могла понять, зачем в нашем пионерском советском детстве нас заставляли делать гимнастику, которая вроде бы совсем не тренирует мышцы. А оказалось, что она была как раз не на мышцы, а на «межполушарочку». Поэтому любые утренние зарядки с ребёнком — это только в плюс. Кроме двигательной активности, отлично помогают лепка и рисование.
Екатерина:- И здесь важно понимать: ребёнок должен выполнять задания самостоятельно. Только тогда будут развиваться межполушарные связи. Если мама, например, придерживает листочек рукой, а малыш рисует только одной рукой, — это уже не тренировка. Ребёнок должен держать лист одной рукой, а рисовать другой. То же самое и с вырезанием: одной рукой держим бумагу, другой режем ножницами.
Ирина:- У меня была мама, которая жаловалась: «У него очень слабая левая рука, наверное, паралич или ещё что-то. Она у него просто висит, как плеть». Я удивилась — мальчик взрослый, а никто не заметил. Сидит он, складывает монетки в копилку. И действительно — правая рука работает, а левая как будто бездействует. А потом я смотрю: а кто держит копилку, чтобы она не уезжала? Мама! Я говорю: «Положите его левую руку на копилку». Она поставила — и рука прекрасно работает! Просто ребёнок привык обходиться одной рукой, потому что вторая всегда занята мамой.Поэтому не стесняемся: показали ребёнку, как выполнять задание, помогли руками — и свои руки убрали. Если не получается, чуть помогли его рукам, но снова убрали. Только самостоятельное выполнение даёт эффект. Межполушарное взаимодействие развивается тогда, когда организм сам выполняет действия.
Игрушки и бытовые действия как тренажёры
Екатерина:- Раз уж мы заговорили об игрушках, с помощью которых можно развивать межполушарное взаимодействие, приведу пример. Это, конечно, пирамидка. Все дети её любят. Но важно, чтобы ребёнок сам держал стержень одной рукой и другой рукой нанизывал кольца. Вот это и есть развитие межполушарных связей. А не так, когда мама держит, а ребёнок только надевает.
Ирина:- Сюда же относятся LEGO, конструкторы, кубики — всё, что ребёнок делает двумя руками. То же самое в быту: одной рукой держим ложку, другой — кусочек хлеба. Или, например, застёгиваем пуговицы. Понятно, что маленькие пуговички тяжело, поэтому можно взять старую кофту с крупными петлями. Ребёнок держит дырочку и вставляет туда пуговицу — отличное упражнение. Очень полезны шнуровки. Мы часто слышим выражение «развитие мелкой моторики», но нужно уточнить: если ребёнок работает одной рукой — это мелкая моторика. А если двумя — это уже развитие межполушарных связей. Поэтому любые шнуровки подходят. Можно купить специальные обучающие, но часто детям интереснее реальные предметы — например, папины кроссовки. Сначала учим завязывать узелки, потом — бантики. Или заплетать косички маме. Всё, что ребёнок делает двумя руками, помогает развивать межполушарные связи, а значит, напрямую влияет и на речевое развитие, и на эффективность коррекции моторной или сенсорной алалии.
Екатерина:- Да, и сюда же относятся бытовые действия. Например, ребёнок придерживает тарелку и ест ложкой. Или, когда он становится постарше, учится резать ножом.
Ирина:- Обязательно.
Екатерина:- Или помогает маме с домашними делами: одной рукой держит тарелку, другой моет её губкой.
Ирина:- Попробуйте научить ребёнка выжимать тряпку. Это так смешно! Вы обхохочетесь, наблюдая, как он пытается провернуть «невозможную конструкцию», когда руки должны двигаться в разные стороны. Но со временем дети и этому учатся.
Екатерина:- Пол, конечно, будет весь мокрый, и потом придётся перемыть всю квартиру.
Свобода ребёнка — лучший способ развивать мозг
Ирина:- Ничего страшного! Лучше пожертвовать полом, чем лишить ребёнка радости. Пусть всё будет измазано, исписано, залеплено пластилином. Ремонт можно сделать потом. На улице — то же самое: одной рукой ребёнок собирает камушки, перекладывает их в другую руку, потом в кармашек или в корзинку. Держит ведёрко, работает совочком с песком — всё это тренировка. Фактически задача родителей проста: дать ребёнку свободу и время. Подсовывать новые предметы и новые задания. Например: «Ты уже научился рисовать? Молодец! А знаешь, что можно стирать?» — и вот он уже держит бумажку одной рукой, стирает резинкой другой, и восторг обеспечен на несколько дней. Дайте ребёнку возможность залезть в грязную лужу, выжимать тряпку, размазывать всё это по себе, потом отмываться и стирать — одной рукой держать, другой тереть. Всё это — развитие межполушарного взаимодействия. А мы, со своей стороны, будем подсказывать на занятиях, какие ещё упражнения можно придумать и адаптировать под конкретные условия каждой семьи.
Екатерина:- Именно поэтому, дорогие родители, не стоит пугаться всех этих заданий и сразу бежать к нейропсихологам только ради того, чтобы ребёнок перекрёстным движением положил красный мячик в зелёную корзинку, а синий — в красную. Всё это вы можете делать самостоятельно — дома, на улице. И пользы, и удовольствия от этого будет гораздо больше.
Ирина:- У меня есть один из любимых примеров. По моим наблюдениям, домашние занятия с мамой и папой дают более быстрый эффект, чем работа с нейропсихологами, ЛФК или АФК. Почему? Потому что на занятиях «чужая тётя» говорит: «Эту ручку поставь сюда, а эту туда». А в реальной жизни ребёнок сам сталкивается с задачами: здесь нужно держать мороженое, а другой рукой полезть в муравейник. И поскольку это его собственные потребности, мозг усваивает движения гораздо быстрее. Поэтому я всегда говорю: лучше мамы и папы никто не справится с такими простыми упражнениями, как бег двумя ногами или рисование двумя руками. Так что не пугайтесь страшных слов про развитие межполушарного взаимодействия. Относитесь к этому легко и весело. Играйте, занимайтесь с ребёнком — сами или под чутким руководством специалиста по коррекции речи.