Фрахт на суда для российской нефти ставит рекорды: спрос на танкеры Suezmax вырос на 10–13%
На рынке перевозки российской нефти спрос на огромные танкеры Suezmax (те, что перевозят по 135 тысяч тонн) резко подскочил, а вместе с ним за одну последнюю неделю сентября взлетели и цены их аренды — сразу на 10–13%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на ЦЦИ. Доставить баррель в Северный Китай сейчас стоит $10,2, и это самая высокая цена с начала 2025 года. Маршрут до Западной Индии тоже серьезно подорожал, достигнув максимума в $7,7 доллара за барр.
Экспортеры стали собирать нефть в более крупные партии, чтобы снизить риски. По сути, они переориентируют потоки через южные порты Азово-Черноморского бассейна, откуда теперь отправляют по 4-5 танкеров еженедельно, хотя раньше обходились тремя. Аналитики поясняют, что это логичный ответ на геополитическое давление и желание обойти риски в датских проливах. Турция в этой новой схеме работает как важный перевалочный хаб.
Общий объем экспорта нефти через морские порты в конце сентября подтверждает этот тренд: он вырос на 24% за неделю — до 466 тысяч тонн в сутки. Особенно отличилась Турция, которая нарастила закупки на 59% — до 115 тысяч тонн каждый день. Такие высокие показатели у нее были лишь дважды за весь год.
Если посмотреть на структуру поставок, то на Китай пришлось 35% всего экспорта, на Турцию — 25%, а на Индию — 19%. При этом доля Индии скоро подрастет до 30%, так как три танкера, которые числятся идущими «в другие страны», на самом деле направляются к ее берегам.
Правда, не все так гладко. Давление США на Индию привело к тому, что индийские покупатели стали брать меньше нефти, и из-за этого скидка (дисконт) на российскую нефть Urals увеличилась на $1,2–$1,3, достигнув $13,3–$13,5 за барр.
Эксперты полагают, что рост экспорта и, как следствие, высокие ставки на фрахт сохранятся. Этому способствуют и ремонты на нефтезаводах, и увеличение добычи. Дополнительным фактором нервозности на рынке стали задержания судов, подобные недавнему аресту танкера Boracay у берегов Франции. Такие инциденты добавляют непредсказуемости и могут в дальнейшем снова толкнуть цены на перевозки вверх.
Ставка фрахта нефтеналивных судов выросла на 150% с начала года