Найти в Дзене

Игорь Шехтерман, Х5: рост потребления в рознице достиг минимума и продолжает сокращаться

На ежегодной конференции для партнеров Х5 Dialog-2025, пишет Retail.ru, гендиректор Х5 (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») Игорь Шехтерман сообщил, что в августе текущего года был достигнут абсолютный минимум роста потребления — динамика на розничном рынке РФ составила всего 5%.

Мы видим охлаждение экономики, на горизонте ближайших двух лет ситуация будет оставаться примерно такой же, рынок с точки зрения потребителя будет достаточно сложным. ВВП по итогам первого полугодия 2025 г. снизился до 1,1%, при этом уровень просрочки по кредитам физических лиц достиг максимума 2021 г. — 4,7%, — отметил Игорь Шехтерман.

Эти факторы, по его мнению, способствуют росту экономной модели поведения среди россиян. По оценке Х5, ключевым фактором для покупки становится цена. 79% потребителей стремятся экономить, из них более 30% снижают траты в одной категории товаров ради их увеличения в других.

>>> 79% российских компаний-ритейлеров назвали экономическую ситуацию «тяжелой»

Магазины, в свою очередь, реагируют на ситуацию уменьшением торговых площадей и рационализацией ассортимента. Напомним, что в текущем году вслед за «Магнитом», который в августе презентовал магазины «Заряд», Х5 в сентябре начал тестировать точки формата «быстрый магазин и кафе» «Налету!» и формат магазинов «Select Перекресток» с кафе, большим ассортиментом готовой еды и постаматами 5Post.

Как отметил глава X5, продолжается рост спроса на готовую еду и онлайн-доставку продуктов. Доля онлайн-рынка России составляет на сегодня около 6% объема продуктового ритейла, а к 2029 г. она вырастет почти в два раза и составит 11%.

Для нас является критичным лидерство в категории готовой еды. Это тот сегмент, который будет менять полку. Данная категория в среднем показывает рост на уровне 20%. Оборот Х5 в категории «готовая еда» за первое полугодие 2025 г. вырос на 40% (год к году — прим. редакции) и достиг 224 млрд руб., — подчеркнул Игорь Шехтерман.

Как ранее сообщал DK.RU, вопреки общему замедлению темпов роста продуктового ритейла до 1-2% в квартал, рынок готовой еды в России продолжает активно расти. Торговые сети наращивают инвестиции, строят собственные производства готовой еды, расширяют сеть поставщиков, увеличивают ассортимент блюд на полках магазинов, расширяют торговые залы, открывают кафетерии, кулинарии или фудкорты. Продуктовые ритейлеры в последние 2,5 года активно конкурируют с общепитом, к тому же их предложение готовых блюд существенно дешевле, чем в кафе и ресторанах. Доля готовой еды в розничных продажах ритейлеров РФ в 2024 г. составляла 3,7% (5,8 трлн руб.), а за три года достигнет 9 трлн руб. По прогнозам, сегмент в сетях увеличится на 7 п.п. с 16% до 25% уже к 2026 г.

>>> До 3 млрд руб. повышен годовой лимит доходов общепита для освобождения бизнеса от НДС

Также, по данным X5, растет популярность рынка ритейл-медиа, динамика которого по итогам 2024 г. составила +60% год к году. Взрывной рост также демонстрирует сегмент жестких дискаунтеров. По итогам семи месяцев 2025 г. выручка сети «Чижик» выросла на 87% год к году. Как писал DK.RU, за шесть месяцев 2025 г. сети жестких дискаунтеров по всей России совокупно выручили свыше 642 млрд руб., что на 27% больше год к году.

>>> «Магнит» завершил сделку по приобретению сети «Азбука вкуса»

>>> На все готовенькое: россияне не хотят тратить время на приготовление пищи