Производственная активность в большинстве стран мира снижается на фоне тревожной статистики из экономики США и слабого спроса в Китае. Индекс деловой активности в производственном секторе еврозоны (PMI), составляемый S&P Global, в сентябре упал до 49,8 с августовского значения 50,7, когда он впервые с 2022 года перешагнул порог в 50,0, отделяющий рост от спада.
Опросы выявили раскол в валютном союзе: в Нидерландах активность выросла до 38-месячного максимума, в Греции, Ирландии и Испании рост также продолжался, тогда как все три крупнейшие экономики блока - Германия, Франция и Италия - зарегистрировали сокращения.
В Великобритании активность сократилась самыми быстрыми темпами за пять месяцев, что стало следствием снижения внутреннего спроса и уменьшения экспортных заказов, что рисует более мрачную картину, чем последние официальные данные.
В Азии давление на производителей подчеркивает трудности, с которыми сталкиваются политики, пытаясь защитить свой экспортно-зависимый регион от более высоких пошлин США.
«Показатели индекса деловой активности PMI за сентябрь в большинстве стран Азии остались слабыми, и мы по-прежнему ожидаем снижения производственной активности в регионе в ближайшей перспективе, - сказал Reuters экономист по развивающимся рынкам в Capital Economics Шиван Тандон. - Учитывая, что темпы роста, скорее всего, замедлятся, а инфляция останется сдержанной, мы ожидаем, что центральные банки в Азии еще больше смягчат политику».
Производственный PMI в Японии от S&P Global в сентябре снизился до 48,5 с 49,7 в августе, оставаясь ниже порогового значения 50,0. Согласно исследованию, темпы его падения были самыми быстрыми за последние шесть месяцев из-за резкого снижения производства и новых заказов.
Китай, ключевой двигатель мировой экономики, также остается в упадке. Опубликованный в понедельник официальный отчет показал, что производственная активность во второй по величине экономике мира в сентябре сократилась шестой месяц подряд из-за слабого потребления и давления со стороны американских пошлин.
Затянувшийся спад подчеркивает двойное давление на экономику Китая: внутренний спрос не смог обеспечить устойчивое восстановление за годы, прошедшие после пандемии COVID-19, в то время как тарифы Трампа оказали давление на китайские заводы, а также на зарубежные компании, закупающие комплектующие.
Индекс деловой активности в производственном секторе Тайваня в прошлом месяце упал до 46,8. Согласно частным опросам, производственная активность также снизилась на Филиппинах и в Малайзии.
Напротив, производственная активность в Южной Корее выросла впервые за восемь месяцев благодаря повышению зарубежного спроса. Производственный PMI четвёртой по величине экономики Азии, опубликованный S&P Global, в сентябре вырос до 50,7, превысив отметку 50 впервые с января 2025 года.
Однако перспективы экспортеров Южной Кореи зависят от переговоров по формализации июльской сделки, направленной на снижение пошлин США на импорт корейских товаров, включая автомобили, с 25% до 15% в обмен на инвестиции Южной Кореи в размере 350 миллиардов долларов в США. Переговоры зашли в тупик из-за обеспокоенности Сеула относительно последствий изменения валютного курса.
Рост производственного сектора Индии несколько замедлился и достиг самого слабого темпа за четыре месяца, что позволяет предположить, что карательные 50%-ные пошлины Вашингтона на ее товары могут начать наносить ущерб третьей по величине экономике Азии.