Путь в село, что под Воронежем, занял неделю. Варя ехала и изнывала от нетерпения. Она не знала, как выглядит отец, ведь мать не прихватила с собой ни одну фотографию- она будто перевернула страницу прошлого, уничтожив все, что было до лета 1942 года. Злого лета, как называла его Нина.
Глава 1
Глава 2
Добравшись до села, которое уже вовсе и не маленьким было, а прилично так разрослось, Варя увидела почтальонку с сумкой. Она подошла и спросила:
- Вы знаете Павла Семёновича Лукина? Не подскажете, где он живет?
Та нахмурилась, будто пытаясь что-то вспомнить.
- Лукин? Ага…Он живет на окраине деревни, в доме, рядом с которым сирень большая. А зачем он тебе, деточка?
- Долгая история. Скажите, он один живет?
- Один, - кивнула почтальонка. - С войны как вернулся, так и живет бирюком. Я уж не знаю, в то время не жила здесь, но поговаривают, что была у него дочь и жена. И то ли сбежали они, то ли немцы их порешили, я так и не поняла. Я не общаюсь с ним, он молчаливый, замкнутый, даже вот газеты не выписывает. Я ему всего дважды приносила послания, и то из райкома.
Варя пошла на окраину села к дому. Подойдя, она увидела во дворе мужчину, который сидел на крыльце и чинил сапог. У него был хмурый взгляд, плечи опущены, как опущены и уголки губ.
Сердце её сжалось. Как сказать? С чего начать? Нельзя же вот так прямо в лоб выпалить человеку, что она его дочь. Нет, нужно потихоньку, нужно узнать его прежде.
- Здравствуйте, - крикнула она.
Он поднял голову и посмотрел на неё голубыми глазами, такими же, как у неё.
- Чего надо? - спросил он хрипло и Варя вздрогнула - неужто он так на жизнь обозлился, что на постороннего человека будто пес кидается?
- Я… я ищу комнату. Вы не сдаете, случайно?
- Я не сдаю, обратись к соседке, Галине, вроде она жильцов к себе пускала раньше.
Подойдя к соседнему дому, Варя попросилась пустить её пожить в качестве квартирантки.
- А ты, милая, чего в наши края? - Галина окинула её взглядом, полным любопытства.
- От жениха убежала, - соврала Варя. - Поругались мы крепко, вот и решила проучить. А может быть вообще свадьбу отменю. Тут, говорят, места хорошие - лес, река, грибы. Вот и решила немного тут пожить. Есть у вас тут местный дом культуры?
- Есть, а как же.
- Вот завтра и пойду туда устраиваться, - улыбнулась Варя.
- Видать, надолго ты. Чай, и про жениха соврала. Ну ладно, девочка, коли захочешь правду сказать, поведаешь. В душу лезть не буду.
Вечером, когда Варя сидела с Галиной и пила чай, она задала вопрос о соседе, будто невзначай.
- А что сказать тебе, Варвара... Летом это было, в сорок втором году. Тогда фриц наступал, вот Нинка ноги в руки, дочку тоже, да со счетоводом и убежала. Немец недолго у нас в селе был, быстро выбили. Да только Нинка не вернулась, будто сгинула вовсе. А потом... Спустя три года война закончилась, стали мужики наши приходить, да не все. Жених вот мой, Захарушка, вернулся. Да только израненый да контуженный, после свадьбы и двух лет не прожил, дитя не успели мы родить... - ударилась Галина в воспоминания.
- А сосед ваш?
- Павел? Тоже вернулся, а как узнал, что жена его сбежала, так места себе не находил. Искал он её, искал, да вот только будто в воду канули они. Так и смирился, что больше не найдет их. Я же, когда оводовела, всё думала, что может быть с ним у меня что-то сложится, да вот не верит он больше ни одной бабе, близко к себе не подпускает. Бирюком живет. А ведь раньше не был таким...
Варя легла спать рано, как было заведено в деревне. Но наутро она открыла глаза с чувством, как будто на неё кто-то смотрит. И на самом деле перед ней столяла Галина. Она внимательно разглядывала Варвару, затем, увидев, что та проснулась, коротко произнесла:
- Просыпайся, и пошли за стол, разговор есть.
Недоумевая, Варя оделась и вышла из комнаты, сев за стол.
-Знаешь, что вспомнилось мне? - Галина осторожно повернула краник на самоваре и стала набирать кипяток в чашку. - А ведь у Пашки и Нинки дочь Варварой звали.
- И чего? - пожала плечами Варя. - Мало ли девушек с таким именем.
- Может, и не мало, но вот я весь вечер сидела и думала, кого мне напоминают твои глаза? Может быть, правду скажешь?
Варя посмотрела на женщину и, вздохнув, призналась, что она и есть та самая пропавшая дочь Павла.
- Почему сразу не сказала?
Она пожала плечами и произнесла:
- Я скажу, обязательно ему скажу, но чуть позже. Нельзя же вот так, как обухом по голове. Столько лет жил без нас, еще немного побудет в неведении. И вы меня не выдавайте.
***
Варя каждый день наблюдала за Павлом. Видела, как он ходит за дровами, как сидит вечерами на завалинке и смотрит вдаль. Видела, как он разговаривает с котом, единственным существом, которое его не боялось и ластилось к нему.
Однажды она принесла ему пирог и угостила. Он просто кивнул, ничего не сказав.
Так и началось. Сначала приносила пирог, потом тарелку домашнего борща, что Галина варила, а потом, идя на речку, чтобы постирать его вещи, попросила снять рубаху с веревки.
- Отсюда вижу, что плохо постирана. Давайте еще раз застираю.
Вот тогда она впервые увидела его улыбку. Он усмехнулся, стянул рубаху и молча протянул ей.
***
Однажды утром после сильного ливня Варя не увидела Павла на лавочке. У крыльца сидел его кот и жалобно мяукал, глядя на дверь, из которой никто не вышел.
- Кись-кись, - позвала она, но кот не реагировал.
Обойдя забор, Варя прошла во двор Павла, поднялась на крыльцо и толкнула дверь. Он был в доме, в своей кровати и метался от жара. Она испугалась, тут же решила бежать за доктором, как вдруг услышала его стон.
- Нина… Нина, не уходи… Варюшка…дочка моя... где вы?..
Варя стояла и смотрела на него, а слезы катились по щекам. Но тут же, взяв себя в руки, она побежала к Галине и та указала, где живет фельдшер.
Через пару часов, когда жар спал, Варя попросила Галину, чтобы та пошла к себе домой.
- Я тут посижу, послежу за ним.
Когда он очнулся и посмотрел на неё удивленным взглядом, Варя улыбнулась:
- Скоро всё будет хорошо, вот увидите.
- Помереть спокойно не дают, - скривился он. - Вот чего ты пришла? Помер бы себе спокойно от лихорадки, и никто бы по мне не заплакал.
Варя вздохнула. Да уж, жизнь он, видимо, давно перестал любить.
- А если кто-то заплачет? Вот представьте, что есть человек, который будет слезы лить?
- Такого человека нет уж восемь лет, это мама моя. Сестры мои давно живут в разных концах страны, у каждой своя жизнь. Один я тут, одинешенек, и жить я уже устал.
- А если я скажу, что вам есть ради кого жить? Что, если я вас об этом попрошу?
Он усмехнулся, слабо качая головой.
- У меня сейчас была бы дочь твоего возраста, но я даже не знаю, жива она или нет. И звали её, как тебя. Вот такое совпадение.
- А если это не совпадение? - она посмотрела на него и улыбнулась. Павел замер, а потом поднялся на локтях и стал буравить её взглядом.
- Ты что такое говоришь?
- Что слышали. Я дочь ваша...
***
Когда он выздоровел, они сидели на завалинке и Павел недоуменно спрашивал в который раз:
- Почему ты не сказала сразу?
- Боялась, - отвечала она в который раз, - что не поверите.
- Глупости какие. Варя, Варя... порой мне кажется, что ты сон, что я до сих пор в лихорадке метаюсь по кровати.
- Не жар это. Папа, если бы я знала о тебе раньше, то непременно дала бы весточку. Даже представить себе не могу, что ты переживал все эти годы.
ЭПИЛОГ
Они стали жить вместе. Варя работала в доме культуры, Павел, обретя дочь, будто стал жить по-другому. В его глазах появился свет, он стал больше улыбаться, будто бы Варя жизнь в него вдохнула.
Обретя дочь, он перестал чураться других людей, он будто бы проживал жизнь с чистого листа и, по настоянию Варвары, всё-таки начал сближение с Галиной. В конце концов они съехались. Галя была счастлива - столько лет она его просто тихо любила, и вот теперь они вместе, пусть и сейчас, когда ей идет уже пятый десяток. Но лучше поздно, чем никогда.
Но время от времени она думала - как бы сложилась их жизнь, если бы тем злым и знойным летом 1942 года Нина не предала своего мужа?
Спасибо за прочтение. Другие рассказы можно прочитать по ссылкам ниже:
В связи с тем, что на Дзен произошли колоссальные изменения, поддержка автора приветствуется.)