145,7K подписчиков

Учительница

66K прочитали
Источник: ЯндексКартинки
Источник: ЯндексКартинки

1942 г Москва

Снег хрустел под ногами, холод пробирался под пальто, не спасали даже теплые чулки и шерстяная юбка. Поправив теплую шаль, Мария пыталась согреть дыханием озябшие пальцы. Господи, как же холодно этой зимой.

Подойдя к школе, она едва смогла открыть тяжелую дверь, руки ее ослабели. Зайдя в спасительное тепло, Мария направилась к учительской и тут же была остановлена своей ученицей - пятиклассницей Галей Мухиной.

-Мария Михайловна, здравствуйте. Я принесла ваши варежки, вы вчера забыли их в классе, а я забрала домой чтобы никто не украл.

-Спасибо, Галечка. Я уж переживала, что потеряла их. Ты помнишь, что сегодня дежуришь вместе со Свиридовой?

-Да, - кивнула девочка. - Это я помню. А можно Свиридову сегодня освободить от дежурства?

-Почему? - заинтересованно посмотрела на свою ученицу Мария Михайловна.

-Она сегодня не в себе. Горе у нее.

-А что случилось? - испугалась Мария, которая знала, что ее отец на фронте. Неужто...

- С матерью беда, в больнице она.

Мария развернулась и вместо учительской прошла в класс, где уже собралась добрая половина ее учеников. Они столпились возле плачущей Лены и всячески ее утешали.

-Класс, оставьте меня с Еленой наедине, - попросила она. Когда в классе стало пусто, она подошла к плачущей девочке и присела рядом с ней за парту.

- Что случилось, Леночка?

- Я не знаю. Мама в последнее время много болела, ослабла очень, а вчера начала задыхаться. Наш сосед врач, он пришел ее осмотреть и тут же отправил в больницу. Я всю ночь одна пробыла, а сегодня утром перед школой хотела ее навестить, но меня не пустили, сказали, что мама лежит без сознания. - Уронив голову на скрещенные руки, девочка заплакала еще сильнее. Мария Михайловна погладила ее по волосам и тихо прошептала:

-Ты успокойся, у нас самые лучшие врачи в мире, они вылечат твою мамочку. Вот увидишь, все будет хорошо. Хочешь, иди домой, тебе сейчас не до учебы.

-Я не хочу домой, - замотала девочка головой. - Мне там страшно одной, а здесь мои друзья, вы...

- Хорошо... - вздохнула учительница. - Но если вдруг почувствуешь, что тебе нужно побыть одной, ты скажи мне, ладно?

Через двадцать минут прозвенел звонок на первый урок, день пошел своим чередом.

Третий урок у нее был в шестом классе, он только начался, как вдруг дверь в кабинет открылась и показалась голова Ирины Степановны, преподавателя немецкого.

- Мария Михайловна, вас срочно к директору вызывают.

-До конца урока не подождать? - спросила она

- До конца урока двадцать минут, вы идите, я останусь. - Подойдя к столу, Ирина Степановна подняла руку чтобы установить тишину в классе, руководителем которого она являлась: - Всем тихо! На сегодня урок математики окончен, сидим и ждем звонка. Можете достать тетради и повторять немецкий, на следующем уроке вам это пригодится.

Мария шла по коридору и недоумевала - что случилось, почему ее вызвали посреди урока?

-Зинаида Тимофеевна, можно? - она открыла дверь в кабинет директора.

-Проходите, Мария Михайловна.

-Что-то случилось? - спросила она тревожно.

- Машенька, случилось страшное.. Нам сейчас сообщили из больницы что мать Свиридовой Елены скончалась от сердечной недостаточности. Вы как ее классный руководитель и наставник должны сообщить ей эту печальную новость. А я пока сообщу в наш детский дом. У девочки по документам больше никого из родни нет, кроме отца, который сейчас на фронте.

-Подождите, - Мария Михайловна представила себе на миг скромную и тихую девочку, отличницу и гордость школы в детском доме и вся передернулась. - Подождите, - повторила она, - не сообщайте пока никуда.

-То есть?

- Я попробую выяснить есть ли у девочки другие родственники, может быть какие-то двоюродные тети или дяди, которые пожалеют ее и возьмут к себе.

-Хорошо. Только до конца дня сообщите мне об этом.

Пока она была у директора, прозвенел звонок на перемену и толпа учеников выпорхнула из классов и неслась по коридорам. Мария шла и не замечала никого, ей нужно было как-то сказать Лене печальную новость. Дойдя до класса, она потянула ручку двери на себя и вошла. Сев тихонько возле девочки, она взяла ее руки в свои и посмотрела в ее грустные глаза.

-Леночка, скажи пожалуйста - есть ли у вас еще какие-нибудь родственники? Те, которые могли бы тебя забрать к себе?

-Мама? Ее больше нет? - едва слышно прошептала она. - Я догадалась, я поняла... Вовка из шестого класса прибегал и говорил что вас вызвали к директору посреди урока...

Мария обняла девочку и прижала к себе. Ее худенькое тело сотрясалось от рыдания.

-Тебе нужно быть сильной, ты справишься... Я помогу тебе. Ты только скажи, к кому можно обратиться? Нам нужно до вечера найти того, кто согласится тебя приютить, иначе Зинаида Тимофеевна сообщит в детский дом.

-Папа сирота. У нас с мамой больше никого нет.. - покачала головой девочка. - Есть бабушка и дедушка, они живут в деревне недалеко от Москвы, но мама с ними не общалась.

-А почему? Ты причину знаешь? - изумилась Мария.

Девочка кивнула:

-Сестра моей матери любила моего отца, они должны были пожениться, но он выбрал мою мамочку. Они сбежали в город, сестра мамы наложила на себя руки, с тех пор ее родители о ней и слышать ничего не хотели. Я даже не знаю своих дедушку и бабушку.

-Откуда ты знаешь такие подробности? - Мария была шокирована.

- У нас не было с ней никаких секретов. Когда папа ушел на фронт и мама заболела, она рассказала мне историю своей жизни и велела, если что с ней вдруг случится, написать письмо в деревню.

-Адрес сохранился?

-Да, - кивнула девочка.

-Тогда мы попробуем им написать, а до той поры, пока не придет ответ, ты поживешь у меня.

-А это удобно? Ваша семья не будет против?

-Вся моя семья - это мой муж. Он как и твой отец защищает нашу Родину. Сейчас я пойду к директору и отменю занятия на сегодня, пойдем к тебе и напишем письмо в деревню, заодно соберем твои вещи.

***

- Мария Михайловна, вы уверены что поступаете правильно, - спросила Зинаида Тимофеевна, услышав слова классного руководителя пятого класса.

-Я уверена. Пусть пока девочка поживет у меня, я уверена, что бабушка с дедушкой захотят забрать внучку. Ведь это же ни в чем не повинный ребенок!

-Поступайте как знаете. Только в этом случае за все отвечаете вы...

- Все будет хорошо, - заверила она директора.

Они шли к дому где жили Свиридовы в молчании, каждая думала о своем. Елене было страшно и в то же время хотелось кричать и рыдать от отчаяния. А Мария Михайловна думала лишь о том, как помочь девочке пережить это горе.

Зайдя в квартиру, она велела девочке собрать ее вещи и, получив бумажку с адресом родственников, села за стол и стала писать письмо.

"Здравствуйте, Архип Семенович и Екатерина Сергеевна. Я классный руководитель Вашей внучки Свиридовой Елены Андреевны. С прискорбием сообщаю Вам, что ее мать Свиридова Надежда Архиповна скончалась в областной больнице от острой сердечной недостаточности. В связи с тем, что отец Вашей внучки сейчас служит во благо нашей Родины я прошу Вас приехать и взять внучку под свою опеку, в ином случае она может быть определена в областной детский дом. Прошу сообщить Ваше решение по адресу который будет указан на конверте, так как Леночка до в настоящее время будет проживать со мной. С уважением, Мария Михайловна Волошина."

Взяв чистый конверт, она запечатала письмо и по дороге они зашли на почту и отправили послание.

Открыв ключом дверь своей квартиры, Мария указала девочке на дальнюю комнату.

-Можешь расположиться там. Это комната младшей сестры моего мужа, она много работает, дежурит в больнице, ее часто дома не бывает. Она не будет против.

-Спасибо вам, Мария Михайловна. А что с мамой...

-Я сама всем займусь.

Рано утром в школе ей дали средства, которые собрали на погребение всей школой. Теперь ей предстояло проводить в последний путь мать своей подопечной.

Продолжение