Владимир Нужный продолжает рассказ о своем таганском дворе. На этот раз - об играх. Впрочем, некоторые из них, оказывается существовали и много-много раньше.
Девочки и мальчики
Почти все проводимое во дворе время отдавалось разным играм. Девочки играли в классики и без устали прыгали через веревочку - в одиночку или в команде.
Самым трудным было прыгать через довольно длинную веревку, которую раскручивали две подруги.
И девочки и мальчики с одинаковым увлечением играли в прятки, в салочки и в штандер. Однако даже в таких играх игроки четко разделялись по половому признаку: девочки играли только с девочками, а мальчики с мальчиками.
Рельсы для игр штука необходимая
Мальчишеских игр было больше. Все повально играли в ножички. Кому не удавалось раздобыть нож дома, изготовливали его самостоятельно. Для этого брали крупный гвоздь, несли его на Таганскую площадь, где ходил трамвай, и клали на рельсы.
После нескольких проездов по нему трамвая гвоздь расплющивался, образуя подобие лезвия, которое затачивали на камне, прикручивали деревянную ручку и пускали в дело.
На этих рельсах еще иногда устраивали подобие фейерверка: укладывали на них с небольшим интервалом капсюли от ружейных патронов с дымным порохом, отходили в сторонку и с нетерпением ждали трамвая: из-под его колес, к радости ребят, раздавалась громкая, почти пулеметная очередь. Как удавалось добывать капсюли, неясно. Хотя однажды я сам похитил несколько штук у отца, чистившего после охоты свое ружье.
Ножички
Игры в ножички было несколько разновидностей.
Первая, самая любимая, заключалась в том, что нож поначалу прикладывался концом лезвия к коленке, пальцы правой руки накладывались на рукоять и запускали его вниз таким образом, что нож, перевернувшись в воздухе, втыкался в землю. Далее следовала вторая коленка, живот, оба локтя, грудь, нос, губа и лоб. Последний, самый сложный тур назывался «ножичек с зачесом», когда нож лезвием назад клали на голову и движением правой руки смахивали его. Проигравшим считался тот, у кого он, падая, не втыкался в землю.
Захват территорий
Второй популярной игрой была игра "в землю". Двое игравших чертили круг и разделяли его пополам, разыгрывали очередность, и затем один вставал на свою половину круга, брал нож за лезвие и с разворотом бросал на территорию противника. Нож вонзался в землю, и игрок проводил им линию, присоединяя пространство за ней к своей территории. И так до полной оккупации владений противника. После неудачного броска ножа ход переходил оппоненту. В ножички мальчишки готовы были сражаться все дни напролет.
Азартный пристеночек
Были и игры на деньги. В них участвовали ребята постарше и даже великовозрастные лоботрясы, которые, маясь от безделья, слонялись по двору. Одна из таких игр называлась пристеночек. Поначалу разыгрывалась очередность хода. Затем ребром крупной монеты (чаще всего это был пятак) со всей силы били по стене, стараясь чтобы монетка отлетела как можно дальше. Задача у игроков была "приземлить" свою монету как можно ближе к разбросанным вокруг.
Если расстояние между пятаками было равно или меньше расстояния между большим и указательным пальцами растопыренной ладони, монета противника забиралась. Если нет - ход переходил следующему. Поднаторевший в этом деле игрок мог за один тур лишить состояния нескольких игравших. Игра была настолько азартной, что в нее иногда играли даже взрослые, разгорались громкие споры, бывали драки. При этом некоторые умудрялись выигрывать солидные, по детским меркам, суммы.
Расшибалочка
В чести была и расшибалочка, собиравшая вокруг много зрителей и болельщиков. Заключалась она в следующем. На асфальте мелом чертили два круга: большой и совсем маленький – в центре. По началу, как водится, разыгрывали очередность хода. Для этого с расстояния 3-4 метра все по очереди кидали биток, стараясь попасть им в центр маленького круга. В качестве битка использовали те же пятаки, тяжелые монеты царской чеканки и даже медали. Хороший биток наполовину обеспечивал успех в игре: он должен был быть в меру тяжелым, достаточно большим и "удачливым".
Тот, чей "снаряд" приземлялся ближе других к центру, начинал первым, а с того, чей биток вылетал за пределы большого круга, брали штраф (три копейки), и он был последним ходящим. Затем все складывали свои монеты стопкой - решкой вверх, - образуя тем самым банк. По нему и бил игрок. Монеты подпрыгивали и разлетались. Те, которые переворачивались вверх "орлом", шли в карман везунчику. В случае неудачи ход переходил следующему игроку. Следует заметить, что существовало несколько вариантов такой игры. В соседнем дворе, например, играли уже по-другому.
Шулерские игры
Играли и в совсем уж шулерские игры, например, в "орел и решку" или "пропади монетка". В первой игроки поначалу скидывались поровну, формируя банк из нескольких монет. Один из игравших щелчком большого пальца подбрасывал лежащую на указательном пальце той же руки монету вверх, ловил ее ладонью, накрывал другой и спрашивал, орел или решка? Если соперник угадывал, монета доставалась ему.
Чижик
Однажды во двор кто-то занес новую игру, резко потеснившую другие. Она называлась «чижик» и являла собой подобие старой русской лапты. Чижик выстругивался из палки, концы которой заостряли. Высшим пилотажем считалось изготовление чижика из бруска.
Из досточки выстругивали "лапту с ручкой". Чижик помещали в нарисованный на асфальте квадрат, и по его заостренному концу били лаптой. Чижик подпрыгивал и улетал от последующих ударов все дальше. Задача второго игрока заключалась в том, чтобы серией подобных ударов загнать бедолагу обратно в квадрат. Тот, кому это удавалось быстрее или посредством меньшего числа ударов, считался победителем.
Чекан
Похожая эпидемия случилась и после знакомства детского дворового сообщества с игрой в чеканочку. Чекан представлял собой скрученный из тряпок небольшой мячик, который внутренней поверхностью стопы подбрасывали вверх, не давая ему упасть на землю. Некоторым профессионалам удавалось по полчаса держать летающий чекан в воздухе.
Считалки
Часто играли в воздушный бой. Игроки делились на две команды. Одна из них изображала советские самолеты-истребители, а другая – немецкие. Немцем быть никто не хотел, и потому прибегали к считалочке, по результатам которой немецкая эскадрилья все-таки появлялась.
Тогда существовало несметное число считалок: «Ехала торба с высокого горба. В этой торбе рожь, овес, пшеница. Кто хочет на мне жениться?». Или: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?».
Ведущий, произнося текст, на каждом слове бил ладонью по груди вставших в кружок ребят. Тот, на кого выпадал вопрос, называл разновидность злаковой культуры или одного из персонажей считалочки и, начиная с него, счет повторялся еще раз. При этом беднягу, на которого выпадало стать овсом, королем или сапожником, выставляли из игры или делали водящим.
Воздушный бой
"Русская" и "немецкая" команды выстраивались друг напротив друга, растопыривали руки, изображая крылья, завывали истошными голосами и начинали летать - то есть бегать по двору, периодически сталкиваясь друг с другом. Необходимо был сбить вражеский самолет, иными словами - повергнуть противника на землю. Не обходилось без синяков и ссадин.
Как-то во время одного из виражей я стиснутой в кулак рукой нечаянно задел по носу немецкого аса по кличке Сопля-младший. Тот под победные вопли моей эскадрильи рухнул на землю. Все притихли, когда обнаружилось, что из носа Сопли ручьем течет кровь. Вечером мать Сопли пришла к моей маме, крича и угрожая прибить меня, как только встретит во дворе. Надо сказать, что позже победа в этом авиационном бою аукнулась для меня весьма печально.
Продолжение следует.
Еще: