Найти в Дзене

Подростки: время взрослеть

Оглавление

Ребёнок становится взрослым в 18 лет. Юридически. Но в ночь 18-летия не прилетает фея-крёстная, никакой переключатель в голове не срабатывает, чуда не происходит. Ребёнок становится полноправным гражданином, у него появляется больше обязанностей и ответственности. Рано или поздно он должен будет начать содержать себя сам. Задача родителей — помочь к этому подготовиться. Как? Рассказывает Ольга Сергеевна Андреева, доцент департамента МПСиГН МГПУ, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности, автор двух книг о деньгах для детей и их родителей и мать взрослых финансово грамотных детей.

Современные подростки — какие они?

Как автор книг о финансовой грамотности и эксперт АРФГ я часто общаюсь с родителями на тему самоопределения их детей. Вопрос важный, ведь выбор направления карьерного развития ребята делают ещё в средних классах. Должны делать. Но готовы ли к этому подростки? На практике я вижу:

  • большую разницу между представлениями детей о жизни и реальностью;
  • пассивную жизненную позицию: дети, как правило, не способны сознательно выбрать направление обучения, профессию, тип поведения в конкретной жизненной ситуации и в целом свою судьбу;
  • плохие навыки коммуникации;
  • непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики.

Опыт обсуждения дома финансов у подростков — редкость. Знания о семейном бюджете они берут из наблюдений, и не только за собственными родственниками. Часто получают в итоге негативный опыт, а не истории успеха. С такой базой сложно принимать конструктивные решения. Ребёнок не ждёт от денег ничего хорошего, ему страшно, а страх — это агрессия, требования, угрозы, манипулирование, истерика.

Разумеется, не у всех подростков так, но у многих. Собственные решения относительно всего, что серьёзнее карманных денег, часто пугают, а страх парализует. Помочь подростку можно. Для этого необходимо задавать ему вопросы и внимательно, не критикуя слушать ответы.

Один мой день — через 10 лет

Если мы попросим старшеклассника определить свои жизненные планы, посмотреть в своё будущее на 5–10 лет, то чаще всего обнаружим у него смутные представления: либо «розовые очки» искажают картину, либо «чёрные» не позволяют увидеть хоть что-то.

Не нужно ставить глобальных задач. Предложите подростку описать, каким он видит свой обычный день через 10 лет, максимально подробно, начиная с самого утра: где просыпается, что вокруг, как выглядит его жилище, что ест, что одевает, где работает, что делает в течение дня. Затем предложите вычленить из его картины будущего основные мысли.

Например:

  • стабильный высокий доход;
  • обладание дорогостоящими вещами (машина, квартира);
  • работа, требующая знаний вузовского уровня.

О чём бы ни рассказал подросток, описывая свой день, в его словах вы увидите его сокровенные мысли. Возможно, если ему хватит смелости и между вами выстроен мостик доверия, то он покажет свои ценности.

В планах на день помогите подростку увидеть задачи, которые необходимо решить в ближайшие 10 лет:

  • получить образование, которое позволит быть востребованным на рынке труда;
  • изучить основы финансовой грамотности, научиться разумному потреблению и экономии для достижения поставленных целей;
  • научиться вести бюджет: сначала на неделю, потом на месяц — это пригодится, если во время учёбы придётся жить одному в другом городе;
  • освоить бытовые навыки: готовить и убирать самому несравнимо дешевле, чем отдавать эти занятия на аутсорс;
  • найти работу, которая будет приносить стабильный доход, но не будет забирать всё время и силы.

В своих рассуждениях подросток, как правило, исходит из того, что у него «будет много денег». Возможно, в результате обсуждения сумму удалось уменьшить до более реальных масштабов. Но остаётся вопрос — где их взять? Необходимо перевести разговор в русло обсуждения профессиональных намерений подростка. Помогите ему искать дело по душе, независимо от перспективности профессии, опираясь на его устойчивые интересы.

Кем быть?

Жизнь взрослого человека во многом зависит от его работы. Выбрать профессию, к которой есть способности, которая приносит доход и моральное удовлетворение — задача не из простых. Какие профессии будут востребованы? Какие, наоборот, вытеснит искусственный интеллект? Поищите вместе с подростком ролики о профессиях XXI века. Это строительство, ГМО-фермерство, микробиология, IT и многое другое. И каждой из этих профессий придётся долго и сложно учиться.

Если подросток к моменту поступления в вуз/колледж не научился экономить, разумно тратить деньги, вкладывать средства и отдавать вовремя долги, то у него нет уверенности в своих силах и компетентности. А у вас нет спокойствия, так как при возникновении проблемных ситуаций он, скорее всего, придёт к вам. Именно поэтому последовательное обучение основам финансовой грамотности так важно в период взросления детей.

Выбрать дело по душе непросто. Попробуйте и здесь подойти к проблеме структурированно. Предложите ребёнку заполнить анкету — не для кого-то, для себя. Ему важно определиться в интересах, желаниях, возможностях. Анкета подскажет, где и у кого искать помощь. В ней нет неправильных ответов, есть только честные и те, которых от подростка ожидают.

Постарайтесь сейчас оставить свои ожидания от карьеры сына или дочери и предоставьте подростку свободный выбор. Пожалуйста, не показывайте своего огорчения, если решение вас не устроило. Если ребёнок готов попытаться сам выбрать свой путь, ему нужна вся поддержка, которую родители смогут дать. Это трудный, но необходимый этап (сама переживала такое). Даже если, с вашей точки зрения, сын или дочь выбирают будущую профессию не совсем удачно — это только их решение. Ведь готовиться, и это важно понимать самому подростку, предстоит не к вероятному социальному благополучию, а к реальной борьбе за место в жизни. В этой ситуации важно, чтобы профессия стала союзником, дарящим ощущение значимости и востребованности, а не повинностью, вытягивающей последние силы.

Сам, всё сам?

Конечно, помощь родителей подростку нужна. Взрослые видят способности и склонности ребёнка, у них есть инструменты, которые помогут развить талант или ликвидировать мешающие развитию пробелы в знаниях. Они (до определённого момента) лучше ориентируются в образовательных учреждениях региона, знают, что образование можно получить и в другим городе. Но без желания самого подростка результата добиться практически нереально: ведь речь о его профессии, а не вашей.

Если выбор ребёнка кажется вам неподходящим, попробуйте выяснить, чем он руководствовался в принятии решения. У его решения есть и плюсы, и минусы, и не всегда недостатки выбора очевидны ребёнку. Критическое мышление обычно не самая сильная черта подростка, он может просто не понимать, с какими сложностями в ходе обучения может столкнуться. Но важно не запретить (хотя до 18 лет вы имеете на это право), а проговорить с подростком все «за» и «против» его выбора.

Бывает так, что ребёнок отказывается от помощи родителей с профориентацией. Это может быть явный отказ, уход от разговора, неискренность. Это нормально, ведь в обязанности родителя входит не только поддержка ребёнка, но и контроль, а он может вызывать у подростка протест, страх критики, боязнь, что его идеи станут отрицать. Иногда родителям не хватает знаний, чтобы помочь ребёнку в выборе профессии. В этих случаях помогут психологи и специалисты по профессиональной ориентации. В работе со специалистом подросток, скорее всего, быстрее откроется и начнёт говорить об истинных своих желаниях.

Помочь найти нужного специалиста может школа. Если по каким-то причинам это нежелательно, есть службы занятости, службы психологической поддержки. Если не знаете, куда обратиться, или боитесь попасть на мошенников, начните с детского телефона доверия.