Найти в Дзене
nashgorod.ru

Конец «Свезы» в Тюмени: что стоит за кризисом деревообработки в России?

Оглавление

Тюменский завод «Свеза» приостанавливает работу. Мощности загружены лишь наполовину, предприятие с 2022 года несет убытки. Власти откладывают обсуждение судьбы завода, а эксперты предупреждают о риске цепной реакции по всей отрасли.

    Источник: 1MI
Источник: 1MI

Завод останавливается — причины названы официально

Министерство промышленности и торговли России подтвердило, что тюменская «Свеза», предприятие, выпускавшее берёзовую фанеру, временно останавливает работу. Это решение напрямую связано с серьёзными трудностями, в которых сегодня оказался весь лесопромышленный комплекс страны.

По информации ведомства, завод «Свеза» использует лишь 30–55% своих мощностей, а объём выпуска продукции всё ещё не достиг показателей 2021 года. С 2022 года предприятие несёт убытки. Критическую ситуацию усугубили несколько факторов: замедление строительной активности, падение внутреннего спроса, рост расходов на логистику, подорожание сырья и укрепление рубля, что ударило по экспортным поставкам.

«Когда у компании нет доступа к прежним экспортным рынкам, а внутренняя экономика замедляется, даже сильный игрок оказывается в уязвимом положении. Загруженность мощностей вдвое ниже нормы — это уже провал. Это значит, что предприятие работало все это время на выживание, и в таком режиме долго продержаться невозможно», — объяснил промышленный эксперт Дмитрий Костров в разговоре с «Нашим городом».

Официальное заседание штаба по устойчивому развитию экономики региона, на котором ожидалось обсуждение судьбы завода, в начале сентября так и не состоялось. Его перенесли, новая дата пока не назначена.

От алкогольного завода до водомата: на чем предлагают разбогатеть тюменцам?

Системный кризис

По оценке специалистов, загрузка мощностей на уровне 30–55 процентов означает, что предприятие не покрывает даже собственные базовые затраты. Особенно критично это в условиях, когда себестоимость растёт быстрее, чем рынок способен принять повышение цены. В таких условиях выживают только компании с минимальными издержками или уникальными технологиями, остальные же оказываются перед угрозой консервации.

«Когда предприятие загружено только наполовину, это фактически означает, что оно не покрывает даже базовые затраты. Особенно если себестоимость растёт быстрее, чем конечная цена может вырасти на рынке. В таком положении выживают только компании с минимальными издержками или уникальными технологиями. Остальные обречены на консервацию», — говорит финансовый консультант в лесопромышленной отрасли Алексей Гуров «Нашему городу».

Схожую оценку даёт экономист-аналитик Елена Назарова, специализирующаяся на промышленной политике.

«Кризис „Свезы“ — это не локальная история одного завода, а отражение системных проблем. Если меры поддержки будут фрагментарными, субсидия здесь, льгота там, то отрасль продолжит терять игроков. Нужен комплексный подход, а это стимулирование спроса, налоговые послабления, экспортные программы. В противном случае мы будем наблюдать череду остановок заводов по всей стране», — указывает она.

Тюменские власти не смогли продать завод «Бенат»

Почему фанера больше не «золотой билет»

До 2022 года фанера была одним из экспортных хитов России. До 70 процентов продукции уходило в Европу. По словам экспертов, санкции фактически обрушили этот рынок, а переориентация на Азию и Африку оказалась сложнее, чем ожидали.

«Фанера — это ж промежуточный продукт. Когда замедляется строительство и падает спрос на мебель, фанерщики оказываются без подстраховки. Добавьте к этому рост цен на транспорт, сырьё, энергетику… И бизнес перестаёт быть устойчивым», — поясняет промышленный аналитик Андрей Сухарев.

Он также добавляет, что в статистике отрасли есть и противоречие. Росстат показывает небольшой рост производства фанеры в стране — плюс 4,8% за январь–май 2025 года. Но реальность такова, что этот рост не компенсирует падения маржи и расходов. Производители делают больше, но зарабатывают меньше.

В Тюмени построят новый завод для производства сублимированных продуктов

Власть ищет решения, которых пока нет

Пока федеральные и региональные власти ограничиваются осторожными комментариями. Официальная позиция звучит так: ситуация обсуждается, меры будут приняты. Среди вероятных сценариев называются транспортные субсидии, налоговые льготы, программы стимулирования экспорта.

Доктор экономических наук Сергей Волков считает, что точечные меры не изменят картину.

«Если речь пойдёт только о транспортных субсидиях, это даст заводу год-два передышки. Но для долгосрочного эффекта нужны программы стимулирования внутреннего спроса. Это и строительство, и ипотека, и поддержка мебельного производства. Без этого предприятия снова окажутся в тупике», — обозначил эксперт в разговоре с «Нашим городом».

Тюменский завод «Стальмост» оставил 1137 работников без зарплаты

Отрасль на переломе

История со «Свезой» стала символом перелома для всей фанерной отрасли России. Старые рынки потеряны, внутренний спрос слаб, новые проекты пока только на бумаге.

«Сегодня регион стоит в точке бифуркации. Либо меры поддержки помогут сохранить действующие предприятия, либо рынок изменится радикально, уступив место новым игрокам и форматам бизнеса», — резюмирует Сергей Волков.

Пока же заводы простаивают, сотрудники живут в ожидании, а весь рынок в состоянии неопределённости. Кризис в Тюмени стал сигналом того, что деревообработка в России перестала быть тихой гаванью. И от того, насколько быстро найдутся реальные решения, зависит, останется ли регион фанерным центром страны или этот статус уйдёт в прошлое.

На экс-директора тюменского завода завели уголовное дело

Ранее «Наш город» сообщал о том, что в Тюмени перестали работать карты банка «Агропромкредит» и ограничили выдачу наличных.

Читайте также:

Фанерная отрасль трещит по швам: что стоит за остановкой тюменского завода «Свеза»?

Социальная сфера, дороги и бойцы СВО: ключевые решения заседания облдумы

Лаборатория «Росводоканал Тюмень» исследует более 160 проб воды в сутки